Напоминание

Гендерное воспитание в условиях детского сада


Автор: Горбунова Светлана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №167
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание в условиях детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерное воспитание в условиях детского сада

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в

процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,

социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и

женщинами (девочками).

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с

учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе

полоролевой социализации.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено

социокультурными нормами и зависит: от характера родительских

установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном

учреждении.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость:

детям становится понятно, что гендер не изменится - мальчики

становятся мужчинами, а девочки- женщинами.

Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом

является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе,

привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского

поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние

психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и

грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие

дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на

поведении и поступках детей.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки

лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить

конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за

себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует

культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые

дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу

ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно

распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не

проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была

физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где

нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в

группе детского сада условий для гендерной социализации детей.

Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я

поставила для себя необходимое решение следующих задач:

- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать

эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для

мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и

др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и

др.)

- создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;

-Формирование дружеского, толерантного отношения к

противоположному полу.

Я выделила главные условия гендерной социализации детей:

-Предметно- развивающая среда;

-Оформление группы, с учётом гендерных различий;

-Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей;

-Работа с семьёй.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной

полоролевой

идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных

стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении

выступает

предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из

значимых условий

формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-

создание

специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного

воспитательно - образовательного, духовного и предметного

пространства,

обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или

девочки,

превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе

полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаимодействие с детьми

своего и

другого пола в такой среде способствуют

актуализации, воспроизведению и

закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых

способов полоролевого поведения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В

сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного

поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии

с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются

мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых

поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы,

заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей

социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики

шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия

для игр

мальчиков: «Пожарные»,»Моряки»,»Военные», «Космонавты», «Строи

тели». Для девочек – «Салон красоты», «Ателье», «Кукольный

уголок»со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол,

мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек

очень важной педагогической задачей является преодоление

разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе

которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии

с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские

роли, а девочки- женские.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры,

должно быть

формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в

которую

мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и

предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как

мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с

конструкторами мальчишки.В группе имеются разные конструкторы:

начиная от крупных напольных до мелких различных видов и

назначений.

В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие

маркеры гендерных различий:

-Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и

мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа,дверца шкафов

разного цвета: голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -

девочкам).

-Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

-Расчёски индивидуальные: у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-

голубые, зелёные.

-На кроватях детей- рисунки сказочных героев: мужского и женского

типа.

Гендерный подход находит своё отражение при организации

образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с

названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами,

названиями предметов инструментов, необходимых людям разных

профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на

мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и

развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою

половую принадлежность, определить свое место в современном

обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и

оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно

подобрать материал по «интересам»: для девочек, например,

матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики,

машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической

теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать: для

мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения

детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному

воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной

деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль).

Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем

акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.В музыкально-

ритмических движениях используем дифференцированный подход:

мальчики разучивают движения требующие мужской силы,

ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает

плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами,

лентами, шарами).Например: мальчики танцуют танец моряков, а

девочки- матрёшек.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у

мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства

воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи,

рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё

это используем при театрализации.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них

отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы

нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные

сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и

Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван –

царевич», «Царевна – лягушка», «Петушок и бобовое

зёрнышко», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной,

народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом

их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки,

пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). В центре речевого

развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов,

поговорок, дидактических игр.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод

правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся

семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день

мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь

крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.

Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного

решения

задач полоролевого воспитания детей.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей

по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для

родителей» оформлена наглядная информация.

Формы работы с семьёй разнообразны: обсуждаем различные

педагогические

ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной

половой

идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать

сыновей и

дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему

«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками»; консультации

«Женские и

мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения

между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания

мальчиков и

девочек.

В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди

детей: «Портрет мамочки»; «Портрет папы». На 8 Марта провели -

чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…

Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной

социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла

культура поведения и общения детей, мальчики стали более

внимательными по отношению к девочкам, а девочки –

доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую

принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу

по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать

в дальнейшем, в зависимости от возраста.



В раздел образования