Автор: Горбунова Светлана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №167
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Гендерное воспитание в условиях детского сада
Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание в условиях детского сада
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,
социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и
женщинами (девочками).
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с
учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе
полоролевой социализации.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено
социокультурными нормами и зависит: от характера родительских
установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость:
детям становится понятно, что гендер не изменится - мальчики
становятся мужчинами, а девочки- женщинами.
Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом
является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе,
привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние
психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и
грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие
дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на
поведении и поступках детей.
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки
лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить
конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за
себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует
культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые
дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу
ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.
В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно
распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не
проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была
физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где
нужна аккуратность и тщательность.
Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в
группе детского сада условий для гендерной социализации детей.
Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я
поставила для себя необходимое решение следующих задач:
- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать
эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для
мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и
др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и
др.)
- создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;
-Формирование дружеского, толерантного отношения к
противоположному полу.
Я выделила главные условия гендерной социализации детей:
-Предметно- развивающая среда;
-Оформление группы, с учётом гендерных различий;
-Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей;
-Работа с семьёй.
Одним из ведущих условий для формирования позитивной
полоролевой
идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных
стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении
выступает
предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из
значимых условий
формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-
создание
специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного
воспитательно - образовательного, духовного и предметного
пространства,
обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или
девочки,
превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе
полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаимодействие с детьми
своего и
другого пола в такой среде способствуют
актуализации, воспроизведению и
закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых
способов полоролевого поведения.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В
сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного
поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии
с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются
мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых
поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы,
заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей
социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики
шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия
для игр
мальчиков: «Пожарные»,»Моряки»,»Военные», «Космонавты», «Строи
тели». Для девочек – «Салон красоты», «Ателье», «Кукольный
уголок»со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол,
мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек
очень важной педагогической задачей является преодоление
разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе
которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии
с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские
роли, а девочки- женские.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры,
должно быть
формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в
которую
мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и
предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как
мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с
конструкторами мальчишки.В группе имеются разные конструкторы:
начиная от крупных напольных до мелких различных видов и
назначений.
В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие
маркеры гендерных различий:
-Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и
мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа,дверца шкафов
разного цвета: голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -
девочкам).
-Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.
-Расчёски индивидуальные: у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-
голубые, зелёные.
-На кроватях детей- рисунки сказочных героев: мужского и женского
типа.
Гендерный подход находит своё отражение при организации
образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с
названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами,
названиями предметов инструментов, необходимых людям разных
профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на
мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и
развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою
половую принадлежность, определить свое место в современном
обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и
оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно
подобрать материал по «интересам»: для девочек, например,
матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики,
машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической
теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать: для
мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения
детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному
воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной
деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль).
Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем
акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.В музыкально-
ритмических движениях используем дифференцированный подход:
мальчики разучивают движения требующие мужской силы,
ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает
плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами,
лентами, шарами).Например: мальчики танцуют танец моряков, а
девочки- матрёшек.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у
мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства
воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи,
рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё
это используем при театрализации.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них
отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы
нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные
сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и
Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван –
царевич», «Царевна – лягушка», «Петушок и бобовое
зёрнышко», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», и др.
Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной,
народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом
их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки,
пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). В центре речевого
развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов,
поговорок, дидактических игр.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод
правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся
семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день
мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь
крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.
Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного
решения
задач полоролевого воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей
по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для
родителей» оформлена наглядная информация.
Формы работы с семьёй разнообразны: обсуждаем различные
педагогические
ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной
половой
идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать
сыновей и
дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему
«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками»; консультации
«Женские и
мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения
между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания
мальчиков и
девочек.
В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди
детей: «Портрет мамочки»; «Портрет папы». На 8 Марта провели -
чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…
Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной
социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла
культура поведения и общения детей, мальчики стали более
внимательными по отношению к девочкам, а девочки –
доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую
принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу
по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать
в дальнейшем, в зависимости от возраста.