Напоминание

Активные методы презентации учебного материала на дистанционных уроках русского языка и литературы.


Автор: Павлова Валентина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ "ЦОРиО"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Активные методы презентации учебного материала на дистанционных уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Активные методы презентации учебного материала на дистанционных уроках русского языка и

литературы.

Использование таких методов очень актуально. Федеральный государственный заказ

сформулировал школе определенную задачу: научить учиться. И активные методы обучения, на

мой взгляд, - необходимое средство для реализации данной задачи. Только почувствовав себя

активным участником обучения ребенок сможет приобрести определенные навыки, а

следовательно, и научиться самостоятельно получать знания. Что же дают нам активные методы

обучения? Ответить на этот вопрос можно так: непосредственно активная деятельность учащихся ,

позволяет почувствовать себя в процессе обучения, попробовать разные роли,

взаимодействовать с учителем и непосредственно приобрести необходимые знания . В активных

методах можно выделить и интерактивные методы, непосредственно касающиеся преподавания

в нашем центре. Кроме того, активное обучение сочетает в себе очень важные принципы и

методы, например, такие как использование игровых приемов, творческих заданий и многое

другое.

Если активный метод – это яркое взаимодействие учителя и ученика, в котором непосредственно

происходит приобретение новых знаний, то интерактивные методы дают еще и очень хорошую

почву для взаимодействия не только учителя и ученика , но и для самостоятельной работы, и для

взаимодействия учеников друг с другом. А учитель выступает координатором деятельности,

создавая ситуации, в которых ученик может получать знания.

Чем отличаются активные методы обучения от традиционных мы видим на этом слайде. Прежде

всего активизируется мыслительная деятельность учащихся непосредственно использованием

определенных действий, которые провоцируют более активную деятельность на уроке, развивают

творческие способности учащихся, повышают мотивацию к изучению предмета. Но самое главное,

что в основе лежит самостоятельная целенаправленная деятельность.

Особо хотелось бы сказать об активных методах самостоятельной работы учащихся над темой и

активных методах презентации учебного материала.

Первый прием, о котором мы будем говорить – это прием «Отгадай загадку». Очень

эффективный прием и для построения урока и для организации внеурочной деятельности. У нас

закрыто ключевое слово или тема, которую придется отгадать ученикам. На экране представлен

вариант такого приема. Наше слово «ЧТЕНИЕ». Например, открывается первая запись:

«Специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных

текстов». И ученик пытается отгадать, что это может быть такое. Могут быть правильные

варианты, неправильные варианты. Мы принимаем все и соглашаемся со всем. И появляется

вторая запись, второе объяснение этого понятия. И таким образом при необходимости пять раз

открываются уточняющие понятия. Ну, к пятому разу, конечно большинство обучающихся

угадывает, какое понятие скрыто в этой загадке. Прием очень эффективный и используется

достаточно часто.

Следующий прием заимствован из технологии развития критического мышления. Прием «Дерево

предсказания». Может быть в любом другом виде, может быть нарисован на доске или

заготовлен заранее. Заключается в следующем. По центру на стволе находится тема, которую мы

должны освоить в течение урока. И дети имеют возможность сделать определенный прогноз, к

чему мы придем при изучении этой темы. Свою позицию, прогноз ребенок аргументирует. Прием

научно-учебного прогнозирования очень результативен на некоторых уроках русского языка, но

особенно на уроках литературы. Так при изучении повести Пушкина «Капитанская дочка» одна из

тем посвящена анализу неоднозначного образа Емельяна Пугачева. Мы смеем предположить:

положительный герой Пугачев, или отрицательный. Учащийся выдвигает собственную гипотезу. К

выводу о правильности или неправильности которой, приходит к финалу урока.

Следующий метод «Карта решений». Хорошо работает этот прием как на уроках русского языка,

так и на уроках литературы. Если у нас есть несколько вариантов решения условной задачи, то

ребенок может продумать, какие плюсы могут быть при решении этой задачи, какие минусы. На

уроках литературы это хорошо применимо на характеристике героев. Например, Кабаниха у

Островского, точнее ее отношение к семье и выстраивание в ней определенной иерархии.

Формулируем тезис и находим в чем плюсы, а в чем ее минусы. Конечно, с цитатами из текста. Все

зависит от возраста детей и от того материала, с которым мы работаем.

Знакомый, я думаю, многим учителям прием «Кластер» или «Гроздья». Тоже заимствованный

прием. Он адаптирован для нас. Прием «Кластер» мы используем как на русском языке,так и на

литературе. Если мы говорим о литературе, то основным понятием может быть персонаж,

которого мы должны охарактеризовать, проблема, особенности конфликта Во эти ячеички

ответвления – это будут критерии характеристики. А на дальних стрелочках могут быть цитаты из

текста, которые подтвердят понятия ,закрепленные в основных ячейках. На русском языке,

допустим, изучаем имя существительное, это для нас основное понятие. Значит, вот в эти

ответвления-гроздья могут пойти постоянные морфологические признаки, непостоянные

морфологические признаки, синтаксическая роль и так далее. И опять таки работает практически

на всех изучаемых темах. На слайде прописан смысл приема и особенности его составления.

Кстати, прием можно использовать на любом этапе урока, и на стадии осмысления и рефлексии. А

еще его можно использовать таким образом: некоторые ячеички мы заполняем, а некоторые

оставляем открытыми. И когда ребенку легче будет заполнять и находить эти промежуточные

ответы.

Метод «Лото». Достаточно часто в последнее время используется на уроке. Все действительно как

в лото. У нас есть открытые горизонтали и вертикали и ребенок должен подобрать те понятия,

которые подходят в данную ячечеку. Можно использовать в электронном виде, и в программе

пауэр поинт очень легко закрываются и раскрываются эти ячейки. Этот слайд показывает данный

метод на примере изучения литературных течений и напрвлений. Похож на предыдущий метод,

метод «пазлы». Вы видите, дана цитатная характеристика героев бессмертной комедии

Грибоедова «Горе от ума». И нужно угадать героя по цитате. Посредством пазлов в итоге можно

обозначить тему урока в начале работы, которая своеобразно собирается при правильном

решени.

Все эти приемы, конечно, не новы. Но что-то мы создаем сами, что-то усовершенствуем для себя.

Для своих учеников. Но все активные методы так или иначе влияют на усвоение учебного

материала. А самое главное - ребенок учится действовать сам.



В раздел образования