Авторы: Архипова Елена Николаевна, Чеканова Марина Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Руза, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания
обучающихся.
Архипова Е.Н., методист МБОУ ДО «ЦДТ» г. Рузы
Чеканова М.Д., методист МБОУ ДО «ЦДТ» г. Рузы
Патриотизм
-
одна
из
базовых
составляющих
личности
гражданина,
выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его
истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним,
в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства
готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных
обязанностей.
Краеведение
в
системе
образования
является
традиционным
и
эффективным средством обучения и воспитания у школьников
любви
к
родному краю.
В создании системы патриотического воспитания важную
роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой
одну
из
форм
дополнительного
образования
детей
в
условиях
образовательной
организации,
развивающей
сотворчество,
активность,
самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки,
оформления и пропаганда материалов .
Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и
экспонированием
предметов
—
памятников
естественной
истории,
материальной
и
духовной
культуры,
а
также
просветительской
и
популяризаторской деятельностью.
Создание музея в школе вызвано желанием знать больше о своем городе,
селе , школе, о людях, которые здесь когда-то жили и живут, трудились и
трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей
малой
Родины.
Только
на
глубоком
изучении
нашего
исторического
прошлого можно воспитать патриота своей страны. Открытию музея должна
предшествовать интересная поисковая работа обучающихся , которая сама по
себе является активной формой воспитания патриотизма.
Одним из направлений деятельности школьного музея является поисковая
и
исследовательская
деятельность,
направленная на
изучение
истории родного края. Поисковая работа актуальна и после открытия музея.
Существует три основных пути сбора историко-краеведческого материала:
1.Планомерный систематический сбор памятников материальной и духовной
культуры (работа со СМИ, анкетирование, переписка с интересными людьми,
архивами, военкоматами и т.д.)
2. Экспедиционный сбор (походы, экспедиции).
3. Приём даров и случайные поступления
Проходит время и из памяти людей начинают уходить воспоминания о
прошлом,
исчезают
источники,
связанные с
историческими
событиями,
уходят люди – очевидцы событий. Наша задача – сохранить для будущих
поколений знания об историческом прошлом нашей Родины. Походы по
местам боевой славы родного города и поселка, встречи с ветеранами войны,
тружениками
тыла,
малолетними
узниками
фашизма
,
позволяют
детям
узнать историю своей Родины из первых уст. Такие встречи несут большой
эмоциональный
заряд,
пробуждают
лучшие
струны
детской
души.
Обучающиеся осознают важность поисковой работы, так как с каждым годом
наших дорогих ветеранов становится все меньше. Сейчас у нас есть еще
возможность записать их воспоминания и прикоснуться к великому подвигу.
Собранный
материал
обрабатывается,
редактируется
обучающимися.
Создаются Книги памяти конкретного населенного пункта, которые хранятся
в школьном музее . О своей работе ребята рассказывают ученикам школы,
родителям, жителем своего родного поселка, города. С исследовательскими
краеведческими
работами
обучающиеся
выступают
на
краеведческих
конференциях,
которые
ежегодно
проходят
в
рамках
Всероссийского
конкурса
исследовательских
краеведческих
работ
обучающихся
«Отечество».
Проведение
краеведческих
конференций
стимулирует
поисково-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов в изучении
родного края, а школьный музей становится первой отправной точкой для
развития
данного
вида
деятельности.
Проведение
краеведческих
конференций на базе школьных музеев позволяет участникам погрузиться в
волшебный мир истории, совершить путешествие во времени.Экспозиции
музея ярко иллюстрируют доклады участников, помогают эмоциональнее
донести до слушателей темы исследования.
Большое место в деятельности музея занимает просветительская работа.
Одной из эффективных форм работы являются передвижные выставки,
проведение экскурсий, проведение уроков мужества, тематических вечеров,
конкурсов.
Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их
реакция и переживания на увиденное и услышанное
.
Музейные экспонаты -
безмолвные свидетели прошлой жизни, они оживают во время экскурсий,
уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему
народу, к Родине.
Школьный
музей
-
это
музей,
созданный
руками
учащихся
и
для
учащихся
.
Деятельность
школьного
музея
представляет
собой
системообразующую
структуру,
в
рамках
которой
осуществляется
воспитательная
деятельность,
ориентированная
на
патриотическое
воспитание подрастающего поколения, выраженная в системе мероприятий,
направленных
на
познание
историко-культурных
корней,
осознания
неповторимости
Отечества,
его
судьбы,
и
своей
неразрывности
с
ней,
формирование
гордости
за
сопричастность
к
деяниям
предков
и
современников , исторической ответственности за происходящее в обществе,
формирование знаний о родном городе, районе.