Напоминание

Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания обучающихся


Авторы: Архипова Елена Николаевна, Чеканова Марина Дмитриевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Руза, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания

обучающихся.

Архипова Е.Н., методист МБОУ ДО «ЦДТ» г. Рузы

Чеканова М.Д., методист МБОУ ДО «ЦДТ» г. Рузы

Патриотизм

-

одна

из

базовых

составляющих

личности

гражданина,

выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его

истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним,

в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства

готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных

обязанностей.

Краеведение

в

системе

образования

является

традиционным

и

эффективным средством обучения и воспитания у школьников

любви

к

родному краю.

В создании системы патриотического воспитания важную

роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой

одну

из

форм

дополнительного

образования

детей

в

условиях

образовательной

организации,

развивающей

сотворчество,

активность,

самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки,

оформления и пропаганда материалов .

Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и

экспонированием

предметов

памятников

естественной

истории,

материальной

и

духовной

культуры,

а

также

просветительской

и

популяризаторской деятельностью.

Создание музея в школе вызвано желанием знать больше о своем городе,

селе , школе, о людях, которые здесь когда-то жили и живут, трудились и

трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей

малой

Родины.

Только

на

глубоком

изучении

нашего

исторического

прошлого можно воспитать патриота своей страны. Открытию музея должна

предшествовать интересная поисковая работа обучающихся , которая сама по

себе является активной формой воспитания патриотизма.

Одним из направлений деятельности школьного музея является поисковая

и

исследовательская

деятельность,

направленная на

изучение

истории родного края. Поисковая работа актуальна и после открытия музея.

Существует три основных пути сбора историко-краеведческого материала:

1.Планомерный систематический сбор памятников материальной и духовной

культуры (работа со СМИ, анкетирование, переписка с интересными людьми,

архивами, военкоматами и т.д.)

2. Экспедиционный сбор (походы, экспедиции).

3. Приём даров и случайные поступления

Проходит время и из памяти людей начинают уходить воспоминания о

прошлом,

исчезают

источники,

связанные с

историческими

событиями,

уходят люди – очевидцы событий. Наша задача – сохранить для будущих

поколений знания об историческом прошлом нашей Родины. Походы по

местам боевой славы родного города и поселка, встречи с ветеранами войны,

тружениками

тыла,

малолетними

узниками

фашизма

,

позволяют

детям

узнать историю своей Родины из первых уст. Такие встречи несут большой

эмоциональный

заряд,

пробуждают

лучшие

струны

детской

души.

Обучающиеся осознают важность поисковой работы, так как с каждым годом

наших дорогих ветеранов становится все меньше. Сейчас у нас есть еще

возможность записать их воспоминания и прикоснуться к великому подвигу.

Собранный

материал

обрабатывается,

редактируется

обучающимися.

Создаются Книги памяти конкретного населенного пункта, которые хранятся

в школьном музее . О своей работе ребята рассказывают ученикам школы,

родителям, жителем своего родного поселка, города. С исследовательскими

краеведческими

работами

обучающиеся

выступают

на

краеведческих

конференциях,

которые

ежегодно

проходят

в

рамках

Всероссийского

конкурса

исследовательских

краеведческих

работ

обучающихся

«Отечество».

Проведение

краеведческих

конференций

стимулирует

поисково-исследовательскую деятельность учащихся и педагогов в изучении

родного края, а школьный музей становится первой отправной точкой для

развития

данного

вида

деятельности.

Проведение

краеведческих

конференций на базе школьных музеев позволяет участникам погрузиться в

волшебный мир истории, совершить путешествие во времени.Экспозиции

музея ярко иллюстрируют доклады участников, помогают эмоциональнее

донести до слушателей темы исследования.

Большое место в деятельности музея занимает просветительская работа.

Одной из эффективных форм работы являются передвижные выставки,

проведение экскурсий, проведение уроков мужества, тематических вечеров,

конкурсов.

Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их

реакция и переживания на увиденное и услышанное

.

Музейные экспонаты -

безмолвные свидетели прошлой жизни, они оживают во время экскурсий,

уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему

народу, к Родине.

Школьный

музей

-

это

музей,

созданный

руками

учащихся

и

для

учащихся

.

Деятельность

школьного

музея

представляет

собой

системообразующую

структуру,

в

рамках

которой

осуществляется

воспитательная

деятельность,

ориентированная

на

патриотическое

воспитание подрастающего поколения, выраженная в системе мероприятий,

направленных

на

познание

историко-культурных

корней,

осознания

неповторимости

Отечества,

его

судьбы,

и

своей

неразрывности

с

ней,

формирование

гордости

за

сопричастность

к

деяниям

предков

и

современников , исторической ответственности за происходящее в обществе,

формирование знаний о родном городе, районе.



В раздел образования