Напоминание

Основные приемы и методы обучения, способствующие развитию творческой активности учащегося в музыкальном коллективе


Автор: Ягушевская Татьяна Федоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кезская ДШИ"
Населённый пункт: пос. Кез
Наименование материала: Статья
Тема: Основные приемы и методы обучения, способствующие развитию творческой активности учащегося в музыкальном коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные приемы и методы обучения,

способствующие развитию творческой активности учащегося

в музыкальном коллективе.

На начальном обучении в классе ансамбля я применяю кроме игры на

основном инструменте игру на металлофоне, ксиллофоне, синтезаторе,

ложках, коробочке, бубне и других шумовых инструментах. Само звучание

этих инструментов придает элемент сказочности, волшебства на уроке,

элемент игрового погружения в музыкальный образ. Ведь, безусловно, дети

устают физически, держа и растягивая тяжелый баян или аккордеон, им

нужен небольшой отдых во время урока. И это разнообразие на уроке имеет

положительный эффект в целом для учебного процесса.

Такой же положительный результат на уроках происходит и от

простукивания детьми на различных шумовых инструментах ритмического

рисунка основной мелодии нового произведения, с которым они только

знакомятся. Это приводит не только к внешней активности ребенка, но и

способствует активизации внутреннего слуха и музыкальной памяти. У

учащегося появляется интерес к новому произведению, желание поскорее его

выучить.

Необычный и красивый тембровый окрас вносят в ансамбль народных

инструментов флейта и скрипка. Конечно, не в каждой школе есть в наличии

такие инструменты и при необходимости их тембр звучания

может

воспроизвести синтезатор.

Развитию творческой активности ребенка в классе ансамбля способствует

доступность и разнообразие музыкального материала. Я использую в своей

практике метод: от простого к сложному. Начинаю игру в ансамбле с

маленьких

простейших

музыкальных

попевок,

народных

прибауток,

постепенно переходя к более сложным произведениям.

Для развития творческой активности учащегося в классе ансамбля, я

использую различные приемы звукоподражания такие как стук по корпусу

баяна

(аккордеона),

нетемперированное

глиссандо,

стук

каблучков,

«движение поезда», топанье ногой по полу, имитация звуков леса (кукушки

или дятла), звук повторяющегося «эхо». Эпизодическое поддержание ритма

при помощи ударных инструментов (коробочек, ложек), смена регистров,

октав, позволяют находить необходимые звуковые краски. Все это увлекает

детей

и

хорошо

воспринимается

слушателем

во

время

концертного

выступления.

«Формирование творческой активности в ансамблевом классе происходит

во

взаимосвязи

исполнительской

активности

участников

ансамбля

и

педагога,

которая

реализуется

в

процедуру

творческого

поиска,

в

осуществлении интерпретации», - так пишет в своей статье лауреат

международных конкурсов, доцент Самарского педагогического института

Ю.П. Арнаутов.

Многие учащиеся с большей охотой выходят на сцену, когда с ними

вместе играет их учитель. Дети чувствуют рядом надежное плечо педагога,

который в любой момент может подхватить любую партию и успешное

выступление

будет

гарантировано.

Постоянно

использовать

прием

поддержки учащихся преподавателем во время выступления на сцене я не

рекомендую. Чтобы дети

приобретали ответственность, смелость и

решительность выхода на сцену, самостоятельных детских выступлений

должно быть больше, чем выступлений с преподавателем.

Творчество исполнителя обязательно присутствует даже на стадии

освоения музыкального произведения, где роль репродуктивного начала

исключительно велика. Даже чтение ансамблевой или оркестровой партии с

помощью внутреннего слуха непременно содержит в себе творческий аспект.

Элементы исполнительской и творческой активности обнаруживаются

при попытке воспроизвести на слух, т.е. подобрать партию соседа, который

никак не может правильно сыграть свою партию. В этом процессе ведущую

роль играет слуховая активность.

Много времени уделяю работе в коллективе над ритмической точностью

исполнения. Отсутствие ее исключает всякую возможность ансамбля.

Необходимость подчинения коллективному ритму способствует развитию

слуховой активности участников ансамбля.

Также развитию творческой активности в классе ансамбля способствует

хорошо подобранный удачный состав ансамбля. Я заметила, что от

индивидуальной работы с каждым участником музыкального коллектива

напрямую зависит от того насколько быстро они выучивают нотный

материал, чисто и точно исполняют свои партии.

Хорошо, когда творческие взаимоотношения в музыкальном коллективе

подкреплены доброжелательными, дружескими взаимоотношениями между

всеми участниками. Как педагог и руководитель ансамбля внимательно

отношусь к каждому юному музыканту, при необходимости вежливо

разъясняю недопустимость наличия между участниками чувства зависти,

зазнайства, нездоровой конкуренции в коллективе.



В раздел образования