Автор: Шеховцова Наталья Петровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Набережные Челны
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Работа над контрастной полифонией на примере старинных танцев
Раздел: дополнительное образование
"Работа над контрастной полифонией на примере старинных танцев"
Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой
частью
обучения
фортепианному
исполнительскому
искусству.
Ведь
фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание
полифонического мышления, полифонического слуха, т.е. способности отдельно,
дифференцированно слышать и воспроизводить на инструменте несколько
сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий- один из
важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
После работы над одноголосными мелодиями юные пианисты приступают к
изучению двухголосия в простейшей его форме. Переход от одноголосия к
двухголосию должен проходить постепенно при достаточно прочном закреплении
пройденного материала.
Двухголосие ставит перед учеником двойную задачу:
- слышание - и проведение обоих голосов.
Ученикам хорошо знакомым с хоровым пением, а тем более участвующим в хоре,
сравнительно легко удается первая из этих задач (слышание). и наоборот,
малоразвитые музыкально ученики, даже в том случае, когда их руки как-будто
благополучно справляются с двумя голосами, ясно слышат только лишь верхний
голос, нижний голос проигрывают смутно и приблизительно. С этой целью
полезно попеть и проиграть их вместе с учеником. Необходимо добиваться, чтобы
ученик смог сыграть каждый голос сначала до конца вполне законченно и
выразительно, как самостоятельную мелодическую линию. При соединении
голосов целесообразно играть их первое время не от начала до конца, а
отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным
местам.
Для того, чтобы сделать ребенку более доступным понимание полифонии
полезно
прибегать
к
образным
аналогиям
и
использовать
программные
сочинения, в которых каждый голос имеет свою образную характеристику. Не
только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более
сложных произведений, необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого
начала лучше услышал требуемое полифоническое сочетание. Всегда следует
помнить о том, что в полифонии нет местоимения "я", а есть местоимение "мы".
Музыкальный материал нужно подбирать продуманно, постепенно возрастающей
сложности, и постоянно учить пользованию простыми и доступными способами
над полифонией.
Полифонию, доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на
три группы. Первая из них - народно-песенная музыка подголосочного склада, где
второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он
поддерживает, обогащает основной напев.
Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами. В
большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос,
которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее, значительная
линия баса (контрастная полифония). Наиболее трудны для восприятия и
исполнения сочинения имитационного склада, где голоса равноценно развиты,
"полноправны", но подчинены закону уступчивости в построении ансамбля.
Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы
старинных
композиторов,
написанные
в
стиле
контрастной
полифонии.
Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой, без
каких-либо усилий исполнителя
тембровый контраст между ними. При
исполнении же этих пьес на фортепиано необходимо создать различную окраску
голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму,
штрихам, ведет верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более
ровную и однообразную. Пьесы такого рода часто исполняются с различной
артикуляцией двух голосов и штрихов. Шедеврами пьес этого типа являются
менуэты, полонезы, марши из "нотной тетради Анны Магдалены Бах".
Танцы стали играть важную роль- как социальную, так и политическую на
протяжении всей второй половины XVII века . Будучи искусством социальным,
танцы
лучшим
образом
иллюстрировали
повсеместное
распространение
принятых правил поведения. Среди аристократии было принято постоянно
контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками
уважения и одновременно- хорошего происхождения. На балах той эпохи
стремились блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями. Кавалеры не
выбирали даже самостоятельно - пары подбирались церемониймейстером. Каждая
пара танцевала каждый танец по отдельности, выполняя шаги как можно более
аккуратно под пристальными взглядами остальных гостей.
XVII
век явился
родоначальником следующих танцев: ригодон, гавот, экосез, бурре, контрданс,
сарабанда. Кроме них в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в
прошлом веке: аллеманда, чакона, куранта, жига.
При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его
называли "королем танцев ми танцем королей". Менуэту обучались долго,
несмотря на его незамысловатый основной шаг. Очень трудно давалось манера
исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без
рывков, в точном ритме, плавно и красиво. Особенно сложной была мужская
партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало
элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то
в другой руке, а затем непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие,
пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. XVIII век-
век скорого менуэта. Ему свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных
движений.
Пример: Й.Гайдн "Менуэт" G -dur. Исполняет ученица 2 класса, хорового
отделения Калашинская Алла.
Бурре- (от глагола bourer- вязанка мелких дров, делать неожиданные или
резкие прыжки)- старинный французский народный танец. Возник примерно
около середины XV-XVI века. В XVII веке бурре входит в обиход высших
аристократических
слоев
общества
и
становится
придворным
танцем.
Придворный Бурре - танец с характерным четким размером, энергичным темпом,
четким ритмом и чаще всего начинающийся с затакта в одну четверть.
Пример: Я.Сен - Люк Бурре Исполняет ученица 2 класса, хорового отделения
Калашинская Алла.
Сарабанда (исп.zarabanda)- старинный испанский народный танец .
Изначально ведет происхождение из Латинской Америки, где являл собой танец-
соблазнение с использованием кастаньет и весьма откровенными объятиями
партнеров. После нескольких не слишком удачных попыток католической церкви
запретить его исполнение, начинается сознательное переосмысление танца,
призванное снизить его популярность. Сарабанда исполняется на похоронах, и
музыка к ней пишется на заказ в минорном ладе. В XVII-XVIII
вв.
облагороженный танец, а ко второй половине XVII
в. теряет популярность.
Музыкальный размер 3/4,3/2. Танцевали ее с сопровождением гитары или пения с
флейтой и арфой. Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном
виде,
получив
более
благородный
и
величественный
характер.
Темп
в
обновленной сарабанде медленный, форма двухколенная, т.е. "квадратное"
строение (каждое колено в восемь тактов).
Пример: Сарабанда из сюиты d-moll. Исполняет ученица 5 класса, хорового
отделения Ерофеева Ирина.
Заключение.
Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности,
всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку,
понимать ее,
с
удовольствием работать
над произведениями.
Овладение
полифонией много дает учащимся не только для приобретения навыков
исполнения полифонической музыки, но и для музыкально-исполнительской
подготовки в целом. Особенно значительна роль работы над полифонией в
слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении
вести
мелодическую
линию.
Бесспорную
пользу
приносит
работа
над
полифоническими
произведениями
в
области
технического
мастерства;
вырабатывается точность ,чеканность звучания.
Полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов,
и осваивать ее следует с начального этапа обучения.