Авторы: Большакова Наталья Николаевна, Наталья Николаевна Большакова
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "Инсарский районный Дом творчества"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Инсар
Наименование материала: Выступление
Тема: «Дополнительное образование детей- потенциал воспитания"
Раздел: дополнительное образование
«Дополнительное образование детей- потенциал
воспитания»
Дополнительное образование - один из социальных институтов детства,
который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него
творческая деятельность ребенка первична. Оно дает возможность выбрать
тот круг общения, который соответствует интересам детей. Дополнительное
образование
расширяет воспитательные возможности школы, которое
осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела»,
что обеспечивает его привлекательность и результативность.
Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому
пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение,
а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и
нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает
положительные условия для их совершенствования.
На
сегодняшний
день
развитие
и
воспитание
подрастающего
поколения в Инсарском Доме творчества осуществляется в рамках системной
деятельности детских творческих объединений.
О нас можно сказать так: «здесь всё по- другому...». Сюда не
заставляют ходить учиться - дети занимаются добровольно, поскольку эти
занятия соответствуют склонностям ребенка; здесь не учат тому, что детям
не нужно или не интересно - такие программы просто закрываются; здесь
можно перейти от одного педагога к другому, - и никто тебя за это не осудит;
здесь педагог и ребенок связаны узами общего для обоих интереса и потому
чрезвычайно привязаны друг к другу; сюда приходят за тем, чтобы «найти»
себя, понять и развить свои природные способности; здесь каждый ребенок
достигает того или иного успеха, и окружающие это всегда замечают. Дети,
не очень успешные в учебе, часто раскрываются в творчестве, тем самым
получая эмоциональную реабилитацию.
Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была
пронизана многообразными видами деятельности и была включена в систему
позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных
видах деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные
ценности,
постепенно
переходя
из
позиции
потребителя
в
позицию
производителя.
И я как педагог по декоративно-прикладному направлению считаю, что
значимым местом в работе с детьми является формирование ценностного
отношение к своему родному краю, своему народу, культурному наследию,
народным традициям, старшему поколению, природе, труду и творчеству.
Я стремлюсь к созданию благоприятной высоконравственной среды,
наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием. На занятиях
дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учатся
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои умения с умениями
остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Обучающиеся
переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения
новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. А также тонко чувствовать и
подмечать красоту в обыденном. В их руках
самые простые вещи
превращаются в красивые поделки и сувениры из соленого теста, картины из
лент,
сувениры из бисера
и многое другое. Поэтому
мы с детьми
находимся в постоянном поиске новых техник, методов и приемов. Ведь
именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты и привить
любовь к труду. Я стараюсь превратить процесс трудового обучения в
интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее
внутренний
мир
ребенка.
Каждое
занятие
открывает
что-то
новое,
последовательно, ступенька за ступенькой, приближает к пониманию
красоты и гармонии.
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является
обязательным
условием
успешности
образовательного
процесса:
Всероссийский конкурс «Радуга талантов», «Талантоха», республиканский
конкурс «Калейдоскоп профессий», республиканский конкурс
детско-
юношеского
творчества
по
пожарной
безопасности,
республиканский
конкурс
«Экология.Дети.Творчество».
Совместные
творческие
работы
педагога и детей включаются в экспозиции профессиональных выставок
народных художественных промыслов и ремесел финно-угорских народов,
«Шубрат, Мордовия!» и многое другое.
Как
заставить
детскую
душу
трудиться?
Сделать-
творчество
потребностью, частью жизни? Задача сложная, но все вместе я как педагог,
родители, дети- находим ключ к тайнам детской души и творчества.
Родители, в структуре налаживаемого взаимодействия, являются сегодня
самыми
доброжелательными
«потребителями»
производимого
детьми
«продукта их творческого труда». Поэтому не случайно каждый родитель-
желанный
гость
в
объединении.
Их
мнение,
пожелание,
оценочные
суждения, учитываются мною при организации работы с детьми.
В работе использую разнообразные формы взаимодействия с родителями:
дни открытых дверей;
посвящение в кружковцы;
открытые учебные занятия с приглашением родителей;
индивидуальные консультации;
традиционные праздники;
родительские собрания и итоговые праздники по окончании учебного года.
организация экскурсий как в течение учебного года , так и во время каникул.
Уже доброй традицией стали творческие отчеты под девизом «Знай!
Важней всего на свете – дом, любовь, семья и дети» в рамках
международного Дня Семьи. Ежегодно по итогам учебного года проводим
праздник «Радуга талантов». Этот праздник по своей сути – церемония
награждения обучающихся, ставших лауреатами и победителями различных
конкурсов, соревнований и их родителей за проделанную работу в течение
учебного года.
Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью
объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка,
предоставляет
обучающимся
широкие возможности для получения
современного качественного образования,
а с внедрением внеурочной
деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует
развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.