Автор: Попкова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: с. Апраксино, Чамзинский район, Мордовия
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Согласные звонкие и глухие"
Раздел: среднее образование
Согласные звонкие и глухие
Цель: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать
согласные звонкие и глухие;
развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание,
память;
воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки-задания, карточки-таблицы.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Проверка ранее изученного (два человека у доски):
1) - Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,
В чащ.. леса слыш..тся разные звуки: стук дятла, свист сол..в..я.
- Над словами поставить букву Т, если все согласные твёрдые;
букву М, если все согласные мягкие; ТМ – если и мягкие и твёрдые.
2) Заполнить таблицу «Согласные, не имеющие пары по твёрдости-мягкости»
Всегда твёрдые
Всегда мягкие
Ж Ш Ц
Ч Щ Й
3. Сообщение темы и цели урока (работа с фразой)
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
- На доске написана фраза. Прочитайте её (учащиеся читают)
- Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные
претерпели изменения при письме? (звонкие и глухие)
- Прочитаем, как нужно.
- К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
- А теперь запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?
(согласные звонкие и глухие)
- А какие цели вы поставите себе на этом уроке?
4. Работа над темой
1) Диктант «Для одного солиста»
(вызывается один ученик к доске, пишет под диктовку, объясняет знаки препинания)
Если слышишь парный звук, запятая - сложное предл.
Будь внимательней, мой друг, запятые - обращение
Парный сразу проверяй, запятая – однор.члены
Слово смело изменяй.
- Подчеркните согласные, требующие проверки.
- Совет хороший. Но что значит изменить слово с целью проверки?
( это значит найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного
стоял гласный или сонорный согласный)
2) Работа с доской (у доски 2 учащихся)
- Записать слова, установить трудный согласный в слове и проверит его
письменно.
1-й ученик: 2-й ученик:
Ястреб косьба
Хрустнуть властный
Клад пастбище
Площадь тренировка
- Составить с любым из слов предложение с прямой речью.
3) Работа с учебником
(упр. 276, с )
4) Игра «Путешествие в страну «русский язык»
1. Сколько звуков [ш] в предложении:
«Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож» (четыре)
2. В каком слове звуков больше, чем букв:
А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко Г) час
4. В каком слове все согласные звуки глухие?
А) вскачь Б) мышь В) плащ Г) стон
5. Написание какого слова не расходится с произношением?
А) счёт Б) ряд В) стать Г) сдать
6. Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву)
другим. Отгадайте их.
1) С [к] я в школе на стене, 2) С [б] мучительной бываю,
Горы, реки есть на мне. С [м] одежду пожираю,
С [п] от вас не утаю - С [р] актёру я нужна,
Тоже в классе я стою. С [с] для повара нужна.
(карта - парта) (боль – моль – роль – соль)
7. Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много
ошибок. Исправьте его ответы.
А) «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
Б) «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
В) «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
Г) «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
Д) «Ледяная королева» («Снежная королева»)
Е) «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
Ж) «Стойкий железный солдатик» («Стойкий, оловянный солдатик»)
5. Итог урока
- Мир знаний необъятен, и вы должны идти дальше, узнавать больше, чтобы страна под
названием «Русский язык» была для вас интересной и занимательной.
6. Домашнее задание:
1) П 55; упр №279