Напоминание

"Согласные звонкие и глухие"


Автор: Попкова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Апраксинская СОШ"
Населённый пункт: с. Апраксино, Чамзинский район, Мордовия
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Согласные звонкие и глухие"
Раздел: среднее образование





Назад




Согласные звонкие и глухие

Цель: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать

согласные звонкие и глухие;

развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание,

память;

воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карточки-задания, карточки-таблицы.

Ход урока

1.Орг. момент

2. Проверка ранее изученного (два человека у доски):

1) - Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,

В чащ.. леса слыш..тся разные звуки: стук дятла, свист сол..в..я.

- Над словами поставить букву Т, если все согласные твёрдые;

букву М, если все согласные мягкие; ТМ – если и мягкие и твёрдые.

2) Заполнить таблицу «Согласные, не имеющие пары по твёрдости-мягкости»

Всегда твёрдые

Всегда мягкие

Ж Ш Ц

Ч Щ Й

3. Сообщение темы и цели урока (работа с фразой)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

- На доске написана фраза. Прочитайте её (учащиеся читают)

- Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные

претерпели изменения при письме? (звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- К чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(искажается смысл слов и фразы)

- Какой вывод можно сделать?

- А теперь запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?

(согласные звонкие и глухие)

- А какие цели вы поставите себе на этом уроке?

4. Работа над темой

1) Диктант «Для одного солиста»

(вызывается один ученик к доске, пишет под диктовку, объясняет знаки препинания)

Если слышишь парный звук, запятая - сложное предл.

Будь внимательней, мой друг, запятые - обращение

Парный сразу проверяй, запятая – однор.члены

Слово смело изменяй.

- Подчеркните согласные, требующие проверки.

- Совет хороший. Но что значит изменить слово с целью проверки?

( это значит найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного

стоял гласный или сонорный согласный)

2) Работа с доской (у доски 2 учащихся)

- Записать слова, установить трудный согласный в слове и проверит его

письменно.

1-й ученик: 2-й ученик:

Ястреб косьба

Хрустнуть властный

Клад пастбище

Площадь тренировка

- Составить с любым из слов предложение с прямой речью.

3) Работа с учебником

(упр. 276, с )

4) Игра «Путешествие в страну «русский язык»

1. Сколько звуков [ш] в предложении:

«Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож» (четыре)

2. В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс

3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной Б) шесть В) широко Г) час

4. В каком слове все согласные звуки глухие?

А) вскачь Б) мышь В) плащ Г) стон

5. Написание какого слова не расходится с произношением?

А) счёт Б) ряд В) стать Г) сдать

6. Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву)

другим. Отгадайте их.

1) С [к] я в школе на стене, 2) С [б] мучительной бываю,

Горы, реки есть на мне. С [м] одежду пожираю,

С [п] от вас не утаю - С [р] актёру я нужна,

Тоже в классе я стою. С [с] для повара нужна.

(карта - парта) (боль – моль – роль – соль)

7. Незнайка побывал в городе Цветов на конкурсе «Знаешь ли ты сказки». И наделал много

ошибок. Исправьте его ответы.

А) «Снежная принцесса» («Снежная королева»)

Б) «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)

В) «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)

Г) «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)

Д) «Ледяная королева» («Снежная королева»)

Е) «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)

Ж) «Стойкий железный солдатик» («Стойкий, оловянный солдатик»)

5. Итог урока

- Мир знаний необъятен, и вы должны идти дальше, узнавать больше, чтобы страна под

названием «Русский язык» была для вас интересной и занимательной.

6. Домашнее задание:

1) П 55; упр №279



В раздел образования