Авторы: Пелевина Любовь Сергеевна, Орешкова Наталья Николаевна
Должность: инструктора по физкультуре
Учебное заведение: МДОБУ " Детский сад № 28"Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Проект "Русская старина"
Тема: Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 23 февраля «Богатырские игры»
Раздел: дошкольное образование
Проект «Русская старина»
«Русский народ не должен терять своего нравственного
авторитета среди других народов – авторитета, достойно
завоеванного русским искусством, литературой. Мы не
должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках,
литературе,
языке,
живописи…
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы
будем
озабочены
воспитанием
душ,
а
не
только
передачей знаний»
Д. Лихачев
Актуальность
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов
России.
Цель его -
популяризация народного искусства и сохранения культурных традиций,
памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех
народов и этнических общностей.
Цель проекта: приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского
народа, ознакомление с историей, традициями; воспитание у детей патриотических чувств и
духовности.
Задачи проекта:
1.
Познакомить с культурой и традициями народа Руси.
2.
Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных,
этнографических, исторических источников и адаптированных для детей дошкольного возраста;
прививать нравственные ценности, присущие русскому народу.
3.
Развивать и обогащать словарный запас.
4.
Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору,
традициям народа.
Ожидаемые результаты:
1.
Обогащение и систематизация знания детей о культуре и традициях русского народа.
2.
Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому.
3.
Умение передавать свои знания в разных видах продуктивной деятельности.
4.
Воспитание любви, чувства гордости за свою Родину.
Организационные формы работы над проектом:
беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, сказаний о Русских богатырях;
рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова;
знакомство со старинным оружием (меч, булава, копье, боевой топор, сабля, нож, дубина и т.п.);
подготовка детских работ (рисунков, коллажей) к выставке по теме «Русская старина»;
изготовление оформления для спортивного развлечения: дуб, сундук, яйцо (воздушный шарик
белого цвета), избушка Бабы-Яги, бутафорский замок Кощея, вещий камень с надписями для выбора
предстоящего пути;
подготовка костюмов для детей и взрослых (русские народные костюмы для ведущей, Василисы
и детей (косоворотки и кушаки для мальчиков и платья для девочек), Бабы-Яги, Воеводы (шлем,
кольчуга, сапоги, накидка, меч, щит);
разучивание флэшмо
́
ба «Русские богатыри»;
приобретение угощения для детей (пирог или что - то подобное).
Продукты реализации проекта:
1.
Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта «Русская старина».
2.
Фотовыставка «Старинное оружие».
3.
Выставка детских работ - рисунков, коллажей «Русская старина».
4.
Спортивное развлечение «Богатырские игры».
Участники проекта:
воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители,
инструктора по физкультуре
Сроки реализации проекта: февраль 2022 года
Спортивное развлечение
посвященное
23 февраля
«Богатырские игры»
Подготовили:
Пелевина Л.С.,
Орешкова Н.Н.
инструктора
по
физической
культуре
2022г
Цель:
Приобщение детей к истории и культуре своей Родины, героическому прошлому Русского
народа;
Задачи:
обогатить представление детей о былинных героях, русских богатырях и их ратных
подвигах;
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, сплоченности;
развивать физические качества: силу, быстроту, ловкость, координацию движений.
Место проведения: МДОБУ №28 «Аленький цветочек», музыкальный зал.
Время и место проведения: с 18.02.2022 по 22.02.2022г. по графику.
Действующие лица
Ведуща-----------Пелевина Л.С.
Воевода_______Черноусов С.В.
Баба Яга______Орешкова Н.Н.
Василиса Прекрасная------воспитатель группы
Чтецы 4 человека
Оборудование
Дуб, сундук, замок Кощея, дом Бабы Яги, вещий камень с надписями для выбора
предстоящего пути, детские работы рисунки и коллажи, мечи, (по числу мальчиков), тряпочные
булавы 2 шт., шлем, кольчуга и накидка для воеводы, 1 скамейка, канат, дорожка «Уж», 10-12
массажных ковриков, шишки по 3 шт. на ребенка, белый надувной шарик, фрукты и овощи по
15 шт., чугунок, кастрюля, стол 2 шт., кушаки и косоворотки мальчикам, русские народные
костюмы для девочек.
Оформление зала
На боковой стене выставка детских работ на тему «Русская старина», на другой стороне
фотовыставка «Старинное оружие».
На центральной стене оформлен – дуб. Перед ним на самом верху крепится картонный
сундук на леске для движения, в котором лежит «яйцо» (белый надувной шарик). По одну
сторону от дуба – бутафорский замок Кощея, по другую – Домик Бабы Яги, вещий камень. Дети
в русских народных костюмах входят в зал под музыку (Николай Емелин
«
Братина
»
(Сибирь)
минус), садятся на стульчики.
Ведущая. (В русском народном костюме).
Дорогие ребята! Скоро 23 февраля
наша страна будет отмечать праздник – День
ащитника Отечества! Сейчас на защите нашей Родины стоят солдаты Российской армии.
Ребята, а вы знаете, как называли защитников Родины, в далёком прошлом, в древности?
Дети: Богатыри!
Ведущий: Правильно, в давние времена нашу землю оберегали и защищали от врагов богатыри.
Жили они давным-давно, но нынешним воинам есть чему у них поучиться.
Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой,
удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест
ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг все русские люди, и
стар и млад, поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.
Несколько веков назад дети взрослели рано. С самого детства приучали их к работе. Но не
только пахать и знать ремесло должен был мальчик, но и уметь защитить себя и свою землю от
злого врага. Когда наши мальчики вырастут, мы уверены, они тоже станут достойными
защитниками Отечества.
Раздается стук в дверь, входит воевода (взрослый в соответствующем костюме).
Воевода. Беда, беда!
Ведущая. Что случилось? Кто вы?
Воевода.
Здравствуйте,
люди
добрые!
Низкий
вам
всем
поклон
от
нас,
русских
богатырей! (кланяется)
Ведущий: Здравствуй богатырь русский! Откуда и куда путь держишь?
Воевода: Иду я от своего родного города Мурома. Горе у меня! Кощей похитил красоту
русскую – Василису Прекрасную. А я – Воевода. Ищу по белу свету юных богатырей. Собираю
дружину славную, хочу на смертный бой с Кощеем пойти, освободить Василисушку. Ой! Да я
смотрю, у вас тут добрых молодцев полным – полнехонько. Не хотите ли вступить в мою
дружину?
Дети (хором): Да!
Мальчик 1.
Любит русский человек
Праздник силы всякой,
От того и хлеще всех
Он в труде и драке.
И в привычке у него –
Издавно, извечно
За любое удальство
Уважать сердечно.
Воевода. Но прежде я должен испытывать вас на силу, ловкость, смекалку, удаль молодецкую.
Для начала испытаем удаль молодецкую. Сможете дружно, весело повторять за мной?
(раздает мальчикам сабли они встают в шахматном порядке).
I.
Флешмоб «Богатырская сила»
(Мальчики, одетые под богатырей с мечами, исполняют флэшмо
́
б «Русская Рать»
автор Николай Емелин «Русская рать»
Ведущая.
Батюшка воевода! Ну как, годятся наши молодцы для твоей дружины?
Воевода. Молодцы! Удалые, весёлые молодцы, но я еще не все испытания провел. Теперь
я хочу испытать их на ловкость.
II
. «Борьба с булавами»
(Участники становятся возле скамейки, на скамейку с разных сторон встают 2
ребенка и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, столкнуть соперника на пол,
тот кто слетел со скамейки садится на стульчики и игра продолжается).
Ведущая. Ну, а теперь, Воевода наши дети готовы вступить в твою дружину?
Воевода. Молодцы! Да только есть еще у меня для них испытания. Хочу испытать вашу
силу молодецкую.
IV
. «Перетягивание на кушаках»
(Мальчики встают парами у черты (разложенный канат) и, взявшись за кушаки, по
команде «Начали!» должны перетянуть соперника на свою сторону. Кого перетянули,
тот покидает игру и садится на стульчик, а из выигравших образуют новые пары и игра
продолжается пока не останется 1 игрок).
Ведущая. Ну, как годятся наши молодцы для твоей дружины?
Воевода. Хороши, но есть еще у меня для них задание.
Ведущая.
Подожди, батюшка Воевода. Дай ребятушкам передохнуть перед новыми
испытаниями, а девочки для них сейчас хоровод заведут.
Девочка 2.
С разных состязаний,
И с победою желанной,
Едут витязи домой.
Славит их народ честной,
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
III
.Танец «Балалайка»
Ведущая. ( Воеводе). Ну, вот теперь можешь дальше наших молодцев испытывать.
Воевода: Ни у кого не осталось сомнения, что в этом зале настоящие богатыри собрались.
Велика их силушка. А вот готовы ли они свою смекалку показать? Вот сейчас проверим.
Вопросы:
- Как называется сказание о богатырях? (былина)
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)
-Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)
- Богатырская цифра (три)
- Назовите имена героев – богатырей? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня
Никитич)
- Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок
воинов «один на один» начинается с использования именно этого оружия. (Копьё, пика)
-То оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело.
(Щит)
- Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и
тяжёлой круглой ударной части. (Булава)
-Главное оружие Соловья-разбойника (Свист)
Воевода
:
Ну, а теперь последнее испытание. Хочу посмотреть, какие вы дружные, потому,
что Кощея в одиночку не одолеть. Все богатыри на Руси ведали: один в поле не воин.
V
. Конкурс «Перетягивание каната»
(Одна группа берется за канат с одной стороны, другая с другого конца)
Воевода. И опять вы с заданием справились, все такие сильные, дружные!
Ведущая. А наши ребята, воевода, не только удалые, сильные, ловкие они еще танцоры
отличные.
Ребенок 3.
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружиться шар земной
Ребенок 4.
Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
VI
. Танец парный «Русский наигрыш»
»
Ведущая. Ну, как, Воевода, берешь наших ребят в свою дружину?
Воевода. Молодцы! Решил я вас всех взять в свою дружину. Путь нам предстоит далекий,
битва – нелегкая, а вместе мы Кощея одолеем. Ну – ка, дружина моя стройся!
(Тут, из- за избушки выходит Баба-Яга)
Баба – Яга. Что – то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело!
А ну отвечайте, откуда вы и куда путь держите?
Воевода.
Здравствуй, Баба – яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежонку
починила, да развеселила! А то, видишь, как мы притомились, пригорюнились.
Баба –– Яга. Ой, простите старую, касатики, да как же я всех накормлю, напою? Вас вон
сколько, а я одна.
Ведущая. Баба – яга, посмотри, сколько помощниц с нами идёт (показывает на девочек),
они тебе помогут.
Баба –– Яга. А вы, что делать – то умеете, красавицы?
Ведущая. Да все, что девочке положено уметь делать. Всему их матушки обучили. И ткать,
и щи варить, и народ веселить.
Ребенок 4 .
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!
VII
. Песня «Солдатушки, бравы ребятушки…»».
Баба –– Яга. Ой, спасибо, красавицы, развеселили народ, петь то все умеют, а что еще вы
можете - то?
Ведущая. Баба –– Яга. А еще они могут и щи и компот сварить, они все умеют, их
матушки всему научили, вот сейчас тебе и покажут, а добры молодцы пока посидят, отдохнут.
VIII
. Игра «Разложи правильно»
(В одной корзине сложены овощи и фрукты, по сигналу, каждая девочка берет один
предмет и несет его либо в крынку или кастрюлю (фрукт для компота), либо в чугунок
(овощ для щей).
Баба –– Яга. И вправду все делать умеют, все знают, правильно все овощи и фрукты
разложили, вот молодцы красны девицы.
Воевода. А идем мы, Баба – Яга, с Кощеем биться, Василису Прекрасную из беды
выручать.
Баба –– Яга. Ой, соколики, вы мои! Не одолеть вам Кощея силой богатырскою; он ведь
бессмертный. Вам надо его смерть найти. А находится она в яйце, а яйцо – то в сундуке, а
сундук висит на высоком дубе. Ведут к этому дубу 2 дороги. Одна длинная, но безопасная, а
вторая короткая, но с преградами и трудностями.
Воевода. Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо,
Василису скорей выручать.
(Баба – Яга показывает дорогу. Дети становятся в 2 колонны и перепрыгивают ров, в
котором лежит уж (атрибут), проходят по кочкам (массажным коврикам), подлезают
под дуги.
Воевода. Вот мы и добрались до заветного дуба. Сундук висит высоко, просто так нам его
не достать, попробуем его сбить.
(Всем детям раздают по 3 шишке, и они выполняют метание по сундуку, после
каждого попадания сундук опускается все ниже и ниже).
Воевода. ( Достает из сундука «яйцо») Вот она, смерть Кощеева! (Протыкает шар,
заранее приготовленной иглой и из-за дуба выходит Василиса прекрасная)
Василиса прекрасная. Спасибо вам, молодцы, что спасли меня от Кощея Бессмертного,
знаю: теперь не топтать врагу землю – матушку, раз такие богатыри на ней подрастают.
Воевода. Еще раз спасибо вам молодцы, за службу верную, а вам девицы, за то, что
богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали.
Василиса прекрасная. А за то, что вы меня из плена Кощея вызволили, хочу я угостить
вас всех гостинцами. (Раздает всем детям угощение).