Напоминание

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 23 февраля «Богатырские игры»


Авторы: Пелевина Любовь Сергеевна, Орешкова Наталья Николаевна
Должность: инструктора по физкультуре
Учебное заведение: МДОБУ " Детский сад № 28"Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Проект "Русская старина"
Тема: Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 23 февраля «Богатырские игры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Русская старина»

«Русский народ не должен терять своего нравственного

авторитета среди других народов – авторитета, достойно

завоеванного русским искусством, литературой. Мы не

должны забывать о своем культурном прошлом, о наших

памятниках,

литературе,

языке,

живописи…

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы

будем

озабочены

воспитанием

душ,

а

не

только

передачей знаний»

Д. Лихачев

Актуальность

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов

России.

Цель его -

популяризация народного искусства и сохранения культурных традиций,

памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех

народов и этнических общностей.

Цель проекта: приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского

народа, ознакомление с историей, традициями; воспитание у детей патриотических чувств и

духовности.

Задачи проекта:

1.

Познакомить с культурой и традициями народа Руси.

2.

Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных,

этнографических, исторических источников и адаптированных для детей дошкольного возраста;

прививать нравственные ценности, присущие русскому народу.

3.

Развивать и обогащать словарный запас.

4.

Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору,

традициям народа.

Ожидаемые результаты:

1.

Обогащение и систематизация знания детей о культуре и традициях русского народа.

2.

Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому.

3.

Умение передавать свои знания в разных видах продуктивной деятельности.

4.

Воспитание любви, чувства гордости за свою Родину.

Организационные формы работы над проектом:

беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, сказаний о Русских богатырях;

рассматривание картины «Три богатыря» Васнецова;

знакомство со старинным оружием (меч, булава, копье, боевой топор, сабля, нож, дубина и т.п.);

подготовка детских работ (рисунков, коллажей) к выставке по теме «Русская старина»;

изготовление оформления для спортивного развлечения: дуб, сундук, яйцо (воздушный шарик

белого цвета), избушка Бабы-Яги, бутафорский замок Кощея, вещий камень с надписями для выбора

предстоящего пути;

подготовка костюмов для детей и взрослых (русские народные костюмы для ведущей, Василисы

и детей (косоворотки и кушаки для мальчиков и платья для девочек), Бабы-Яги, Воеводы (шлем,

кольчуга, сапоги, накидка, меч, щит);

разучивание флэшмо

́

ба «Русские богатыри»;

приобретение угощения для детей (пирог или что - то подобное).

Продукты реализации проекта:

1.

Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта «Русская старина».

2.

Фотовыставка «Старинное оружие».

3.

Выставка детских работ - рисунков, коллажей «Русская старина».

4.

Спортивное развлечение «Богатырские игры».

Участники проекта:

воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители,

инструктора по физкультуре

Сроки реализации проекта: февраль 2022 года

Спортивное развлечение

посвященное

23 февраля

«Богатырские игры»

Подготовили:

Пелевина Л.С.,

Орешкова Н.Н.

инструктора

по

физической

культуре

2022г

Цель:

Приобщение детей к истории и культуре своей Родины, героическому прошлому Русского

народа;

Задачи:

обогатить представление детей о былинных героях, русских богатырях и их ратных

подвигах;

воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, сплоченности;

развивать физические качества: силу, быстроту, ловкость, координацию движений.

Место проведения: МДОБУ №28 «Аленький цветочек», музыкальный зал.

Время и место проведения: с 18.02.2022 по 22.02.2022г. по графику.

Действующие лица

Ведуща-----------Пелевина Л.С.

Воевода_______Черноусов С.В.

Баба Яга______Орешкова Н.Н.

Василиса Прекрасная------воспитатель группы

Чтецы 4 человека

Оборудование

Дуб, сундук, замок Кощея, дом Бабы Яги, вещий камень с надписями для выбора

предстоящего пути, детские работы рисунки и коллажи, мечи, (по числу мальчиков), тряпочные

булавы 2 шт., шлем, кольчуга и накидка для воеводы, 1 скамейка, канат, дорожка «Уж», 10-12

массажных ковриков, шишки по 3 шт. на ребенка, белый надувной шарик, фрукты и овощи по

15 шт., чугунок, кастрюля, стол 2 шт., кушаки и косоворотки мальчикам, русские народные

костюмы для девочек.

Оформление зала

На боковой стене выставка детских работ на тему «Русская старина», на другой стороне

фотовыставка «Старинное оружие».

На центральной стене оформлен – дуб. Перед ним на самом верху крепится картонный

сундук на леске для движения, в котором лежит «яйцо» (белый надувной шарик). По одну

сторону от дуба – бутафорский замок Кощея, по другую – Домик Бабы Яги, вещий камень. Дети

в русских народных костюмах входят в зал под музыку (Николай Емелин

«

Братина

»

(Сибирь)

минус), садятся на стульчики.

Ведущая. (В русском народном костюме).

Дорогие ребята! Скоро 23 февраля

наша страна будет отмечать праздник – День

ащитника Отечества! Сейчас на защите нашей Родины стоят солдаты Российской армии.

Ребята, а вы знаете, как называли защитников Родины, в далёком прошлом, в древности?

Дети: Богатыри!

Ведущий: Правильно, в давние времена нашу землю оберегали и защищали от врагов богатыри.

Жили они давным-давно, но нынешним воинам есть чему у них поучиться.

Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой,

удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест

ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг все русские люди, и

стар и млад, поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.

Несколько веков назад дети взрослели рано. С самого детства приучали их к работе. Но не

только пахать и знать ремесло должен был мальчик, но и уметь защитить себя и свою землю от

злого врага. Когда наши мальчики вырастут, мы уверены, они тоже станут достойными

защитниками Отечества.

Раздается стук в дверь, входит воевода (взрослый в соответствующем костюме).

Воевода. Беда, беда!

Ведущая. Что случилось? Кто вы?

Воевода.

Здравствуйте,

люди

добрые!

Низкий

вам

всем

поклон

от

нас,

русских

богатырей! (кланяется)

Ведущий: Здравствуй богатырь русский! Откуда и куда путь держишь?

Воевода: Иду я от своего родного города Мурома. Горе у меня! Кощей похитил красоту

русскую – Василису Прекрасную. А я – Воевода. Ищу по белу свету юных богатырей. Собираю

дружину славную, хочу на смертный бой с Кощеем пойти, освободить Василисушку. Ой! Да я

смотрю, у вас тут добрых молодцев полным – полнехонько. Не хотите ли вступить в мою

дружину?

Дети (хором): Да!

Мальчик 1.

Любит русский человек

Праздник силы всякой,

От того и хлеще всех

Он в труде и драке.

И в привычке у него –

Издавно, извечно

За любое удальство

Уважать сердечно.

Воевода. Но прежде я должен испытывать вас на силу, ловкость, смекалку, удаль молодецкую.

Для начала испытаем удаль молодецкую. Сможете дружно, весело повторять за мной?

(раздает мальчикам сабли они встают в шахматном порядке).

I.

Флешмоб «Богатырская сила»

(Мальчики, одетые под богатырей с мечами, исполняют флэшмо

́

б «Русская Рать»

автор Николай Емелин «Русская рать»

Ведущая.

Батюшка воевода! Ну как, годятся наши молодцы для твоей дружины?

Воевода. Молодцы! Удалые, весёлые молодцы, но я еще не все испытания провел. Теперь

я хочу испытать их на ловкость.

II

. «Борьба с булавами»

(Участники становятся возле скамейки, на скамейку с разных сторон встают 2

ребенка и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, столкнуть соперника на пол,

тот кто слетел со скамейки садится на стульчики и игра продолжается).

Ведущая. Ну, а теперь, Воевода наши дети готовы вступить в твою дружину?

Воевода. Молодцы! Да только есть еще у меня для них испытания. Хочу испытать вашу

силу молодецкую.

IV

. «Перетягивание на кушаках»

(Мальчики встают парами у черты (разложенный канат) и, взявшись за кушаки, по

команде «Начали!» должны перетянуть соперника на свою сторону. Кого перетянули,

тот покидает игру и садится на стульчик, а из выигравших образуют новые пары и игра

продолжается пока не останется 1 игрок).

Ведущая. Ну, как годятся наши молодцы для твоей дружины?

Воевода. Хороши, но есть еще у меня для них задание.

Ведущая.

Подожди, батюшка Воевода. Дай ребятушкам передохнуть перед новыми

испытаниями, а девочки для них сейчас хоровод заведут.

Девочка 2.

С разных состязаний,

И с победою желанной,

Едут витязи домой.

Славит их народ честной,

А красавицы девицы

Петь большие мастерицы,

Их встречают у ворот

И заводят хоровод.

III

.Танец «Балалайка»

Ведущая. ( Воеводе). Ну, вот теперь можешь дальше наших молодцев испытывать.

Воевода: Ни у кого не осталось сомнения, что в этом зале настоящие богатыри собрались.

Велика их силушка. А вот готовы ли они свою смекалку показать? Вот сейчас проверим.

Вопросы:

- Как называется сказание о богатырях? (былина)

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)

-Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)

- Богатырская цифра (три)

- Назовите имена героев – богатырей? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня

Никитич)

- Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок

воинов «один на один» начинается с использования именно этого оружия. (Копьё, пика)

-То оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело.

(Щит)

- Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и

тяжёлой круглой ударной части. (Булава)

-Главное оружие Соловья-разбойника (Свист)

Воевода

:

Ну, а теперь последнее испытание. Хочу посмотреть, какие вы дружные, потому,

что Кощея в одиночку не одолеть. Все богатыри на Руси ведали: один в поле не воин.

V

. Конкурс «Перетягивание каната»

(Одна группа берется за канат с одной стороны, другая с другого конца)

Воевода. И опять вы с заданием справились, все такие сильные, дружные!

Ведущая. А наши ребята, воевода, не только удалые, сильные, ловкие они еще танцоры

отличные.

Ребенок 3.

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружиться шар земной

Ребенок 4.

Эх, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас!

VI

. Танец парный «Русский наигрыш»

»

Ведущая. Ну, как, Воевода, берешь наших ребят в свою дружину?

Воевода. Молодцы! Решил я вас всех взять в свою дружину. Путь нам предстоит далекий,

битва – нелегкая, а вместе мы Кощея одолеем. Ну – ка, дружина моя стройся!

(Тут, из- за избушки выходит Баба-Яга)

Баба – Яга. Что – то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело!

А ну отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Воевода.

Здравствуй, Баба – яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежонку

починила, да развеселила! А то, видишь, как мы притомились, пригорюнились.

Баба –– Яга. Ой, простите старую, касатики, да как же я всех накормлю, напою? Вас вон

сколько, а я одна.

Ведущая. Баба – яга, посмотри, сколько помощниц с нами идёт (показывает на девочек),

они тебе помогут.

Баба –– Яга. А вы, что делать – то умеете, красавицы?

Ведущая. Да все, что девочке положено уметь делать. Всему их матушки обучили. И ткать,

и щи варить, и народ веселить.

Ребенок 4 .

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России –

Никому не сосчитать!

VII

. Песня «Солдатушки, бравы ребятушки…»».

Баба –– Яга. Ой, спасибо, красавицы, развеселили народ, петь то все умеют, а что еще вы

можете - то?

Ведущая. Баба –– Яга. А еще они могут и щи и компот сварить, они все умеют, их

матушки всему научили, вот сейчас тебе и покажут, а добры молодцы пока посидят, отдохнут.

VIII

. Игра «Разложи правильно»

(В одной корзине сложены овощи и фрукты, по сигналу, каждая девочка берет один

предмет и несет его либо в крынку или кастрюлю (фрукт для компота), либо в чугунок

(овощ для щей).

Баба –– Яга. И вправду все делать умеют, все знают, правильно все овощи и фрукты

разложили, вот молодцы красны девицы.

Воевода. А идем мы, Баба – Яга, с Кощеем биться, Василису Прекрасную из беды

выручать.

Баба –– Яга. Ой, соколики, вы мои! Не одолеть вам Кощея силой богатырскою; он ведь

бессмертный. Вам надо его смерть найти. А находится она в яйце, а яйцо – то в сундуке, а

сундук висит на высоком дубе. Ведут к этому дубу 2 дороги. Одна длинная, но безопасная, а

вторая короткая, но с преградами и трудностями.

Воевода. Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо,

Василису скорей выручать.

(Баба – Яга показывает дорогу. Дети становятся в 2 колонны и перепрыгивают ров, в

котором лежит уж (атрибут), проходят по кочкам (массажным коврикам), подлезают

под дуги.

Воевода. Вот мы и добрались до заветного дуба. Сундук висит высоко, просто так нам его

не достать, попробуем его сбить.

(Всем детям раздают по 3 шишке, и они выполняют метание по сундуку, после

каждого попадания сундук опускается все ниже и ниже).

Воевода. ( Достает из сундука «яйцо») Вот она, смерть Кощеева! (Протыкает шар,

заранее приготовленной иглой и из-за дуба выходит Василиса прекрасная)

Василиса прекрасная. Спасибо вам, молодцы, что спасли меня от Кощея Бессмертного,

знаю: теперь не топтать врагу землю – матушку, раз такие богатыри на ней подрастают.

Воевода. Еще раз спасибо вам молодцы, за службу верную, а вам девицы, за то, что

богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали.

Василиса прекрасная. А за то, что вы меня из плена Кощея вызволили, хочу я угостить

вас всех гостинцами. (Раздает всем детям угощение).



В раздел образования