Авторы: Микулич Надежда Юрьевна, Сачкова Елена Владимировна
Должность: учитель истории, обществознания и географии; учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Чажемтовская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, село Чажемто
Наименование материала: Интегрированный урок по географии и математике в 8 классе. Тема: "Городское и сельское население России"
Тема: Конспект урока
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок географии и математики в 8
классе по теме: «Городское и сельское население Рос-
сии» (к уроку прилагается презентация).
Составители: учитель истории, географии Микулич
Н.Ю. и учитель математики Сачкова Е.В.
Тип урока: интегрированный урок географии и математики. Урок построения новых зна-
ний.
Технология: личностно-ориентированный урок.
Форма организации учебной деятельности: опережающая и исследовательская работа в
группах, парах.
Цель урока: формирование представления об особенностях городского и сельского насе-
ления России.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о процессе урбанизации в России, типо-
логии и функции городов, об особенностях сельских населённых пунктов; дать понятия
урбанизация, агломерация, село, аул, хутор, станица.
Развивающая: развить умения работать с текстом учебника, географической картой и др.
источниками, умения анализировать статистические данные, развивать монологическую
речь. Развивать умения решать квадратные уравнения и задачи.
Воспитательная: создать условия для воспитания географической культуры учащихся и
эстетического восприятия географических объектов, любовь к малой Родине.
Оборудование: карта населения России, учебник География России» 8-9 В.П. Дронов и
др.; фотографии населённых пунктов России, карточки, конспект урока, презентация,
лист для обучающихся для самооценки.
Дидактическая структура занятия
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Встреча
с пробле-
мой
1. Актуализация опыта
Приветствует учащихся.
Работаем в группах, вы-
ставляем оценку за работу
по самоанализу на инди-
видуальных листах ( на
парте у каждого). Выво-
дит на формулирование
темы урока через показ
слайда с заданием найти
общее слово (город, село,
люди)
Формулируют
тему урока
«Городское и
сельское населе-
ние России»
(слайд) записы-
вают в тетрадь.
Познавательные: давать опреде-
ления понятиям, делать вывод от
частного к общему.
2. Создание проблемной
ситуации
А город и село различа-
ются по чертам или это
одинаковые населенные
пункты?
Организует диалог с уч-
ся, подводит к постановке
целей урока:
Предлагает сформулиро-
вать цель и задачи урока.
Вступают в диа-
лог:
Формулируют
цель урока и его
задачи:
формиро-
вать представле-
ния о процессе по-
явления городов в
России, типологии
и функции горо-
дов, об особенно-
стях сельских на-
селённых пунктов.
Представление ко-
манд.
Время 3 минуты
Регулятивные: обнаруживать
проблему, определять цель УД.
Коммуникативные: владение мо-
нологической и диалогической
речью, работа в группе.
Погружение в тему че-
рез устный счет по мате-
матике. Приложение 1
Мы узнали некоторые
данные о городах, а знаем
ли мы что такое город и
как он возник?
Устная работа в
командах по оче-
реди.
Время 5 минут
Регулятивные: обнаруживать и
формулировать проблему.
Познавательные: определять, ка-
кие знания необходимо приобре-
сти для решения проблемы,
расширение кругозора за счет
задач по теме город, умение де-
лать устные вычисления.
2. Пост-
роение
нового
знания.
Исследо-
вание.
1. Получение новой ин-
формации и анализ име-
ющейся информации
Организация выступления
докладчиков со слайдовой
презентацией по теме: 1)
История возникновения
городов на Руси.
2) Давайте узнаем из
доклада какие города
есть в России и что та-
кое урбанизация. После
Через 6 минут
группы проана-
лизировав ин-
формацию, дают
ответы на вопро-
сы учителя.
Познавательные: преобразовы-
вать информацию из одного
вида в другой, исследователь-
ская работа.
Регулятивные: умение осуще-
ствлять действия по реализации
плана, контролировать свое вре-
мя и управлять им.
Коммуникативные: самостоя-
тельно организо-вывать учебное
взаимодействие в группе.
выступления докладчи-
ков команды отвечают
на вопросы на слайде 2
Что такое урбани-
зация?
Сколько городов
появилось в совет-
ский период в на-
шей стране?
В РФ какой насе-
ленный пункт на-
зывают городом?
Сколько процентов
составляет доля го-
родского населе-
ния сейчас в РФ?
3) Города и городские
агломерации.
Приложение 2
Физминутка «Город
мечты» показ на карте
города, где хотел бы по-
бывать ученик
4) Сельские поселения.
Словарная рабо-
та урбанизация.
Время 10 минут
-Решение про-
стой задачи о го-
родах по ко-
мандам.
-Показать на кар-
те по командам
города-миллио-
неры (карточки,
в парах ). Стр
200 самостоя-
тельная исследо-
вательская рабо-
та по группам
Найти в тексте
функции горо-
дов. Словарная
работа агломера-
ция.
Время 5 минуты
После выступле-
ния докладчиков
Какие функции выполня-
ют сельские населенные
пункты?
5) История села Чажем-
то Приложение 3
выслушать детей
ОВЗ, которые
должны выпи-
сать определения
сельских пунк-
тов на карточках
(село, деревня,
аул, хутор, ста-
ница)
4 минут
Анализ статисти-
ческих данных
по селу
( учитель мате-
матики)
Какой вывод
можно сделать о
численности на-
селения в селе
Чажемто?
2. Обобщение информа-
ции
Время 3 минуты
Делают выводы:
Какие новые тер-
мины узнали?
Какие функции
выполняет го-
род? Какие
функции выпол-
няет село?
Сколько городов
миллионеров в
РФ?
Познавательные: исследователь-
ские умения, умение создавать
обобщение, умение преобразо-
вывать информацию из одного
вида в другой, умение классифи-
цировать по заданным основани-
ям.
Регулятивные: коррекция
Коммуникативные: владение
устной и письменной речью.
3. Рефле-
ксия
Заканчивает занятие при-
емом неокончен-
ных предложений ( ре-
флексивный экран):
Сегодня я узнал...
Время 3 минуты
Высказываются
о достижении
цели: узнали мы,
по каким призна-
кам различаются
Регулятивные:оценивать учеб-
ные действия в соответствии с
поставленной задачей.
4. Домаш-
нее зада-
ние
Сегодня я научился…
У меня получилось...
Урок дал мне для жизни...
Было трудно...
Мне понравилось…..
города и села.
На индивидуаль-
ном листе самоо-
ценивание.
Делают вывод о
росте числа го-
родов и числен-
ности городского
населения.
Вспоминают, что
это урбанизация
и другие терми-
ны.
Время 1 минута
Параграф 41, во-
просы. Запись в
словарь сельские
населенные
пункты.
Творческое: раз-
работать марш-
рут путешествия
по городам -
миллионерам
(презентация, пу-
теводитель,
картосхема
и.т.д.) Выпол-
нять можно в
группе, паре, ин-
дивидуально.
Приложение 1
1)10% от общей площади Санкт Петербурга покрыто водой. Сколько км
2
по-
крыто водой, если площадь города 1439 км
2
?
2) Столица нашей Родины знаменита самым большим в мире зданием уни-
верситета. Речь идет о МГУ. Решив уравнение и указав больший корень, вы
узнаете высоту университета в метрах. х
2
– 240х = 0
3) В России есть города миллионеры. Чтобы узнать сколько их, решите урав-
нение х
2
– 30х + 225 = 0
4) Самый старый город России –Дербент на берегу Каспийского моря. Сколь-
ко лет городу Дербент? 1000*1,25+250*3.
5) В Красноярске много фонтанов: маленьких, больших, цветных и музы-
кальных. Сколько фонтанов в городе?
х
2
– 140х + 560 = 0 Найдите сумму корней уравнения.
Приложение 2
•
Ежегодно население Колпашево уменьшается на 3%.В 2017г в городе
проживало 23200 жителей. Какое население будет в Колпашево в
2018г?
•
В Томске в 2017г было 570 тыс жителей. Из них женщин 60%. Сколько
мужчин проживает в городе?
•
В Новосибирске проживает 1 600 000 жителей. За прошедшие 5 лет ко-
личество жителей увеличилось на 100 000 человек. На сколько процен-
тов увеличилось число жителей?
•
В Москве прописано 12 500 000 человек, а проживает 17 000 000 чело-
век. Сколько процентов жителей не прописаны в городе?
Приложение 3
Село образовалось в 1912г. Сколько лет нашему селу? (106л)
В 1930г была построена первая семилетняя школа. Сколько лет нашей шко-
ле? (88 лет)
В 1964г в Чажемто школе - семилетке присвоили статус средней, десяти-
летней школы. Сколько лет нашей средней школе? (54г)
Чажемто - многонациональное село, основная национальность, прожи-
вающая в нашем селе – это русские 1736 человек, 124 жителя - другие на-
циональности. Сколько процентов жителей других национальностей живет в
Чажемто? (15%)