Напоминание

Конспект урока


Авторы: Микулич Надежда Юрьевна, Сачкова Елена Владимировна
Должность: учитель истории, обществознания и географии; учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Чажемтовская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, село Чажемто
Наименование материала: Интегрированный урок по географии и математике в 8 классе. Тема: "Городское и сельское население России"
Тема: Конспект урока
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок географии и математики в 8

классе по теме: «Городское и сельское население Рос-

сии» (к уроку прилагается презентация).

Составители: учитель истории, географии Микулич

Н.Ю. и учитель математики Сачкова Е.В.

Тип урока: интегрированный урок географии и математики. Урок построения новых зна-

ний.

Технология: личностно-ориентированный урок.

Форма организации учебной деятельности: опережающая и исследовательская работа в

группах, парах.

Цель урока: формирование представления об особенностях городского и сельского насе-

ления России.

Задачи:

Образовательная: формировать представления о процессе урбанизации в России, типо-

логии и функции городов, об особенностях сельских населённых пунктов; дать понятия

урбанизация, агломерация, село, аул, хутор, станица.

Развивающая: развить умения работать с текстом учебника, географической картой и др.

источниками, умения анализировать статистические данные, развивать монологическую

речь. Развивать умения решать квадратные уравнения и задачи.

Воспитательная: создать условия для воспитания географической культуры учащихся и

эстетического восприятия географических объектов, любовь к малой Родине.

Оборудование: карта населения России, учебник География России» 8-9 В.П. Дронов и

др.; фотографии населённых пунктов России, карточки, конспект урока, презентация,

лист для обучающихся для самооценки.

Дидактическая структура занятия

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Встреча

с пробле-

мой

1. Актуализация опыта

Приветствует учащихся.

Работаем в группах, вы-

ставляем оценку за работу

по самоанализу на инди-

видуальных листах ( на

парте у каждого). Выво-

дит на формулирование

темы урока через показ

слайда с заданием найти

общее слово (город, село,

люди)

Формулируют

тему урока

«Городское и

сельское населе-

ние России»

(слайд) записы-

вают в тетрадь.

Познавательные: давать опреде-

ления понятиям, делать вывод от

частного к общему.

2. Создание проблемной

ситуации

А город и село различа-

ются по чертам или это

одинаковые населенные

пункты?

Организует диалог с уч-

ся, подводит к постановке

целей урока:

Предлагает сформулиро-

вать цель и задачи урока.

Вступают в диа-

лог:

Формулируют

цель урока и его

задачи:

формиро-

вать представле-

ния о процессе по-

явления городов в

России, типологии

и функции горо-

дов, об особенно-

стях сельских на-

селённых пунктов.

Представление ко-

манд.

Время 3 минуты

Регулятивные: обнаруживать

проблему, определять цель УД.

Коммуникативные: владение мо-

нологической и диалогической

речью, работа в группе.

Погружение в тему че-

рез устный счет по мате-

матике. Приложение 1

Мы узнали некоторые

данные о городах, а знаем

ли мы что такое город и

как он возник?

Устная работа в

командах по оче-

реди.

Время 5 минут

Регулятивные: обнаруживать и

формулировать проблему.

Познавательные: определять, ка-

кие знания необходимо приобре-

сти для решения проблемы,

расширение кругозора за счет

задач по теме город, умение де-

лать устные вычисления.

2. Пост-

роение

нового

знания.

Исследо-

вание.

1. Получение новой ин-

формации и анализ име-

ющейся информации

Организация выступления

докладчиков со слайдовой

презентацией по теме: 1)

История возникновения

городов на Руси.

2) Давайте узнаем из

доклада какие города

есть в России и что та-

кое урбанизация. После

Через 6 минут

группы проана-

лизировав ин-

формацию, дают

ответы на вопро-

сы учителя.

Познавательные: преобразовы-

вать информацию из одного

вида в другой, исследователь-

ская работа.

Регулятивные: умение осуще-

ствлять действия по реализации

плана, контролировать свое вре-

мя и управлять им.

Коммуникативные: самостоя-

тельно организо-вывать учебное

взаимодействие в группе.

выступления докладчи-

ков команды отвечают

на вопросы на слайде 2

Что такое урбани-

зация?

Сколько городов

появилось в совет-

ский период в на-

шей стране?

В РФ какой насе-

ленный пункт на-

зывают городом?

Сколько процентов

составляет доля го-

родского населе-

ния сейчас в РФ?

3) Города и городские

агломерации.

Приложение 2

Физминутка «Город

мечты» показ на карте

города, где хотел бы по-

бывать ученик

4) Сельские поселения.

Словарная рабо-

та урбанизация.

Время 10 минут

-Решение про-

стой задачи о го-

родах по ко-

мандам.

-Показать на кар-

те по командам

города-миллио-

неры (карточки,

в парах ). Стр

200 самостоя-

тельная исследо-

вательская рабо-

та по группам

Найти в тексте

функции горо-

дов. Словарная

работа агломера-

ция.

Время 5 минуты

После выступле-

ния докладчиков

Какие функции выполня-

ют сельские населенные

пункты?

5) История села Чажем-

то Приложение 3

выслушать детей

ОВЗ, которые

должны выпи-

сать определения

сельских пунк-

тов на карточках

(село, деревня,

аул, хутор, ста-

ница)

4 минут

Анализ статисти-

ческих данных

по селу

( учитель мате-

матики)

Какой вывод

можно сделать о

численности на-

селения в селе

Чажемто?

2. Обобщение информа-

ции

Время 3 минуты

Делают выводы:

Какие новые тер-

мины узнали?

Какие функции

выполняет го-

род? Какие

функции выпол-

няет село?

Сколько городов

миллионеров в

РФ?

Познавательные: исследователь-

ские умения, умение создавать

обобщение, умение преобразо-

вывать информацию из одного

вида в другой, умение классифи-

цировать по заданным основани-

ям.

Регулятивные: коррекция

Коммуникативные: владение

устной и письменной речью.

3. Рефле-

ксия

Заканчивает занятие при-

емом неокончен-

ных предложений ( ре-

флексивный экран):

Сегодня я узнал...

Время 3 минуты

Высказываются

о достижении

цели: узнали мы,

по каким призна-

кам различаются

Регулятивные:оценивать учеб-

ные действия в соответствии с

поставленной задачей.

4. Домаш-

нее зада-

ние

Сегодня я научился…

У меня получилось...

Урок дал мне для жизни...

Было трудно...

Мне понравилось…..

города и села.

На индивидуаль-

ном листе самоо-

ценивание.

Делают вывод о

росте числа го-

родов и числен-

ности городского

населения.

Вспоминают, что

это урбанизация

и другие терми-

ны.

Время 1 минута

Параграф 41, во-

просы. Запись в

словарь сельские

населенные

пункты.

Творческое: раз-

работать марш-

рут путешествия

по городам -

миллионерам

(презентация, пу-

теводитель,

картосхема

и.т.д.) Выпол-

нять можно в

группе, паре, ин-

дивидуально.

Приложение 1

1)10% от общей площади Санкт Петербурга покрыто водой. Сколько км

2

по-

крыто водой, если площадь города 1439 км

2

?

2) Столица нашей Родины знаменита самым большим в мире зданием уни-

верситета. Речь идет о МГУ. Решив уравнение и указав больший корень, вы

узнаете высоту университета в метрах. х

2

– 240х = 0

3) В России есть города миллионеры. Чтобы узнать сколько их, решите урав-

нение х

2

– 30х + 225 = 0

4) Самый старый город России –Дербент на берегу Каспийского моря. Сколь-

ко лет городу Дербент? 1000*1,25+250*3.

5) В Красноярске много фонтанов: маленьких, больших, цветных и музы-

кальных. Сколько фонтанов в городе?

х

2

– 140х + 560 = 0 Найдите сумму корней уравнения.

Приложение 2

Ежегодно население Колпашево уменьшается на 3%.В 2017г в городе

проживало 23200 жителей. Какое население будет в Колпашево в

2018г?

В Томске в 2017г было 570 тыс жителей. Из них женщин 60%. Сколько

мужчин проживает в городе?

В Новосибирске проживает 1 600 000 жителей. За прошедшие 5 лет ко-

личество жителей увеличилось на 100 000 человек. На сколько процен-

тов увеличилось число жителей?

В Москве прописано 12 500 000 человек, а проживает 17 000 000 чело-

век. Сколько процентов жителей не прописаны в городе?

Приложение 3

Село образовалось в 1912г. Сколько лет нашему селу? (106л)

В 1930г была построена первая семилетняя школа. Сколько лет нашей шко-

ле? (88 лет)

В 1964г в Чажемто школе - семилетке присвоили статус средней, десяти-

летней школы. Сколько лет нашей средней школе? (54г)

Чажемто - многонациональное село, основная национальность, прожи-

вающая в нашем селе – это русские 1736 человек, 124 жителя - другие на-

циональности. Сколько процентов жителей других национальностей живет в

Чажемто? (15%)



В раздел образования