Автор: Еремина Наталия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №236 "
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, БАРНАУЛ, ВЛАСИХА
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников через изобразительное деятельность
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность.
«Истоки
способностей
и
дарования
детей
находятся
на
кончиках
пальцев.
От
пальцев,
образно
говорят,
идут
тончащие
ручейки,
которые
питают
источники
творческой мысли».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, то есть
формирования полноценного восприятия окружающей действительности. Оно
служит
основой
познания
мира,
первой
ступенью
которого
является
чувственный опыт [1].
Давно доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток
«связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками
малыши
познают
мир.
Основной
метод
накопления
информации
–
прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать
на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая
малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и
т.д.),
предметы для
исследование,
он
получает
необходимый стимул
для
развития.
Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения
рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9
лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее
продуктивно.
Как
правило,
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой моторики в этом возрастном
периоде, умеет логически рассуждать,
у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной
готовности ребенка к школьному обучению [5].
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От
того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом
раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а
также словарный запас ребенка [3].
Что
же
это
такое
—
мелкая
моторика
рук?
«Мелкая моторика — согласованное движение пальцев рук, умение ребенка
«пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать
пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть «пальчиков» говорит о том, что
мелкая моторика еще не достаточно развита [4].
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию
мелкой
моторики
является
изобразительная,
художественно-продуктивная
деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на
генетическом уровне.
Изобразительная
деятельность
дошкольников
как
вид
художественной
деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер.
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально
воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
В
дошкольном
и
даже
младшем
школьном
возрасте
творческие
проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в
дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его
творчества.
Творчество
дошкольника
неразрывно
связано
с
работой
воображения,
познавательной
и
практической
деятельностью.
Свобода
творческого
выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и
желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами
изображения [2].
Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности,
которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Как
правило,
дети
любят
рисовать,
лепить,
вырезать
и
наклеивать,
конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их
волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь
создаёт условия для развития мелкой моторики.
Рисование
карандашами,
красками
требует
освоения
определённых
технических
навыков.
Надо
правильно
держать
карандаш(кисть):
тремя
пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу(ворсу),
придерживая сверху
указательным, удерживать его в пальцах и правильно
действовать
им.
Не
слишком
сжимая
пальцы
и
не
слишком
близко
к
отточенному
концу.
Слишком
сильное
сжимание
карандаша
пальцами
приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые
пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает [3].
Освоение
всех
этих
технических
навыков
развивает
движения
руки,
вырабатывает их большую координацию, ритмичность.
Наиболее
эффективный
приём
– пассивные
движения, когда
ребёнок
действует не самостоятельно, а с
помощью: педагог вкладывает в
пальцы
малыша
карандаш
и
производит
рисовальные
движения
вместе
с
рукой
ребёнка.
Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот
почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться
ниже
над
столом.
Педагог
должен
поправить
позу
и
далее
следить,
чтоб
ребёнок сохранял за столом правильную позу. В ходе занятия педагог следит за
движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно,
щепотью, двумя пальцами, в кулаке или в левой руке. Разумеется, не нужно
ограничиваться
одними
словесными
замечаниями.
Ведь
ребёнок,
не
имея
опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически,
взяв руку малыша в свою.
Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое
зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать
желание
заниматься,
проявить
чуткое,
внимательное
отношение,
вовремя
подбодрить.
Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали
нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной
формы
они
должны
обследовать
предмет
движением
руки
по
контуру
и
показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают
формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске.
Сначала
действие
демонстрирует
сам
педагог,
затем
по
одному
вызывает
нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке
делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении,
необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем
изображении
предметов
такой
же
формы
дети
припоминают,
как
надо
действовать рукой.
Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий
рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи:
точки,
волнистые
и
прямые
линии,
другие
детали,
у
детей
развиваются
двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки.
Должно настораживать,
если ребёнок активно поворачивает лист
при
рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять
направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием
листа, лишая себя этим тренировки пальцев
и руки. Если ребёнок рисует
слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой
фиксации руки при рисовании.
Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка.
Занятия
по
лепке
в
детском
саду
начинаются
с
первой
младшей
группы.
Лепные работы малышей характеризуются прежде всего неотчётливой формой
изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как
движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме
того, они ещё не владеют действенным зрительным контролем за результатом
своей работы.
Аппликация
–
это
способ
создания
художественных
изображений
из
различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или
нашитых на соответствующий фон
Аппликация
–
один
из
любимых
детьми
видов
изобразительной
деятельности:
детей
радуют
яркий
цвет
бумаги,
удачное
ритмическое
расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и
наклеивания.
Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация,
направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений,
отработку навыков. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для
развития мелкой моторики
пальцев рук, даёт детям возможность активнее
усваивать
знание
о
цвете,
строении
предметов,
их
величине,
плоскостной
форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные
элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее
усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания
сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-
двигательными
ощущениями,
восприятием
движения
кинестетически
и
зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В
соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими
представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно
корректируется.
Различные
виды
изобразительной
деятельности
помогают
развить
личность
ребёнка,
научить
его
выразить
своё
творческое
начало
и
своё
собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных
произведений изобразительного искусства.
В
дошкольном
возрасте
работа
по
развитию
мелкой
моторики
и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе,
в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника,
или
задержки
речи
у
старшего
дошкольника,
начинать
соответствующие
развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо
регулярно, в системе, без давления и принуждения.
В.А.
Сухомлинский
писал:
Истоки
способностей
и
дарования
детей
находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет
и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках
пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг
ребёнка.
От
степени
развития
моторики
руки,
овладения
детьми
нестандартными
способами
рисования
зависит
уровень
подготовки
руки
дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в
начальной школе.
Список литературы:
1. Бурба. И. Центр тактильного развития//дошкольное воспитание. №9.,
2010. –с. 85
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд.
дом «Литера», 2006.
3.Колдина Д.Н. рисование с детьми 3-4 лет. Конспект занятий. — М.:
Мозайка - Синтез, 2007. — 48 с.
4.Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить». — М.: «Сов. Россия», 1973.
c.103
5.Нугаева Р.Р. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404.