Напоминание

Развитие мелкой моторики дошкольников через изобразительное деятельность


Автор: Еремина Наталия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №236 "
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, БАРНАУЛ, ВЛАСИХА
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие мелкой моторики дошкольников через изобразительное деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность.

«Истоки

способностей

и

дарования

детей

находятся

на

кончиках

пальцев.

От

пальцев,

образно

говорят,

идут

тончащие

ручейки,

которые

питают

источники

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, то есть

формирования полноценного восприятия окружающей действительности. Оно

служит

основой

познания

мира,

первой

ступенью

которого

является

чувственный опыт [1].

Давно доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток

«связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками

малыши

познают

мир.

Основной

метод

накопления

информации

прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать

на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая

малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и

т.д.),

предметы для

исследование,

он

получает

необходимый стимул

для

развития.

Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения

рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9

лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее

продуктивно.

Как

правило,

ребенок,

имеющий

высокий

уровень

развития

мелкой моторики в этом возрастном

периоде, умеет логически рассуждать,

у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной

готовности ребенка к школьному обучению [5].

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как

развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От

того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом

раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а

также словарный запас ребенка [3].

Что

же

это

такое

мелкая

моторика

рук?

«Мелкая моторика — согласованное движение пальцев рук, умение ребенка

«пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать

пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть «пальчиков» говорит о том, что

мелкая моторика еще не достаточно развита [4].

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию

мелкой

моторики

является

изобразительная,

художественно-продуктивная

деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на

генетическом уровне.

Изобразительная

деятельность

дошкольников

как

вид

художественной

деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально

воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

В

дошкольном

и

даже

младшем

школьном

возрасте

творческие

проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в

дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его

творчества.

Творчество

дошкольника

неразрывно

связано

с

работой

воображения,

познавательной

и

практической

деятельностью.

Свобода

творческого

выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и

желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами

изображения [2].

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности,

которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Как

правило,

дети

любят

рисовать,

лепить,

вырезать

и

наклеивать,

конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их

волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь

создаёт условия для развития мелкой моторики.

Рисование

карандашами,

красками

требует

освоения

определённых

технических

навыков.

Надо

правильно

держать

карандаш(кисть):

тремя

пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу(ворсу),

придерживая сверху

указательным, удерживать его в пальцах и правильно

действовать

им.

Не

слишком

сжимая

пальцы

и

не

слишком

близко

к

отточенному

концу.

Слишком

сильное

сжимание

карандаша

пальцами

приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые

пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает [3].

Освоение

всех

этих

технических

навыков

развивает

движения

руки,

вырабатывает их большую координацию, ритмичность.

Наиболее

эффективный

приём

– пассивные

движения, когда

ребёнок

действует не самостоятельно, а с

помощью: педагог вкладывает в

пальцы

малыша

карандаш

и

производит

рисовальные

движения

вместе

с

рукой

ребёнка.

Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот

почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться

ниже

над

столом.

Педагог

должен

поправить

позу

и

далее

следить,

чтоб

ребёнок сохранял за столом правильную позу. В ходе занятия педагог следит за

движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно,

щепотью, двумя пальцами, в кулаке или в левой руке. Разумеется, не нужно

ограничиваться

одними

словесными

замечаниями.

Ведь

ребёнок,

не

имея

опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически,

взяв руку малыша в свою.

Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое

зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать

желание

заниматься,

проявить

чуткое,

внимательное

отношение,

вовремя

подбодрить.

Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали

нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной

формы

они

должны

обследовать

предмет

движением

руки

по

контуру

и

показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают

формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске.

Сначала

действие

демонстрирует

сам

педагог,

затем

по

одному

вызывает

нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке

делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении,

необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем

изображении

предметов

такой

же

формы

дети

припоминают,

как

надо

действовать рукой.

Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий

рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи:

точки,

волнистые

и

прямые

линии,

другие

детали,

у

детей

развиваются

двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки.

Должно настораживать,

если ребёнок активно поворачивает лист

при

рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять

направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием

листа, лишая себя этим тренировки пальцев

и руки. Если ребёнок рисует

слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой

фиксации руки при рисовании.

Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка.

Занятия

по

лепке

в

детском

саду

начинаются

с

первой

младшей

группы.

Лепные работы малышей характеризуются прежде всего неотчётливой формой

изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как

движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме

того, они ещё не владеют действенным зрительным контролем за результатом

своей работы.

Аппликация

это

способ

создания

художественных

изображений

из

различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или

нашитых на соответствующий фон

Аппликация

один

из

любимых

детьми

видов

изобразительной

деятельности:

детей

радуют

яркий

цвет

бумаги,

удачное

ритмическое

расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и

наклеивания.

Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация,

направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений,

отработку навыков. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для

развития мелкой моторики

пальцев рук, даёт детям возможность активнее

усваивать

знание

о

цвете,

строении

предметов,

их

величине,

плоскостной

форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные

элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее

усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания

сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечно-

двигательными

ощущениями,

восприятием

движения

кинестетически

и

зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В

соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими

представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно

корректируется.

Различные

виды

изобразительной

деятельности

помогают

развить

личность

ребёнка,

научить

его

выразить

своё

творческое

начало

и

своё

собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных

произведений изобразительного искусства.

В

дошкольном

возрасте

работа

по

развитию

мелкой

моторики

и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе,

в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника,

или

задержки

речи

у

старшего

дошкольника,

начинать

соответствующие

развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо

регулярно, в системе, без давления и принуждения.

В.А.

Сухомлинский

писал:

Истоки

способностей

и

дарования

детей

находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет

и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках

пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг

ребёнка.

От

степени

развития

моторики

руки,

овладения

детьми

нестандартными

способами

рисования

зависит

уровень

подготовки

руки

дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в

начальной школе.

Список литературы:

1. Бурба. И. Центр тактильного развития//дошкольное воспитание. №9.,

2010. –с. 85

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд.

дом «Литера», 2006.

3.Колдина Д.Н. рисование с детьми 3-4 лет. Конспект занятий. — М.:

Мозайка - Синтез, 2007. — 48 с.

4.Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить». — М.: «Сов. Россия», 1973.

c.103

5.Нугаева Р.Р. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404.



В раздел образования