Автор: Середа Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано,концертмейстер
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Рыльская ДШИ"
Населённый пункт: г.Рыльск,Курская область
Наименование материала: доклад
Тема: Д. Шостакович. Фортепианное творчество для детей
Раздел: дополнительное образование
1
МБОУ ДО «Рыльская ДШИ» Курской области
Лекция-концерт
Д.Д.Шостакович –детям.
Преподаватель
отделения фортепиано:
Середа Т.И.
2017г.
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о творчестве великого
композитора 20 века Д.Д. Шостаковича. И остановимся на его фортепианных
произведениях, написанных для детей. Они наиболее доступны для вашего
понимания, близки вам по своему содержанию, и я рада, что вы
познакомились с ними, в процессе разучивания, и теперь можете с
удовольствием их исполнять, а значит поможете мне провести нашу
интересную встречу.
Д. Д. Шостакович — великий композитор XX века. Его музыка —
сильнейшее художественное воплощение нашего времени. Судьба страны,
собственная
судьба
композитора
привели
к
созданию
произведений
потрясающей силы. О том, что происходило в нашей стране и во всем мире,
Шостакович говорил с остротой личного переживания. Вспомним, каким был
XX
век.
Много
трагических
событий
в
истории
нашей
страны
и
мира — революция, сталинские репрессии, Великая Отечественная война.
Музыка Шостаковича с огромной силой обличает все враждебное человеку
—
несправедливость,
насилие,
жестокость,
подавление
человеческого
достоинства. В 2016 году исполнилось 120 лет со дня рождения Дмитрия
Дмитриевича Шостаковича – великого композитора современности.
Он
писал музыку во всех жанрах: симфония, опера, балет, концерт, оратория,
квартет, музыку к спектаклям и кинофильмам. Шостакович сочинял
произведения и сложные по содержанию и совсем простые, понятные
неподготовленному слушателю.
Музыка Шостаковича является летописью нашего века и особенно это
проявилось в его симфоническом творчестве. Им написано 15 симфоний, из
которых первые три симфонии, написанные в 20-е годы, рассказывают о
сложной революционной эпохе, следующие три симфонии, написанные в
30-е годы, проявляют интерес композитора к человеческой личности. 7-я, 8-
я, 9-я симфонии – отображают различные этапы Великой Отечественной
войны. 10-я, 11-я, 12-я, созданные в 50-е годы показывают это время и думы
2
о прошлом. И, наконец, три последние симфонии – выражают новый круг
проблем общечеловеческого значения.
Звучит отрывок из симфонии.
Творческая биография Д. Д. Шостаковича тесно связана с Петербургом.
Здесь он жил вплоть до 1942 года, написал ряд своих лучших произведений.
Многие его сочинения впервые прозвучали именно здесь.
Д. Д. Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец-
Дмитрий Болеславович,инженер-химик. Мать-
Софья Васильевна,
была
превосходным педагогом фортепианной игры для начинающих. Под ее
руководством будущий композитор и две его сестры начинали учиться
музыке.
С детских лет Шостакович рос и воспитывался в музыкальной
атмосфере. Музицирование в доме Шостаковичей, как и во многих
интеллигентных домах Петербурга, было естественной и органичной частью
семейного быта. Охотно пел под гитару отец, подолгу сидела за роялем мама.
За стеной, в соседней квартире жил виолончелист, и иногда складывался
ансамбль — квартет или трио. С воодушевлением и радостью играли Гайдна
и Моцарта, Чайковского и Бородина. Все это глубоко запечатлелось в
музыкальной памяти мальчика.
Хорошее образование не мыслилось без музыки и девяти лет Митя
начал заниматься игрой на фортепиано под руководством матери. Успехи
проявились так скоро, что через пару месяцев мальчика повели в дом на
Владимирском
проспекте,
где
находились
пианистические
курсы
И.
Гляссера, известного музыкального просветителя. К началу учебы на курсах
относится и первая тяга к сочинительству, которая сразу стала упорной и
неукротимой. Едва ли не первой из известных нам композиторских проб
Шостаковича была фортепианная пьеса «Солдат».
Детство
Шостаковича
совпало
с
крупнейшими
историческими
событиями века.
«В нашей семье горячий отклик находили события Первой мировой
войны, Февральской и Октябрьской революций. Поэтому неудивительно, что
уже в детских сочинениях, написанных в эти годы, сказалось мое стремление
как-то отражать жизнь. Такими наивными попытками “отражать жизнь”
были мои пьесы для фортепиано — “Солдат”, “Гимн свободе”, “Траурный
марш
памяти
жертв
революции”,
написанные
в
возрасте
девяти
–
одиннадцати лет»
[1]
.
На улице мальчик был подвижным, участвовал в веселых проказах. Но,
как только он садился за инструмент, неугомонный озорник превращался в
сосредоточенного, погруженного в свои мысли
и чувства музыканта
Постепенно
страсть
к
музыке,
к
творчеству
завладела
мальчиком.
Восторженно относились к юному композитору-пианисту все, кто слышал
3
его тогда. Игра его уже запоминалась и заставляла взрослых напряженно
вслушиваться в рождающуюся под детскими пальцами музыку. Вот как это
описывает Константин Федин: «Чудесно было находиться среди гостей,
когда худенький мальчик, с тонкими поджатыми губами, с узким, чуть
горбатым носиком, в очках… абсолютно бессловесный, злым букой
переходил большую комнату и, приподнявшись на цыпочки, садился за
огромный рояль. Чудесно — ибо по какому-то непонятному закону
противоречия худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого
музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма.
Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки,
неожиданные и заставлявшие переживать звук так, как будто это был театр,
где все очевидно до смеха или до слез. Его музыка разговаривала, болтала,
иногда
весьма
озорно.
Вдруг
в
своих
сбивчивых
диссонансах
она
обнаруживала такую мелодию, что у всех приподнимались брови. И мальчик
вставал из-за рояля и тихонько, застенчиво отходил к своей маме…» Стопка
исписанной нотной бумаги на фортепиано «Дидерихс» все росла и росла.
Попытки сочинять не прекращались, и знакомые посоветовали обратиться к
Глазунову, директору Петроградской консерватории.
Для внушительного экзамена юный музыкант приготовил несколько
фортепианных прелюдий. Экзамен проходил в кабинете Глазунова и был по
традиции обставлен очень торжественно. Талант заметили все экзаменаторы
без исключения. В экзаменационном листе Глазунов дал Шостаковичу
следующую характеристику: «Исключительно яркое, рано обрисовавшееся
дарование. Достойно удивления и восхищения…». Так в 1919 году в 13-ть
лет
Дима
поступил
в
Петроградскую
консерваторию
по
двум
специальностям фортепиано и композиции.
В консерваторском композиторском кружке Шостакович восхищал
товарищей
своими
произведениями,
особенно
ярко
театральными
«Фантастическими танцами» для фортепиано.
«Три фантастических
танца» Дмитрий написал, когда ему было 16 лет. Это одна из первых работ,
которую Шостакович сохранил для будущего поколения. Эти маленькие
сочинения не претендуют на какие-либо глубины, но вместе с тем они очень
интересны. Привлекают их яркость и непосредственность, указывающие на
тонкость образного мышления автора. Сколько скрытого огонька и нежного
задора содержится в этих казалось бы пустяковых миниатюрах. Очень точна
следующая характеристика фантастических танцев: «При всей внешней
4
изысканности эти пьесы привлекают внутренне мудрой простотой. Они
написаны с чисто моцартовской грациозной легкостью. Тонкое изящество
шутки, каприз, гротесковый излом воплощены мастерски без всякой
пианистической
мишуры…
Пьесы
отличаются
импровизационностью,
джазовым характером. Музыка легка, как пушинка, и льется сама собой как
будто из неоткуда. Юмор и ритмический задор пьес Шостаковича
неподражаемы. «Фантастические танцы» вошли в репертуар пианистов и
сохраняются в нем до сих пор.
1.Фантастический танец №1 исполняет Евдокимова Валерия-7кл.
Шостакович учился в консерватории с огромным увлечением. Он с
благодарностью отзывался впоследствии о своих учителях — М.
О.
Штейнберге (класс композиции) и Л. В. Николаеве (класс фортепиано). Он
полон признательности А. К. Глазунову, который не только интересовался
его творческими успехами, но и по-отечески заботился о нем. Когда у Димы
умер отец, Александр Константинович выхлопотал ему персональную
стипендию,а Дмитрий вынужден был устроиться на работу в кинотеатр на
Невском
проспекте
пианистом-иллюстратором,
который
должен
сопровождать показ немых кинофильмов музыкой.
В
1923
году
Шостакович
окончил
консерваторию
по
классу
фортепиано, а в1925 году – по композиции. На экзамен было представлено
первое крупное его произведение – симфония, которая имела большой успех
на Родине и становится признанной за рубежом. Количество сочинений,
написанных Шостаковичем в консерваторские годы, велико. Здесь и
романсы, и фортепианные пьесы, и симфонические партитуры. Из них
наиболее крупная — Первая симфония — дипломная работа Шостаковича.
Как
известно,
симфония
—
один
из
самых
сложных
жанров
инструментальной музыки. Редко случается, чтобы композитор в возрасте
18–19 лет создал значительное произведение такого рода. Но именно так
произошло с Шостаковичем. Исполнение его симфонии 12 мая 1926 года
стало
событием
музыкальной
жизни
Ленинграда.
В
письме
матери
композитора читаем: «… Самый большой успех выпал на Митину долю. По
окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный
композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные
восторги публики перешли в овацию». Вскоре симфонию сыграли в Москве.
А в ноябре 1927 года дипломная работа консерваторца впервые прозвучала
под управлением Бруно Вальтера в Берлине.
После окончания консерватории перед молодым музыкантом встала
проблема- кем быть - пианистом или композитором? Сначала совмещал и то
и другое, часто выступал как пианист. В его исполнении звучали
произведения Баха, Листа, Шопена, Чайковского и других композиторов.
В1927году Шостакович принял участие в Международном конкурсе имени
5
Шопена в Варшаве и был отмечен почетным дипломом. И все же вскоре он
остановил свой выбор на композиции.
Творческое
наследие
композитора
огромно.
Им
написано
15
симфоний(среди
них
седьмая
«Ленинградская»-
одно
из
наиболее
значительных произведений Шостаковича. Симфония написанная в 1941году
в осажденном Ленинграде.) Опера «Катерина Измайлова»,оратория «Песнь
леса»,концерты для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром,15
струнных квартетов, Трио для фортепиано скрипки и виолончели, 24
прелюдии и фуги для фортепиано, вокальные циклы ,песни, музыка к
кинофильмам и многое другое.
Особое значение композитор придавал внедрению хорошей музыки в
повседневный быт людей, развитию домашнего музицирования. «Я придаю
огромное значение музыкальному любительству. Надо всемерно поддержать
самую идею домашнего музицирования. Пусть музыка войдет в дома не
только по радио, телевидению, на пластинке или на магнитофонной ленте, —
пусть звучит она в своем первородстве, как квартет или трио, как клавирное
переложение оперы, балета или симфонии, как песня или романс на
дружеской вечеринке» — писал Шостакович. Для детского музицирования
предназначены
такие известные фортепианные сочинения как «Танцы
кукол» и «Детская тетрадь». Дмитрий Дмитриевич Шостакович один из
самых гениальных музыкантов XX столетия . Он создал свой язык, новый
тип художественного мышления, повлиявший на инструментальную музыку
ХХ
века,
соединив
традиции
с
новаторскими
открытиями.
Музыка
Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные
особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских
средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и
минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады,
прибегал к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад
сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы.
Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени
6
лада, которые до Шостаковича не применялись. Обостренный ритм был не
только приметой пианизма Шостаковича, но был самой сутью его души, его
мироощущения. В основе всего искусства Шостаковича было предельно
обостренное восприятие всего окружающего. Много отличительных черт
имела мелодика Шостаковича. Очень часто он свои мелодии подкреплял
скупыми, очень простыми гармониями. Но в этом случае сама мелодика
принимала на себя функции гармонии, меняясь буквально в каждом такте.
Еще одна творческая индивидуальность в стиле – речитативность. Она
раскрывает
настойчивое
стремление
композитора
передать
инструментальными средствами изменчиво – капризную музыку речи. Когда
слушаешь фортепиано, то кажется, что звуки поют, плачут и смеются. В
мелодии много изломов, острых углов – обилие мелодических скачков на
сексту, септиму, октаву.
Сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь» соч. 69. (1944–1945),
композитор сочинил как подарок своей дочери Гале в день рождения, когда
ей исполнилось 9 лет. Шостакович написал несколько детских пьесок,
условившись, что каждую последующую пьеску передаст, как только будет
выучена предыдущая: так он пытался приохотить дочь к музыкальным
занятиям. Семь пьесок – «Марш», «Вальс», «Медведь», «Веселая сказка»,
«Грустная сказка», «Заводная кукла», «День рождения» - были сыграны
Галиной на заседании секции Союза композиторов и изданы.
Пьесы из «Детской тетради» понятны, доступны и интересны, перед
маленьким музыкантом поставлены задачи, соответствующие его возрасту и
возможностям.
Такая музыка пробуждает его воображение и рождает
желание её исполнять, а доступные для каждого ребенка понятия в названии
помогают быстрее справляться с учебными заданиями.
Марш из «Детской тетради» шутливый, весёлый. Задорный характер пьесы
создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов,
отрывистого звучания. ( исполняет Белоусов Егор-2кл.)
7
«Вальс»
– пьеса мечтательного, трепетного характера. Музыка вальса –
грустная. Но если немного пофантазировать, то можно увидеть в ней
сверкающий огнями зал, нарядную елку и детей, танцующих вокруг нее.
(исполняет Ляхова Алена -2кл)
В
пьесе
«Медведь»
мы
видим
неуклюжего
медвежонка.
Его
образ
улавливается в своеобразном построение мелодии -часто повторяющихся
ходах на широкие интервалы. Обычно, изображая медведя, звучит музыка
медленная, тяжелая, но совсем иначе у Д. Шостаковича. К пьесе можно
придумать веселую и шутливую сценку: медведица – мама ведет малыша
домой, в берлогу. Скоро зима – пора спать. Медвежонку спать не хочется. Он
отчаянно упирается и шалит. Но мама права. И в конце пьески мы слышим
колыбельную песенку - малыш заснул(исполняет Кончин Юрий-2кл)
«Веселая сказка» жизнерадостная и веселая. У этой пьесы очень энергичный
характер, она быстрая и яркая, полна задора.(исполняет Смирнова Ксения-
3кл)
«Грустная
сказка»
-
выразительна,
печального
певучего
характера,
исполняет Синякова Марина-2кл.
Пьеса «Заводная кукла» построена на однообразном звучании. «Кукла» -
заводная игрушка. Поэтому мелодия несколько монотонна и однообразна. С
первых тактов слышно, что механизм куклы испорчен. Вместе с мелодией
слышится гудящий бас, как будто лопнула пружинка. Мелодия звучит то
высоко, то низко. А в конце произведения слышно, что кукла при очередной
попытке завести механизм, все –таки сломалась.(исполняет Чулкова Оля-3кл)
Оставаясь самим собой, великий музыкант умел говорить с детьми о
вещах им понятных и интересных. «Любите и изучайте великое искусство
музыки, – говорил он, обращаясь к молодежи. – Оно откроет вам целый мир
высоких чувств, страстей, мыслей. Оно прекрасно, оно сделает вас духовно
богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые,
неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Большой интерес представляет сборник 24прелюдии для фортепиано ор.34,
написанный в 1932-33гг.Среди них мы находим очень разные по характеру
пьесы, которые резко отличаются одна от другой контрастными образами, то
изящно-лирическими, то скерцозными, то скорбно-драматическими.
8
Прелюдия №16 в исполнении Рыжковой Дианы-6кл.
Прелюдия №17в исполнении Бойченко Нели-5кл.
В послевоенные годы много времени у Шостаковича отнимает общественная
деятельность:
возглавляет
Союз
композиторов,
является
Депутатом
Верховного
совета,
Защиты
мира.
За
творческую
и
политическую
деятельность он получает высокие награды и звания. Однако Шостакович
продолжает много сочинять. Он пишет музыку и для детей. Для сына
Максима, он сочинил Концертино для 2-х фортепиано, рассчитанное для
начинающих музыкантов, но в нем присутствует и эффектность и блестящая
виртуозность. В 1952 году композитор сочиняет сборник «Танцы кукол», в
котором использовал музыку из ранних своих балетов. Сборник состоит их
семи
замечательных
и
интересных
пьес
для
юных
исполнителей:
«Лирический
вальс»,
«Гавот»,
«Романс»,
«Полька»,
«Вальс-шутка»,
«Шарманка», «Танец». Эти произведения соединяют классику фортепианных
пьес
и
современные
интонации.
В
них
мелодическая
свежесть
и
гармоническая острота Д.Шостаковича. Искренняя и правдивая музыка с
желанием исполняется маленькими пианистами.
В 1985 году на музыку из «Танцев кукол» известным сценаристом и
режиссером И.А.Ковалевской был снят мультипликационный фильм, очень
занимательный и интересный не только детям, но и взрослым: «Так до слез
грустно наблюдать веселье из окна. Особенно, когда ты маленькая веселая
девочка. Горлышко болит, и мама велела не вставать с постели. Слезинки
капают из глаз расстроенной девочки. Одна даже попала на игрушечного
мишку. И ... о, чудо! Медведь ожил и завел веселую и радостную музыку на
своем инструменте. Все вокруг заискрилось, куклы ожили. Великолепный
танец исполнен для девочки. Петрушка с матрешками подхватили эстафету
веселья. Как же хорош Кот в сапогах. Отказать ему в танце просто
невозможно. А зайцы, медведь, мячик, пупс... Серьезная кукла Мальвина
тоже старается приободрить девочку. Ах, как же куклы хотят, чтобы их
маленькая хозяйка поскорее выздоровела!» Выразительная яркая мелодия
9
сопровождает весь мультфильм! Этот фильм замечательно иллюстрирует
одно из самых интересных произведений детской фортепианной музыки -
«Танцы кукол» Шостаковича.
Сборник «Танцы кукол» открывает
Лирический вальс. В этой пьесе
слышатся интонации неземной, фантастической музыки. Вместе с тем, эта
музыка по – человечески очень теплая, наполнена чувством радостного
ожидания,
восторга.
Начинается
произведение
мечтательной,
мягкой
мелодией.
Ниспадающие
интонационные
обороты
начала
составляют
контраст со следующим эпизодом пьесы.
Средняя часть пьесы звучит
шутливо, игрушки начинают свой танец сначала робко, несмело, а потом все
веселее. В репризе звучит лирическая часть экспозиции. Музыка третьей
части нежна и немного грустна.(исполняет Бондаренко Полина-3кл)
Вальс-шутка
– легкий, веселый, но очень тихий, шутливый (что и в
названии отражено), как будто танцуют куклы. Музыка легкая, изящная,
отрывистая. (исполняет Бештанько Марина-7кл)
Гавот - старинный, французский танец с торжественным характером, четким
ритмом. В пьесе – большое разнообразие штрихов,требуется очень точно их
исполнять. Это способствует выразительной передаче содержания пьесы.В
среднем эпизоде - стилизация старинной волынки.
Музыка становится
немного грустной, нежной, легкой, воздушной.Затем мы слышим знакомую
тему
I
части,
веселую,танцевальную
музыку
с
акцентами.(исполняет
Семоненко София-4кл.)
Романс –это пьеса с большим внутренним накалом. В ней очень нежная,
выразительная ,задушевная, искренняя мелодия, спокойного, лирического
характера. Настроение музыки печальное, но вместе с тем светлое, нежное,
мечтательное.
Чувствуется
танцевальность,
плавное
кружение.
Затем
характер музыки меняется. Она становится взволнованной, более радостной;
движения – летящие, устремленные, порывистые, а когда музыка грустная,
нежная – движения плывущие, мягкие, плавно кружащиеся(исполняет
Бондарева Полина-7кл)
10
«Шарманка».
Музыка
пьесы
веселая,
шутливая,
задорная,
игривая,
танцевальная, она напоминает развеселую озорную частушку. Однообразно
повторяющийся аккомпанемент имитирует игру шарманки, он звучит без
изменений от начала до конца. Так передается механичность звучания этого
инструмента. А вот главная тема похожа на развеселый наигрыш. В мелодиях
«Шарманки»
слышится
ярмарочное
веселье,
подражание
народным
инструментам: балалайке,гармошке, бубенцам. Музыка быстрая, отрывистая,
подпрыгивающая с четким танцевальным ритмом и множеством шутливых
неожиданных акцентов.(исполняет Гордеева Вероника-3кл)
В пьесе Танец слышны и легкий топающий шаг, и прыжки, и подскоки, и
танец вприсядку. Все это напоминает народный танец. Сначала звучание
подобно игре на дудочке и балалайке. Дальше мелодия похожа на игру
гармони, затем балалайка играет вместе с гармошкой и другими народными
инструментами. И в конце музыка звучит торжественно и празднично.
(исполняет Москалев Андрей-4кл)
На протяжении своей творческой жизни Шостакович активно пишет музыку
к кинофильмам, таким как: «Молодая гвардия», «Падение Берлина»,
«Встреча на Эльбе», «Пирогов», «Мичурин», «Виссарион Белинский». Эти
кинофильмы посвящены значительным событиям в истории России и
замечательным русским людям.
Весенний вальс из к\ф «Мичурин» исполняет Токунова Настя-7кл.
В 1955 году по мотивам одноимённого романа Этель Лилиан Войнич
режиссёр Александр Файнциммер снял художественный фильм «Овод».
Музыка Шостаковича к этому фильму обрела всесоюзную известность.
«Романс» из музыки к фильму стал известен в различных переложениях, был
одним из самых исполняемых его произведений.
Романс из музыки к кинофильму «Овод» исполняет Грязнова Алина -7кл.
Большой интерес Шостаковича к сцене, театру проявился и в том, что он
создал один за другим три балета, в которых показал себя как смелый
экспериментатор, дерзкий новатор, впервые используя в балете современную
11
тематику. Первый балет «Золотой век», второй балет «Болт», где основное
место занимает карикатура, пантомима. Балет «Светлый ручей» представляет
собой «танцевальную комедию». Композитор впервые вводит в свои
сочинения жанры, так называемой « легкой» музыки – фокстроты, галопы,
польки для карикатурного изображения персонажей.
СЮИТА БАЛЕТНАЯ (от франц. suite ряд, последовательность) —
последовательность танцевальных номеров, объединенных одной темой, но в
то же время контрастирующих по темпу и характеру
.
Танец из первой балетной сюиты исполняет Мельник Маша-5кл.
Д.Д.Шостакович умер 9 августа 1975г.Творчество Шостаковича – это
огромное богатство, которое открыто всем, кто хочет прикоснуться к
подлинному
искусству
наших
дней.
Шостакович-
один
из
самых
исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской
техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы,
мастерское
владение
полифонией
и
тончайшее
владение
искусством
оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной
работоспособностью,
сделали
его
музыкальные произведения яркими,
самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад
Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он
оказал существенное влияние на многих современников и последователей.
Громадный объем, высочайший уровень его творчества - это не только вклад
в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой
культуры. О Шостаковиче можно сказать словами Н. Бердяева: «Я пережил
мир, весь мировой и исторический процесс, все события моего времени как
часть моего микрокосмоса, как мой духовный путь… И настоящее
осмысление заключается в том, чтобы пережить все происшедшее со миром
как происшедшее со мной». Каждой нотой своих произведений Шостакович
исследовал «происходящее с миром», пропуская информацию через свое
сердце.
12
13