Автор: Светлана Фадеевна Куликова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Развитие и обучение одаренных детей через внеурочную деятельность по математике
Раздел: начальное образование
Программа кружка «Занимательная математика»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
авторской программы «Математика» ( авторы М. И. Моро, М. Ю. Колякин, М. А. Бантов,
Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова)/ Школа России. Концепции и
программы для начальных классов. Москва: Просвещение, 2011 год/
учебной литературы:
Учебники для образовательных учреждений «Математика» 2-4 класс (авторы М. И. Моро,
М. А. Бантов, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова) /Москва: Просвещение,
2011 год/
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)
(автор О. Холодова) /Методическое пособие. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик
Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
Актуальность программыфакультативного занятия по математике определена тем,
что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться
развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа факультативных занятий позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес
детей
к
познавательной
деятельности,
будет
способствовать
развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание
программы
соответствует
познавательным
возможностям
младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математика. Занятия факультатива должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики,
правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы факультативных занятий, должны быть основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно
овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой
на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных
результатов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из
важнейших задач учителя начальных классов.
Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна
превышать 30 – 40 минут.
Цели:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной
жизни в обществе;
воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного
изучения математики.
Задачи:
учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по
предмету;
обеспечить усвоение программного материала;
ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики;
раскрыть приложения математики на практике.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы;
решать задания на смекалку, на сообразительность;
решать логические задачи;
работать в коллективе и самостоятельно;
расширить свой математический кругозор;
пополнить свои математические знания;
научиться работать с дополнительной литературой.
Возможные виды контроля знаний:
оформление математических газет;
участие
в
математических
олимпиадах,
конкурсах,
международных
играх
«Кенгуру», «ЭМУ», «Эрудит»;
создание презентаций;
проектная деятельность;
творческие, исследовательские работы.
Содержание курса факультатива..
Содержание курса факультативных занятий обеспечивает преемственность с
традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала
повышенной трудности и творческого уровня. Каждое занятие наполнено богатым
историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях,
задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть
неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор,
обогащают активный словарный запас.
В зависимости от целей конкретного занятия и специфики темы формы занятий могут
быть:
занятия – исследования, ролевые игры, путешествия, праздники, сказки, устные
журналы;
практические работы – изготовление наглядных пособий по математике;
обсуждение заданий по дополнительной литературе;
доклады учащихся;
составление рефератов;
экскурсии;
игры.
Программа включает следующие разделы:
1.
раздел «Общие понятия» направлен на развитие логического мышления учащихся
и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной
учёбы по математике и другим предметам;
2.
раздел «Элементы истории математики» расширяет и углубляет знания
программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями
современной математики, раскрывает приложения математики в практике;
3.
раздел «Числа и операции над ними» составляет ядро математического
образования младших школьников: формирование навыков выполнения
арифметических действий и применение этих навыков для решения практических
задач;
4.
раздел «Занимательность» состоит из разнотипных упражнений «занимательного»
характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия
(эксперимент) иногда на несложные расчёты в пределах арифметики целых чисел и
дробных чисел;
5.
раздел «Геометрические фигуры и величины» направлен на изучения величин и
для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях
рассматривается процесс формирования элементарных геометрических
представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач
развивающего характера, позволяющая формировать пространственные
представления детей.
Тематическое планирование факультативных занятий
(2 класс)
№п/п
Дата
Название разделов и темы занятий
1
02.09
Раздел 1 «Общие понятия».
Четыре действия: умножение, деление, сложение и вычитание.
Вычислительные приборы. Абак. Русские счёты. Суан-пан.
2
09.09
Изготовление наглядного математического материала. Абак.
3
16.09
Решаем уравнения с увлечением. Решение задач через
составление уравнений.
4
23.09
Раздел 2 «Элементы истории математики».
Первые учебники «Кожаный свиток египетской математики»,
Первая печатная книга по математике на Руси. Леонтий
Филиппович Магницкий (1669 – 1739гг.) и его «Арифметика»
5
30.09
Из истории цифр. «Таинственные знаки» математика Древнего
Востока. Древний Египет. Ранние математические тексты. Игра
«Математика почти без вычислений».
6
07.10
Римские цифры. Как читать римские цифры? Головоломка со
спичками. Житейские истории, оригинальные задачи.
Кроссворды.
7
14.10
Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Из истории: «Юные
математики»- Блэз Паскаль, Карл Гаусс, Алексис Клеро,
Бертран, Гамильтон.
8
21.10
Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Из истории: «Юные
математики»- Иван Петров, Софья Ковалевская и т.д.
9
28.10
Как ценили математику наши предки. Задачи из старинных
рукописей. Работа со спичками. Головоломки.
10
2 четв.
11.11
Пифагор и его школа. «Наука о числах». Задачи – шутки,
задачи с двойками. Курьёзное и серьёзное в числах.
11
18.11
Из истории «Про умножение». Хорошо ли мы множим?
Русский способ умножения. Из страны – пирамид. Восемь
различных способов умножения Лука Пачиоли (ХV- XVIвв.)
12
25.11
Про деление. Х век математик Герберт. Способы деления
монаха математика Герберта. Упражнения, задачи, задания.
13
02.12
Монеты и купюры. Исторические сведения о возникновении
денег, их названия. Головоломки с монетами. Задачи
«Денежные расчёты».
14
09.16
Математические софизмы и парадоксы.
15
23.12
Раздел 3 «Числа и операции над ними».
Сложение и двузначных чисел с переходом через разряд.
Примеры «с зашифрованным словом». Задания с
«историческими датами».
16
30.12
Свойства сложения. Игры: «Возраст друга», «Головоломки с
неповторяющимися цифрами», «Математический кроссворд
для отличников».
17
3 четв.
Решение задач на увеличение в несколько раз. Задачи
повышенной сложности.
18
Решение задач на уменьшение в несколько раз. Задачи
повышенной сложности.
19
Решение примеров на все случаи умножения. Игры
«Лабиринт», «Сколько получилось», «Решение нестандартных
задач».
20
Решение примеров на все случаи деления. Игры «Делится или
нет», «Угадывание чисел», «Решение нестандартных задач».
21
Внетабличное умножение и деление. Интересные
закономерности в умножении и делении. Признаки делимости
на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9. Разные головоломки.
22
Раздел 4 «Занимательность».
Математическая викторина «Гость в волшебной панаме». Игра
на развитие внимания «Сотни фигур из семи частей».
23
В мире математических задач. Задачи в стихах. Задачи
повышенной сложности.
24
Фалес Милетский. Игра «Шахматы».
25
Решение задач комбинаторного характера. Оригинальные
задачи.
26
Старинные задачи. Задачи повышенной сложности.
27
Игра «Что? Где? Когда?»
28
Интеллектуальный марафон
29
Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины».
Сети линий. Пути. Игры: «Построения на местности», «Не будь
тороплив, а будь терпелив».
30
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников
(при помощи перпендикуляра). Периметр треугольника.
31
Многоугольник. Периметр многоугольника. Моделирование
геометрических фигур из бумаги.
32
Площадь. Единицы площади. Нахождение площади:
равностороннего треугольника, квадрата, прямоугольника.
33
Окружность и круг. Циркуль. Вычерчивание узоров из
окружности. Деление окружности на 4, 6 равных частей.
34
Урок – путешествие по геометрии. Повторение изученного во
втором классе.
Тематическое планирование факультативных занятий
(3 класс)
№п/п
Дата
Название разделов и темы занятий
1
Раздел 1 «Общие понятия».
Решаем уравнения с увлечением. Задачи повышенной
сложности.
2
Решаем уравнения с увлечением. Задачи повышенной
сложности.
3
Формула стоимости С = а*п. Решение задач повышенной
сложности. Игры: «Математика почти без вычислений»,
«Магические квадраты».
4
Формула работы А = У х 1. Задачи повышенной сложности.
5
Формула произведения.а = bxc. Решение задач повышенной
сложности. Затейные задачи.
6
Раздел 2 «Элементы истории математики».
Архимед – самый гениальный учёный Древней Греции.
Старинные задачи.
7
«Арифметика» Диофанта. Как ценили математику наши
предки.
8
Алгоритмы и исполнители. Что такое алгоритм? «Исполнители
алгоритмов».
9
Способы записи алгоритмов.
10
Составление алгоритмов для конкретных исполнителей.
11
Раздел 3 «Числа и операции над ними».
Сложение и вычитание многозначных чисел. Аль – Хорезми об
индийском счёте.
12
Сложение и вычитание многозначных чисел. Примеры с
«дырками». Зашифрованные примеры. Задания с
историческими датами.
13
Умножение и деление круглых чисел. Решение нестандартных
задач.
14
Деление многозначного числа на однозначное и случаи,
сводящиеся к нему.
15
Признаки делимости. Примеры с «дырками». Курьёз
делимости. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной
сложности.
16
Решение задач на движение. Решение нестандартных задач.
Старинные задачи.
17
Решение задач на движение. Решение нестандартных задач.
Познавательные задачи.
18
Умножение на двузначное число. Примеры с «дырками». Игра
«Быстрый счёт».
19
Умножение на двузначное число. Сказки и старинные истории.
20
Умножение на трёхзначное число.Игра «Угадывание чисел».
21
Умножение на трёхзначное число. Игры: «Познавательные
математические цепочки», «Хитрые кубики».
22
Раздел 4 «Занимательность».
В мире математических задач. Задачи: «Сколькими
способами», «Некоторые приёмы быстрого счёта».
23
В мире математических задач. Задачи: «Числовые фокусы»,
«Некоторые приёмы быстрого счёта».
24
В мире математических задач. Оригинальные задачи.
Познавательные задачи.
25
Математический час. Игры: «Семь раз примерь, один раз
отрежь», «Красивое превращение», «Пять минут на
размышление». Формулы S=ab, P=(a+b)x2,V=axbxc. Решение
задач повышенной сложности.
26
Решение задач на сообразительность. «Переправы и разъезды»,
«Переливание», «Взвешивание».
27
Решение задач на сообразительность.Маленькие хитрости.
Затруднительные ситуации. Решение логических задач.
28
Клуб весёлых математиков (КВМ).
29
Интеллектуальный марафон.
30
Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины».
Метрическая система мер. Временная метрическая система:
«мирна», «кило», «гекто», «дека», «деци», «санти», «милли».
Архивный метр. Д.И. Менделеев – метролог.
31
Построение симметрических фигур – узоров. Осевая
симметрия. Поворотная симметрия.
32
Время. Меры времени. Аристотель – самые древние «часы» -
Солнце. Первые механические часы. Занимательные
математические задачи. Изготовление математического
материала.
33
Откуда появились дни недели и месяцы. Как появился
календарь.Первый календарь – камень. Занимательные
математические задачи. Изготовление математического
материала.
34
Театрализованная викторина по геометрии.
Тематическое планирование факультативных занятий
(4 класс)
№п/п
Дата
Название разделов и темы занятий
1
Раздел 1 «Общие понятия».
Равенства и неравенства.
2
Ох, уж эти неравенства. В мире математических задач.
Примеры с «дырками».
3
Раздел 2 «Элементы истории математики».
Из истории дробей. Пропорции. Старинные задачи.
4
Виды алгоритмов.
5
Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением.
6
Алгоритмы с ветвлением. Алгоритмы с повторением.
7
Раздел 3 «Числа и операции над ними».
Оценка суммы, разности, произведения и частного. Решаем
примеры с увлечением. Игра «Восстанови знаки
арифметических действий, скобки, цифры, так, чтобы
неравенства были верны». Математика и шифры. Шифрование
решёткой.
8
Деление на двузначное число. Игры: «Делимость чисел»,
«Курьёз делимости».
9
Дроби. Сравнение дробей. Час весёлой математики. Игры:
«Затейные задачи», «Затруднительные положения».
10
Деление и дроби. Игра «Уменье везде найдёт примененье».
Изготовление наглядного математического материала.
11
Сложение и вычитание дробей. Игровые задания. Задачи
повышенной сложности.
12
Задачи на части (проценты). Игра «Найди эти числа».
13
Сложение и вычитание смешанных чисел. Рациональные
вычисления со смешанными числами. Решаем примеры с
увлечением.
14
Сложение и вычитание смешанных чисел. Игра
«Познавательные математические цепочки». Старинные задачи.
Задачи повышенной сложности.
15
Задачи на движение. Задачи повышенной сложности.
16
Задачи на движение. Старинные задачи.
17
Задачи на движение. Познавательные задачи.
18
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.
19
Графики движения.
20
Раздел 4 «Занимательность».
Многоцветие русской головоломки. Шарады. Задачи – пародии.
21
Фокусы без обмана. Игры: «Угадать дату рождения», «Быстрый
счёт», «Сколько мне дней?», «Сколько мне минут?», «Сколько
мне секунд?».
22
Галерея числовых диковинок. Задачи повышенной сложности.
Координатный угол. Передача изображений.
23
Кросс – суммы и «магические квадраты».
24
Как самому составить «магический квадрат».
25
Числовые великаны. Числовые лилипуты. Задачи повышенной
сложности.
26
Комбинации и расположения. Игры: «Сколькими способами»,
«Дерево выбора», «Комбинаторика на шахматной доске»,
«Блуждания по лабиринтам».
27
Математический брейн – ринг.
28
Интеллектуально – познавательная математическая игра «Хочу
всё знать»
29
Интеллектуальный марафон.
30
Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины».
Задачи на разрезание и складывание фигур, приближённое
вычисление их площадей.
31
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
32
Числовой луч. Координаты на луче. Сетки. Игра «Морской
бой»
33
Новые единицы площади : «ар», «гектар». Геометрия на
спичках.
34
Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной
градусной меры.
Список литературы.
1.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.
Баяк М.Б. « Организация и содержание внеклассных занятий по математике» /М;
Просвещение 1976 г.
5.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
6.
Волина В.П. «Весёлая математика» М; 1996 г.
7.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
8.
Максимова Т.Н. «Интеллектуальный марафон» Москва / ВАКО
9.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама», 2006
10. Перельман Я.И. «Занимательная математика». М; 1994 г.
11. Пупышева О.Н. «Задания школьных олимпиад» Москва / ВАКО
12. Сахаров И. П., Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
13. Симановский
А.
Э.
Развитие
творческого
мышления
детей.
М.:
Академкнига/Учебник, 2002
14. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
15. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
16. О.В. Узорова О.В., НефёдоваЕ.Н. «2500 задач по математике»/ АСТ/ Астрель
/Москва, 2002г.
17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004