Напоминание

Использование ИКТ в обучении шахматам


Автор: Рютин Сергей Данилович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Усть-Удинский районный Дом детского творчества
Населённый пункт: р.п. Усть-Уда Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в обучении шахматам
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ»

Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно -

коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является

актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом

информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время

85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в

Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных

мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения

возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый

педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это

наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника,

позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и

индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий:

является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей – внимания,

оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;

способствует гармоничному развитию личности.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности. На ум

приходит известная фраза К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите

ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними;

но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете

ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную

картину, и он вас понимает быстро.…».

Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного

выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенными компьютерными программами,

электронными пособиями по обучению игре в шахматы обучающийся работает с истинным

удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не

может быть реализован без интеллектуального контакта между педагогом и воспитанником. Для

обеспечения такого контакта педагог анализирует с воспитанниками шахматные позиции, разбирает

турнирные партии известных гроссмейстеров, обращает внимание ребят на главное, ставит

дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.

В обучении по ИКТ на занятиях по шахматам успешно используются программы MS Office (Word,

Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Шахматы с Гарри

Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды»,

«Шахматный Интернет. Игра и обучение».

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду

положительных эффектов:

обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;

расширяет общий кругозор обучающихся;

повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.

Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только

оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности

ребёнка.

Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший

материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более

яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый

материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих

шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий,

классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до

мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы

позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек.

Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную

картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.



В раздел образования