Автор: Рютин Сергей Данилович
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Усть-Удинский районный Дом детского творчества
Населённый пункт: р.п. Усть-Уда Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в обучении шахматам
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ»
Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно -
коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является
актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом
информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время
85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в
Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных
мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения
возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый
педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это
наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника,
позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и
индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.
Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий:
является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей – внимания,
оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;
способствует гармоничному развитию личности.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности. На ум
приходит известная фраза К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите
ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними;
но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете
ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную
картину, и он вас понимает быстро.…».
Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного
выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенными компьютерными программами,
электронными пособиями по обучению игре в шахматы обучающийся работает с истинным
удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не
может быть реализован без интеллектуального контакта между педагогом и воспитанником. Для
обеспечения такого контакта педагог анализирует с воспитанниками шахматные позиции, разбирает
турнирные партии известных гроссмейстеров, обращает внимание ребят на главное, ставит
дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.
В обучении по ИКТ на занятиях по шахматам успешно используются программы MS Office (Word,
Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Шахматы с Гарри
Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды»,
«Шахматный Интернет. Игра и обучение».
Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду
положительных эффектов:
обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;
расширяет общий кругозор обучающихся;
повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.
Слайды мультимедийных презентаций — прекрасный наглядный материал, который не только
оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности
ребёнка.
Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший
материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более
яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый
материал, рассказывают дома об увиденном на экране.
Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих
шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий,
классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до
мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы
позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек.
Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную
картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.