Напоминание

Проектная деятелтность в доу


Авторы: Киселева Юлия Александровна, Кошакова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 88 "Капитошка"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Проект РППС обеспечивающей условия для активации речевой деятельности у детей в старшей и подготовительной группах
Тема: Проектная деятелтность в доу
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект РППС обеспечивающей условия для активизации речевой деятельности

детей

в старшей и подготовительной группах

Киселева Юлия

Кошакова Людмила

Г.Новосибирск, 2021

Цель: создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в

самостоятельной и совместной деятельности.

Задачи:

изучить новые подходы и принципы в организации развивающей предметно –

пространственной среды ДОО;

организовать развивающие центры деятельности, способствующие речевому развитию

детей;

создать условия для развития речи воспитанников через внедрение инновационных

компонентов РППС;

содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно-пространственной среды.

Предполагаемый результат:

создание и оформление центров по разным видам детской деятельности,

побуждающих активному общению дошкольников;

обеспечение охраны, укрепления физического и психического здоровья, а также

эмоционального благополучия детей;

максимальная реализация образовательного потенциала пространства для развития

детей и возможности свободного выбора детьми материалов, видов двигательной

активности, свободу в выражении своих чувств и мыслей, развития всех сторон речи, а

также возможности уединения;

включение родительской общественности в жизнедеятельность группы, обогащение

педагогических знаний и навыков у родителей по созданию развивающей среды в

домашних условиях.

Возраст

детей

Задачи

1,5–3 года

Развитие речевого слуха.

Развитие

речевой

активности

через

совершенствование мелкой моторики.

Обогащение активного словаря.

Формирование культуры речевого

общения в детском коллективе.

Воспитание эмпатии: чувства

сопереживания, желания поддержать.

Укрепление дружеский отношений

внутри группы.

Создание положительной мотивации к

коллективной работе.

3–4 года

Развитие речевого дыхания.

Совершенствование звуковосприятия.

Развитие умения формулировать высказывание,

вопрос.

4–5 лет

Развитие артикуляционной моторики.

Совершенствование умения аргументированно

отвечать на вопросы.

Развитие диалогической речи.

5–6 лет

Развитие фонематического слуха (способности

различать звуки и фонемы в составе слов).

Закрепление навыков правильного

звукопроизношения.

Активизация словаря, обобщающих понятий и

лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

Развитие монологической речи.

Развитие фонематического слуха.

Подготовка к обучению грамоте.

Наглядные

материалы,

пособия

Младшие и средние дошкольники: плакаты, иллюстрации («Овощи и фрукты», «Посуда»,

«Одежда», «Профессии», «Животные и их детёныши», «Спецтехника», «Буквы» и др.), карточки

с изображением эмоций, персонажей сказок и т. д.

Старшие дошкольники: схемы и мнемотаблицы по артикуляционной и пальчиковой гимнастике,

плакаты по составу слова («Гласные и согласные звуки», «Деление на слоги»).

Материалы для

сенсорного

развития

Младшие дошкольники: игрушки с различными наполнителями, книжки-шуршалки/пищалки,

безопасные бизиборды и коврики, сортеры.

Средние дошкольники: фигурная мозаика (деревянная), паззлы из крупных элементов.

Для детей 5–7 лет: магнитная мозаика, доски со шнуровкой, конструктор.

Предметы для

развития дыхания

Младшие дошкольники: свистки, дудочки, трубочки, рожки, вертушки.

Средние дошкольники: теннисные мячики, ватные шарики, кораблики.

Старшие дошкольники: аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики.

Дидактические

материалы

Младшие дошкольники: тематические альбомы с картинками, мягкие и деревянные кубики с

изображением животных, фруктов, овощей.

Средние дошкольники: сборники сказок, стихотворений и рассказов с иллюстрациями, кубики с

буквами и слогами, магнитные картинки и азбука, карточки для дидактических игр («Сложи

картинку», «Составь сюжет сказки из эпизодов», «Распредели по парам» и др.).

Старшие дошкольники: сборники скороговорок и загадок, настольно-печатные игры (буквенное

домино, лото со словами и картинками).

Материалы для игр-

драматизаций

Младшие дошкольники: маски животных, куклы на пальчики, наборы игрушек по мотивам

сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.

Средние дошкольники: куклы на руку и на палочках, персонажи бибабо.

Старшие дошкольники: марионетки, головные уборы персонажей (Красная шапочка, колпак

Буратино, корона принцессы, шляпа волшебника).

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал,

направленный на развитие:

артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные

уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;

артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные

снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики,

мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для

составления букв)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра;

чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и

слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики»,

«Слоговые кубики»).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с

программой, физиологическими и психологическими особенностями

формирования речи детей.Подбор игрового и дидактического материала

осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их

взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

Речевая развивающая среда: создает благоприятные условия для формирования

речевых умений и навыков детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности; обеспечивает высокий уровень

речевой активности детей; способствует овладению детьми речевыми умениями и

навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных

группах(Оформлены в виде буклетов)

Младшая группа

Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного

возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с

учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского

фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных,

произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи

современных авторов);

Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт»,

«Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

Картинки с простыми сюжетами и действиями

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,

связной речи.

Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что

лишнее?», «Назови одним словом».

Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

Игровизоры, игрушки – телефоны.

Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

Трафареты, шаблоны.

Игры для развития ручной умелости.

Картотека речевых игр.

Открытки о родном городе.

Средняя группа

Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на

темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять

тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких

животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях

(архитектура).

Открытки для рассматривания.

Портреты писателей в соответствии с программой

Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что

лишнее?», «Назови одним словом».

Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что

изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,

связной речи.

Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Открытки о родном городе, крае.

Предметы быта и старины.

Старшая группа

Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного

наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал

оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему

Портреты писателей в соответствии с программой

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

Портреты художников – иллюстраторов.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,

связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь

рассказ».

Азбука букв различной фактуры.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока,

камушки, песок, пластилин и др.).

Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые

линейки.

Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная к школе группа

Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам.

Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются

тематические выставки с рисунками детей.

Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки

руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

(Оговорится) на протяжении всего года не смотря на тему недели оно должно

быть.Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки,

проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв

разной фактуры.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи,

обучению детей грамоте.

Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди

отличия».

Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь

рассказ».

Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными

рисунками.

Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный

зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с

развивающими заданиями.

Консультация для родителей «Организация развивающей речевой среды дома»

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды: чем она

богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для детей дошкольного возраста самой

развивающей средой является его дом, место, где он проводит большую часть времени.

Но обогащенная развивающая среда не только должна стимулировать интенсивное

развитие ребенка, но должна быть гармоничной и естественной. Правильная развивающая

среда — это такая среда, которая способствует всестороннему развитию ребенка в

процессе ее освоения. Создание развивающей речевой среды дома не потребует от вас

значительных усилий, но поможет вам активизировать развитие речи вашего ребенка

практически без вашего участия.

Как же организовать дома развивающую речевую среду. Не секрет, что специально

организованные занятия для развития речевых навыков ребенка часто требуют достаточно

серьезной подготовки, необходимости покупать или самостоятельно изготавливать какие-

то дидактические пособия, книги, материалы и не всегда у мамы находится время и

желание, чтобы организовывать специальные занятия.

Тем не менее, все мы понимаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы

способствовать развитию речи ребенка, потому что в последнее время намечается очень

серьезная тенденция к тому, что дети начинают говорить очень поздно, говорить

неправильно, и логопеды становятся очень популярными у мам. Одним из вариантов, как

помочь ребенку в развитии его речевых навыков, не прибегая к каким-то специально

организованным занятиям, является создание дома правильно организованной

развивающей речевой среды, то есть такой среды развития ребенка, которая сама по себе

способствует, активизирует развитие речевых навыков вашего малыша.

Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.

1. Комната ребенка – развивающий речевой центр

Понятно, что еще будучи беременными, вы рисовали перед собой детскую комнату с

какими-нибудь розовыми окошечками на стенах или голубыми, если ждали мальчиков. Но

на самом деле необходимо пресечь на корню такой подход и превратить комнату ребенка,

может быть не спальню, а комнату, где он проводит больше всего времени, в такой

развивающий центр для него. Это будет полезно и для ребенка, и для вас, потому что вы

освободите себе какое-то время, которое вам в ином случае пришлось бы тратить на

специальные занятия по развитию речи. Что может быть в комнате, чтобы можно было

сказать, что это организованная речевая среда?

Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты.

Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на

принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает

и может узнавать на этих изображениях.

Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой

моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность

взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к

этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается

формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.

2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком

Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд,

когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи,

предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с

ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный

предмет в вашем разговоре. Это могут быть:

фотографии

картинки

игрушки

фигурки

статуэтки

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны,

поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это

сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы

произносите, запомнились лучше.

3. Стихи, потешки, загадки к повседневным делам

Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с

деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь

на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку – все что угодно – в

стихотворном формате, связанное с этим действием.

Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про

еду. Такие стихи лучше разучивать наизусть, потому что в этом случае вы сможете

рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей

интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции, нежели чтению

текста.

Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас

местах, там, где они попадутся вам на глаза и там, где вы сможете их прочитать как раз в

тему действий, которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало,

про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т. д. Можно также

подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние

предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно

читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете

использовать прием договаривания.

4. Музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия

Есть еще разнообразные музыкальные занятия и занятия по развитию слухового

восприятия. Это тоже очень важно для развития речевых навыков. Помимо

прослушивания разнообразной музыки (не только детских песенок, но еще и классики,

русской народной музыки и других направлений, полезно играть на разных музыкальных

инструментах и вообще извлекать звуки из всего, что попадается под руку, и учить

ребенка различать эти звуки. Например, можно играть в «ку-ку» с различными

музыкальными инструментами, спрятав их и играя под платочком или когда ребенок

отвернулся. Так малыш будет учиться различать музыкальные инструменты по звуку.

5. Говорящие книжки и плакаты

Также полезны говорящие книжки, говорящие плакаты, с которыми ребенок может

достаточно долго заниматься самостоятельно, при этом увеличивая свой пассивный

словарь.

6. Чтение

Чтение очень важно, не буду подробно на этом останавливаться. Расскажу только о том,

что наиболее простой способ ввести занятия чтением и сделать их регулярными – это

привязать их к какому-то ритуалу. Самый простейший ритуал – чтение перед сном. Он не

обязательно должен быть у вас вечерним. Это может быть чтение перед дневным сном,

чтение после завтрака.

Смотрите на вашего ребенка, как он реагирует, когда ему интересно просто посидеть

рядом с вами и послушать сказку или стихи, или какое-то другое детское чтение. И

обязательно подбирайте книги, которые соответствуют возрасту ребенка, чтобы он мог

понимать и соотносить слова.

Конечно, иногда можно брать книги, рассчитанные на более старший возраст, с тем,

чтобы ребенок просто прислушивался к мелодике речи, к ритму. Но именно для

формирования понимания речи, для формирования пассивного словаря, полезнее все-таки

делать акцент на текстовых произведениях, адаптированных для возраста ребенка или

специально написанных для ребенка вашего возраста.

7. Как сделать занятия регулярными

Самый простой способ сделать занятия регулярными без каких-либо усилий для мамы –

это привязать эти занятия к каким-то режимным моментам. Если вы хотите быть

уверенными в том, что ваш ребенок получает максимальную поддержку для развития

своих речевых навыков, вы просто привязываете возможные варианты занятий для

развития речи и для развития мелкой моторики, что также влияет на речь, к каким-то

режимным моментам или к каким-то блокам в течение вашего дня.

Поясню. Например, вы можете решить для себя, что занятия для развития мелкой

моторики вы будете проводить на кухне после завтрака, когда вы убираетесь на кухне или

готовите обед, а ваш ребенок в это время под вашим присмотром занимается какими-то

мелкими делами:

сортирует крупу

переливает водичку

чистит яичко и т. д.

Есть масса вариантов занятий для развития мелкой моторики и многие из них удобно

проводить как раз на кухне, потому что они, как правило, заканчиваются полной

разрухой, рассыпанием, проливанием всего на стол, на пол. На кухне это удобнее всего

убрать без дополнительных затрат времени и сил.

Пальчиковую гимнастику вы можете привязать к моменту одевания или раздевания

ребенка. Вот пришли вы с прогулки, переоделись, ребенок сидит у вас на коленях, и вот

вы начинаете делать эту пальчиковую гимнастику. Удобно и прямо на улице ее делать,

если это теплое время года.

Просмотр презентаций и работу с карточками вы также можете привязать к какому-то

режимному моменту, например, после полдника вы этим занимаетесь или перед дневным

сном. Смотрите на своего ребенка и выберите то время, которое больше всего подойдет

для этого.

Основная задача формирования речевой среды дома – это:

*побудить ребенка часто им много говорить

*побудить вас часто, много и грамотно говорить, для того чтобы ребенок постоянно

слышал:

*новые слова

*новые фразы

*воспринимал на слух различные грамматические конструкции

*слышал различные примеры интонационного оформления речевых высказываний

Все это нужно делать для того, чтобы у ребенка был богатый опыт восприятия речи,

потому что это, как вы понимаете, будет способствовать формированию его собственных

речевых навыков.

Заключение

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды создаёт

благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в

непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной детской

деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует

овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой

разговорной речи.



В раздел образования