Автор: Родионова Людмила Анатольевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Грицовский ЦО им. Д. С. Сидорова" структурное подразделение "Грицовский детский сад №1"
Населённый пункт: п. Грицовский Веневского района
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста»
Родионова Людмила Анатольевна, старший воспитатель МОУ «Грицовский ЦО
им. Д. С. Сидорова» структурное подразделение «Грицовский детский сад №1»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с ма-
лого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. По-
степенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её
истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С.Лихачев.
Процесс воспитания патриотизма следует начинать с дошкольного возрас-
та, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных
ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связан-
ные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником сво-
ей страны.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое
зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка
с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать
своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что малень-
кий ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошколь-
ного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в до-
школьном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель педагогического опыта работы: создание психолого-педагогических
условий для становления основ патриотического сознания у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
•
Расширять представления детей о семье.
•
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде -
детскому саду.
•
Расширять представления о малой Родине, о достопримечательностях,
культуре, традициях родного края, о знаменитых людях, прославивших
свой край.
•
Расширять представления детей о родной стране, государственных
символах России, государственных праздниках, российской армии.
•
Формировать представление о том, что Россия - огромная многонацио-
нальная страна.
•
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, фор-
мировать активную жизненную позицию через участие в совместной
проектной деятельности.
•
Воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, к дет-
скому саду, малой Родине, России.
•
Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее
героям.
•
Развивать любознательность, ответственность, чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
•
Ребенок имеет представления о своей семье, истории и традициях сво-
ей семьи.
•
Ребенок имеет представления о ближайшей окружающей среде - до-
школьном образовательном учреждении, знает сотрудников детского
сада, называет профессии.
•
Ребенок имеет представления о себе как о члене коллектива.
•
Ребенок имеет представления о малой Родине (поселке Грицовский и
Тульском крае в целом), о достопримечательностях, культуре, традици-
ях родного края, о знаменитых людях, прославивших свой край.
•
Ребенок имеет представления о родной стране России, государствен-
ных символах, государственных праздниках России, российской армии;
знает, что Россия - огромная многонациональная страна.
•
Ребенок проявляет уважительное отношение к своей семье, к детскому
саду, малой Родине, России, чувство гордости за свою страну, уваже-
ние к ее героям.
•
Ребенок проявляет познавательный интерес и инициативу в разных ви-
дах деятельности.
Теоретическое обоснование опыта
Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеоб-
разовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС
ДО (в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в
интеграции с другими образовательными областями: «Познавательное разви-
тие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физи-
ческое развитие»).
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно-
сти; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстника-
ми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от-
ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Ребенок не рожда-
ется патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье,
родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную
страну, желание быть частью великой страны.
В основу опыта работы по патриотическому воспитанию детей 5 – 7 лет по-
ложены следующие принципы:
•
принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-лич-
ностное взаимодействие и развитие морального облика человека. В
процессе образования дети выступают как активные исследователи
окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перени-
мают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритет-
ные формы общения педагога с детьми;
•
принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам: семья, детский сад, ма-
лая Родина, родная страна;
•
принцип наглядности — широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейза-
жей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
•
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному),
чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
•
принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интерес-
ным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей жела-
ние выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению
результата.
Этапы накопления и систематизации опыта:
•
Подготовительный этап: изучение педагогической и методической ли-
тературы по вопросам патриотического воспитания дошкольников;
определение целей и задач работы по данной теме; составление пер-
спективного плана работа, разработка конспектов, проектов «Этот
славный День Победы!», «Люби и знай родной край!», оформление
центра активности «Юные патриоты». Сентябрь – октябрь 2018 г
•
Внедренческий этап:
ноябрь 2018 г – май 2019 г (старшая группа)
Сентябрь 2019 г – май 2020 г (подготовительная группа)
Технология реализации опыта
Разделы:
•
СЕМЬЯ
•
ДЕТСКИЙ САД
•
МАЛАЯ РОДИНА
•
РОДНАЯ СТРАНА
Раздел 1 «Семья»:
Старшая группа (2018 – 2019)
Подготовительная группа (2019-2020)
НОД «Семейные традиции», «Се-
мейный праздник»
НОД «Дружно маме помогаем», «Про-
фессии наших родителей»
Беседы «Что такое семья», «Как я
помогаю дома», «Профессии роди-
телей», «В гостях у бабушки и де-
душки», «Порадуем маму»
Беседы «Семья, что может быть доро-
же…», «Семейные праздники»,
«Вы-
ходной день в моей семье», «Дом, в ко-
тором я живу»
Сюжетно-ролевые игры «Семья»,
«День рождения», «Кафе», «Мага-
зин», коммуникативные игры «На-
зови ласково», «Скажи наоборот», д/
игры «Собери портрет», «Что лиш-
нее?», «Назови профессию»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День
рождения», «Идем в гости», «Поездка в
зоопарк», коммуникативные игры «На-
зови ласково», «Скажи наоборот», «Хо-
рошо-плохо», д/игры «Собери портрет»,
«Что лишнее?», «Назови профессию»,
«Мамины помощники»
Выставка детских работ «Подарок
маме» 22.11.2018 г
Фотовыставка «Семейные традиции»
20.11.2019 г
Праздник «День матери» 23.11.2018
г
Праздник «День матери» 22.11.2019 г
Оформление
фотогазеты
к
23
февраля «Папой я своим горжусь!»
22.02.2019 г
Выставка детских рисунков «Моя се-
мья» 15.01.2020 г
Выставка детских рисунков «Ма-
мочка любимая моя!» 6.03.2019 г
Спортивный досуг «Мой папа самый
сильный и ловкий» 20.02.2020 г
Творческая мастерская «Подарок для
мамы своими руками» 05.03.2020 г
Раздел 2 «Детский сад»:
Старшая группа (2018 – 2019)
Подготовительная группа (2019-2020)
Беседы «Правила поведения в дет-
ском саду», « Мы – дружные ребя-
та», «Играем вместе», «Моя люби-
мая игрушка», «Любимые занятия в
детском саду», «Режим дня в дет-
ском саду», «Сотрудники детского
сада»
Беседы
«По дороге в детский сад»,
«Правила поведения в детском саду»,
«Наша группа», «Кто работает в дет-
ском саду», «Когда мои друзья со
мной…»,
«Мы вежливые», «Детский
сад – моя вторая семья»
Сюжетно-ролевые игры «Детский
сад», «Семья», «На прогулке»
Сюжетно-ролевые
игры
«Детский
сад», «Семья», «На прогулке»
Выставка детских рисунков «Дет-
ский
сад
у
нас
хорошо…»
03.09.2018 г
Совместная творческая работа «Портфо-
лио нашей группы»
Праздник «День знаний» 03.09.2018
г
Праздник «День знаний» 02.09.2019 г
Праздничный концерт, посвящен-
ный Дню дошкольного работника
25.09.2018 г
Праздничный концерт, посвященный
Дню
дошкольного
работника
26.09.2019 г
Фотовыставка «Как хорошо у нас в
саду» 30.05.2019 г
Оформление видеоролика «До свида-
ния, детский сад!» май 2020 г
Раздел 3 «МАЛАЯ РОДИНА»:
Старшая группа (2018 – 2019)
Подготовительная группа (2019-2020)
НОД «Тула – город мастеров»,
«Тульские самовары»
НОД «Тульский пряник», «Тульский
музей оружия»
Беседы «Улицы нашего поселка»,
«По дороге в детский сад»
Беседы «Наш поселок», «История на-
шего поселка», «Где я люблю гулять»,
«Прогулка по поселку Грицовский»
Показ презентаций «Природа туль-
Показ презентаций «Красота родной
ского края», «Быт и традиции туль-
ского края», «Символы Веневского
района, Тульской области»
природы»,
«Знаменитые люди Туль-
ской области», «Символы Веневского
района, Тульской области», «Тульские
ремесла», «Тульская гармонь»
Реализация проекта «Люби и знай
свой край!»
(О Тульском крае)
01.02.2019 г - 28.02.2019 г
Фольклорный праздник «Тульская яр-
марка» 15.11.2019 г
Раздел 4 «РОДНАЯ СТРАНА»:
Старшая группа (2018 - 2019)
Подготовительная группа (2019 – 2020)
НОД «Государственные символы
России», «Москва – столица Рос-
сии», «Народные промыслы»
НОД
(художественно-эстетическое
развитие) по народному и декора-
тивно-прикладному
творчеству:
Хохломская роспись, Дымковская
игрушка, Гжель, Филимоновская иг-
рушка, Городецкая роспись и др.
НОД «Россия – Родина моя», «Народ-
ные промыслы»,
НОД (художественно-эстетическое раз-
витие) по народному и декоративно-
прикладному творчеству: Хохломская
роспись, Дымковская игрушка, Гжель,
Филимоновская игрушка,
Городецкая
роспись и др.
Беседы «В какой стране мы жи-
вем?», «Флаг России», «Россия -
многонациональная страна», «Будем
жить в мире и согласии», «Кто за-
щищает нашу страну»
Беседы «Велика страна моя родная…»,
«Пусть всегда будет мир!», «Президент
России», «Защитники Отечества»
Рассматривание тематических аль-
бомов «Народное искусство детям»
(Хохлома, Гжель, Дымковская иг-
рушка», «Филимоновская игрушка»
и до), «Города России», «Защитни-
ки Отечества», «Наша армия», «Де-
тям о космосе»
Рассматривание тематических альбо-
мов
«Народное
искусство
детям»
(Хохлома, Гжель, Дымковская игруш-
ка», «Филимоновская игрушка» и до),
«Города России», «Защитники Отече-
ства», «Наша армия», «Детям о космо-
се»
Просмотр
презентаций
«Красота
родной природы», «Символы Рос-
сии», «Защитники Отечества»
Просмотр презентаций «Символы Рос-
сии», «Города-герои России» , «Наши
космонавты»
Разучивание песен и стихотворений
о России
Разучивание песен и стихотворений о
России
Праздник День народного единства
02.11.2018 г
Праздник День
народного единства
01.11.2019 г
Праздник День защитника Отече-
ства 21.02.2019 г
Праздник «День защитника Отечества»
21.02.2020 г
Праздник День Победы 08.05.2019 г
Конкурс чтецов «Горжусь тобой, моя
Россия!» 20.02.2020 г
Реализация проекта «Этот славный
День Победы!»
29.04.2019 г – 09.05.2019 г
Участие в акциях #Георгиевская ленточ-
ка, #ОкнаПобеды 05.05 – 09.05.2020 г
Результативность опыта
Систематическая работа по теме «Патриотическое воспитание детей стар-
шего дошкольного возраста», проведенная в старшей и подготовительной
группе, показала положительную динамику освоения воспитанниками
Основной образовательной программы дошкольного образования (Образова-
тельная область «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Ребенок в
семье и сообществе, патриотическое воспитание»).
У большинства детей сформированы элементарные представления о себе;
они проявляют познавательный интерес, инициативу, самостоятельность в
игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности. Прояв-
ляют ответственность за начатое дело.
Дети обладают установкой положительного отношения к миру, другим лю-
дям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства, активно
взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Дети понимают, что все
люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психи-
ческих особенностей. Проявляют эмпатию по отношению к другим людям,
готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Дети подготовительной группы имеют представления о своей семье, истории
и традициях своей семьи; имеют представления о ближайшей окружающей
среде - дошкольном образовательном учреждении, знают сотрудников дет-
ского сада, называют профессии. У детей сформированы представления о
себе как о члене коллектива.
Дети имеют представления о малой Родине (поселке Грицовский и Туль-
ском крае в целом), о достопримечательностях, культуре, традициях родного
края, о знаменитых людях, прославивших свой край.
Дети имеют представления о родной стране России, государственных сим-
волах, государственных праздниках России, российской армии; знают, что
Россия - огромная многонациональная страна.
Проявляют уважительное отношение к своей семье, к детскому саду, малой
Родине, России, чувство гордости за свою страну, уважение к ее героям.