Напоминание

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Родионова Людмила Анатольевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Грицовский ЦО им. Д. С. Сидорова" структурное подразделение "Грицовский детский сад №1"
Населённый пункт: п. Грицовский Веневского района
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста»

Родионова Людмила Анатольевна, старший воспитатель МОУ «Грицовский ЦО

им. Д. С. Сидорова» структурное подразделение «Грицовский детский сад №1»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с ма-

лого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. По-

степенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её

истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С.Лихачев.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с дошкольного возрас-

та, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных

ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связан-

ные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником сво-

ей страны.

Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое

зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка

с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать

своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что малень-

кий ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошколь-

ного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в до-

школьном возрасте формируются нравственные качества человека.

Цель педагогического опыта работы: создание психолого-педагогических

условий для становления основ патриотического сознания у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять представления детей о семье.

Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде -

детскому саду.

Расширять представления о малой Родине, о достопримечательностях,

культуре, традициях родного края, о знаменитых людях, прославивших

свой край.

Расширять представления детей о родной стране, государственных

символах России, государственных праздниках, российской армии.

Формировать представление о том, что Россия - огромная многонацио-

нальная страна.

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, фор-

мировать активную жизненную позицию через участие в совместной

проектной деятельности.

Воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, к дет-

скому саду, малой Родине, России.

Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее

героям.

Развивать любознательность, ответственность, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Ребенок имеет представления о своей семье, истории и традициях сво-

ей семьи.

Ребенок имеет представления о ближайшей окружающей среде - до-

школьном образовательном учреждении, знает сотрудников детского

сада, называет профессии.

Ребенок имеет представления о себе как о члене коллектива.

Ребенок имеет представления о малой Родине (поселке Грицовский и

Тульском крае в целом), о достопримечательностях, культуре, традици-

ях родного края, о знаменитых людях, прославивших свой край.

Ребенок имеет представления о родной стране России, государствен-

ных символах, государственных праздниках России, российской армии;

знает, что Россия - огромная многонациональная страна.

Ребенок проявляет уважительное отношение к своей семье, к детскому

саду, малой Родине, России, чувство гордости за свою страну, уваже-

ние к ее героям.

Ребенок проявляет познавательный интерес и инициативу в разных ви-

дах деятельности.

Теоретическое обоснование опыта

Патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеоб-

разовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС

ДО (в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в

интеграции с другими образовательными областями: «Познавательное разви-

тие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физи-

ческое развитие»).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценно-

сти; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстника-

ми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от-

ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и

взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в

быту, социуме, природе.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В

основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. Ребенок не рожда-

ется патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье,

родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную

страну, желание быть частью великой страны.

В основу опыта работы по патриотическому воспитанию детей 5 – 7 лет по-

ложены следующие принципы:

принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-лич-

ностное взаимодействие и развитие морального облика человека. В

процессе образования дети выступают как активные исследователи

окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перени-

мают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритет-

ные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу

изучаемого материала по тематическим блокам: семья, детский сад, ма-

лая Родина, родная страна;

принцип наглядности — широкое представление соответствующей

изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейза-

жей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному),

чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интерес-

ным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей жела-

ние выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению

результата.

Этапы накопления и систематизации опыта:

Подготовительный этап: изучение педагогической и методической ли-

тературы по вопросам патриотического воспитания дошкольников;

определение целей и задач работы по данной теме; составление пер-

спективного плана работа, разработка конспектов, проектов «Этот

славный День Победы!», «Люби и знай родной край!», оформление

центра активности «Юные патриоты». Сентябрь – октябрь 2018 г

Внедренческий этап:

ноябрь 2018 г – май 2019 г (старшая группа)

Сентябрь 2019 г – май 2020 г (подготовительная группа)

Технология реализации опыта

Разделы:

СЕМЬЯ

ДЕТСКИЙ САД

МАЛАЯ РОДИНА

РОДНАЯ СТРАНА

Раздел 1 «Семья»:

Старшая группа (2018 – 2019)

Подготовительная группа (2019-2020)

НОД «Семейные традиции», «Се-

мейный праздник»

НОД «Дружно маме помогаем», «Про-

фессии наших родителей»

Беседы «Что такое семья», «Как я

помогаю дома», «Профессии роди-

телей», «В гостях у бабушки и де-

душки», «Порадуем маму»

Беседы «Семья, что может быть доро-

же…», «Семейные праздники»,

«Вы-

ходной день в моей семье», «Дом, в ко-

тором я живу»

Сюжетно-ролевые игры «Семья»,

«День рождения», «Кафе», «Мага-

зин», коммуникативные игры «На-

зови ласково», «Скажи наоборот», д/

игры «Собери портрет», «Что лиш-

нее?», «Назови профессию»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День

рождения», «Идем в гости», «Поездка в

зоопарк», коммуникативные игры «На-

зови ласково», «Скажи наоборот», «Хо-

рошо-плохо», д/игры «Собери портрет»,

«Что лишнее?», «Назови профессию»,

«Мамины помощники»

Выставка детских работ «Подарок

маме» 22.11.2018 г

Фотовыставка «Семейные традиции»

20.11.2019 г

Праздник «День матери» 23.11.2018

г

Праздник «День матери» 22.11.2019 г

Оформление

фотогазеты

к

23

февраля «Папой я своим горжусь!»

22.02.2019 г

Выставка детских рисунков «Моя се-

мья» 15.01.2020 г

Выставка детских рисунков «Ма-

мочка любимая моя!» 6.03.2019 г

Спортивный досуг «Мой папа самый

сильный и ловкий» 20.02.2020 г

Творческая мастерская «Подарок для

мамы своими руками» 05.03.2020 г

Раздел 2 «Детский сад»:

Старшая группа (2018 – 2019)

Подготовительная группа (2019-2020)

Беседы «Правила поведения в дет-

ском саду», « Мы – дружные ребя-

та», «Играем вместе», «Моя люби-

мая игрушка», «Любимые занятия в

детском саду», «Режим дня в дет-

ском саду», «Сотрудники детского

сада»

Беседы

«По дороге в детский сад»,

«Правила поведения в детском саду»,

«Наша группа», «Кто работает в дет-

ском саду», «Когда мои друзья со

мной…»,

«Мы вежливые», «Детский

сад – моя вторая семья»

Сюжетно-ролевые игры «Детский

сад», «Семья», «На прогулке»

Сюжетно-ролевые

игры

«Детский

сад», «Семья», «На прогулке»

Выставка детских рисунков «Дет-

ский

сад

у

нас

хорошо…»

03.09.2018 г

Совместная творческая работа «Портфо-

лио нашей группы»

Праздник «День знаний» 03.09.2018

г

Праздник «День знаний» 02.09.2019 г

Праздничный концерт, посвящен-

ный Дню дошкольного работника

25.09.2018 г

Праздничный концерт, посвященный

Дню

дошкольного

работника

26.09.2019 г

Фотовыставка «Как хорошо у нас в

саду» 30.05.2019 г

Оформление видеоролика «До свида-

ния, детский сад!» май 2020 г

Раздел 3 «МАЛАЯ РОДИНА»:

Старшая группа (2018 – 2019)

Подготовительная группа (2019-2020)

НОД «Тула – город мастеров»,

«Тульские самовары»

НОД «Тульский пряник», «Тульский

музей оружия»

Беседы «Улицы нашего поселка»,

«По дороге в детский сад»

Беседы «Наш поселок», «История на-

шего поселка», «Где я люблю гулять»,

«Прогулка по поселку Грицовский»

Показ презентаций «Природа туль-

Показ презентаций «Красота родной

ского края», «Быт и традиции туль-

ского края», «Символы Веневского

района, Тульской области»

природы»,

«Знаменитые люди Туль-

ской области», «Символы Веневского

района, Тульской области», «Тульские

ремесла», «Тульская гармонь»

Реализация проекта «Люби и знай

свой край!»

(О Тульском крае)

01.02.2019 г - 28.02.2019 г

Фольклорный праздник «Тульская яр-

марка» 15.11.2019 г

Раздел 4 «РОДНАЯ СТРАНА»:

Старшая группа (2018 - 2019)

Подготовительная группа (2019 – 2020)

НОД «Государственные символы

России», «Москва – столица Рос-

сии», «Народные промыслы»

НОД

(художественно-эстетическое

развитие) по народному и декора-

тивно-прикладному

творчеству:

Хохломская роспись, Дымковская

игрушка, Гжель, Филимоновская иг-

рушка, Городецкая роспись и др.

НОД «Россия – Родина моя», «Народ-

ные промыслы»,

НОД (художественно-эстетическое раз-

витие) по народному и декоративно-

прикладному творчеству: Хохломская

роспись, Дымковская игрушка, Гжель,

Филимоновская игрушка,

Городецкая

роспись и др.

Беседы «В какой стране мы жи-

вем?», «Флаг России», «Россия -

многонациональная страна», «Будем

жить в мире и согласии», «Кто за-

щищает нашу страну»

Беседы «Велика страна моя родная…»,

«Пусть всегда будет мир!», «Президент

России», «Защитники Отечества»

Рассматривание тематических аль-

бомов «Народное искусство детям»

(Хохлома, Гжель, Дымковская иг-

рушка», «Филимоновская игрушка»

и до), «Города России», «Защитни-

ки Отечества», «Наша армия», «Де-

тям о космосе»

Рассматривание тематических альбо-

мов

«Народное

искусство

детям»

(Хохлома, Гжель, Дымковская игруш-

ка», «Филимоновская игрушка» и до),

«Города России», «Защитники Отече-

ства», «Наша армия», «Детям о космо-

се»

Просмотр

презентаций

«Красота

родной природы», «Символы Рос-

сии», «Защитники Отечества»

Просмотр презентаций «Символы Рос-

сии», «Города-герои России» , «Наши

космонавты»

Разучивание песен и стихотворений

о России

Разучивание песен и стихотворений о

России

Праздник День народного единства

02.11.2018 г

Праздник День

народного единства

01.11.2019 г

Праздник День защитника Отече-

ства 21.02.2019 г

Праздник «День защитника Отечества»

21.02.2020 г

Праздник День Победы 08.05.2019 г

Конкурс чтецов «Горжусь тобой, моя

Россия!» 20.02.2020 г

Реализация проекта «Этот славный

День Победы!»

29.04.2019 г – 09.05.2019 г

Участие в акциях #Георгиевская ленточ-

ка, #ОкнаПобеды 05.05 – 09.05.2020 г

Результативность опыта

Систематическая работа по теме «Патриотическое воспитание детей стар-

шего дошкольного возраста», проведенная в старшей и подготовительной

группе, показала положительную динамику освоения воспитанниками

Основной образовательной программы дошкольного образования (Образова-

тельная область «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Ребенок в

семье и сообществе, патриотическое воспитание»).

У большинства детей сформированы элементарные представления о себе;

они проявляют познавательный интерес, инициативу, самостоятельность в

игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности. Прояв-

ляют ответственность за начатое дело.

Дети обладают установкой положительного отношения к миру, другим лю-

дям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства, активно

взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Дети понимают, что все

люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической

принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психи-

ческих особенностей. Проявляют эмпатию по отношению к другим людям,

готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Дети подготовительной группы имеют представления о своей семье, истории

и традициях своей семьи; имеют представления о ближайшей окружающей

среде - дошкольном образовательном учреждении, знают сотрудников дет-

ского сада, называют профессии. У детей сформированы представления о

себе как о члене коллектива.

Дети имеют представления о малой Родине (поселке Грицовский и Туль-

ском крае в целом), о достопримечательностях, культуре, традициях родного

края, о знаменитых людях, прославивших свой край.

Дети имеют представления о родной стране России, государственных сим-

волах, государственных праздниках России, российской армии; знают, что

Россия - огромная многонациональная страна.

Проявляют уважительное отношение к своей семье, к детскому саду, малой

Родине, России, чувство гордости за свою страну, уважение к ее героям.



В раздел образования