Автор: Шмидт Ольга Павловна
Должность: Учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, с.Выльгорт
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов на уровне основного общего образования
Раздел: среднее образование
«Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных
результатов обучения средствами учебных предметов
на уровне основного общего образования»
Шмидт О.П.
заместитель директора по УВР
Метапредметные результаты обучения
Важнейшим
системообразующим
компонентом
конструкции
Федеральных
государственных образовательных стандартов является ориентация на результаты
образования. Требования к результатам освоения общего образования четко определены
в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования и структурированы по ключевым разделам: предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается
усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем,
опыта творческой деятельности.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися
на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях.
Под
личностными
результатами
понимается
сформировавшаяся
в
образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам
1
.
Предметные
результаты рассматриваются в сфере содержания образования.
Предметные результаты обучения более подробно определены в документе под
названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования» - базовом
документе для создания базисных учебных планов, программ и учебно-методических
материалов.
«Под
метапредметными
результатами
понимаются
способы
деятельности»,
следовательно, пути достижения метапредметных результатов находятся в сфере
деятельности, которая может быть организована на содержании разных учебных
предметов.
Такая
деятельность
традиционно
называется
общеучебной.
Логично
предположить, что личностные результаты включают в себя и предметные и
метапредметные результаты, которые достигает / достигнет ученик как субъект
образовательного процесса.
Если содержание планируемых предметных результатов представляется относительно
ясным, то содержание метапредметных результатов как способов действий
требует
дальнейшего разъяснения. Более подробные требования к метапредметным результатам
обучения изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1.
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4.
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные
возможности ее решения;
5.
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8.
смысловое чтение;
9.
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11. формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации
2
.
Таким образом, достижение метапредметных результатов лежит в сфере деятельности
учеников, точнее общеучебной деятельности.
Требования достаточно обширны, поэтом предполагают некоторую систематизацию.
Выделим ключевые направления организации общеучебной деятельности, направленной
на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование регулятивных умений;
формирование учебныхумений познавательной направленности, в том числе
логических,
а
также
умения
преобразовывать
форм\'
представления
информации из одного вида в другой, например текстовую в графическу ю,
графическую в текстовую, статистику в текст и т.д.;
речевое развитие учащихся, включая чтение;
формирование коммуникативных умений;
овладение информационно-коммуникативными технологиями;
формирование экологического мышления и поведения учащихся.
Принципиально новых для учителя требований нет, все они уже несколько лег
находятся в поле зрения школьных учителей; в то же время эти требования, пожалуй,
впервые собраны в единый перечень.
Универсальные учебные действия
Итак, под метапредметными результатами понимаются способы деятельности.
Вопрос: какие?
В документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования»
есть необходимые разъяснения:
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД),
которые
выступают
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение
учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знании, умении и компетентностей, включая организацию
усвоения, т.е. умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как
«умение учиться», т.е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенство-
ванию. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные
учебные действия» означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих
его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Следовательно,
обучение учащихся универсальным учебным действиям как способам усвоения новых
знаний и умений по предмету и есть путь достижения метапредметных результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий- важное и необходимое условие
подготовки учеников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Это гораздо продуктивнее
распространенного «натаскивания» на запоминание и заучивание правильных ответов. В
дальнейших
разделах
мы
рассмотрим
вопросы
методики
формирования
УУД,
направленные
на
достижение
метапредметных
результатов
обучения,
а
также
особенности конструирования уроков, отвечающих требованиям ФГОС.
Универсальные учебные действия группируются в четыре блока: личностные,
регулятивные, познавательной направленности и коммуникативные.
В блок личностных универсальных учебных действий
«входят жизненное, личное,
профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-
этического оценивания... знания моральных норм... а также ориентация в социальных
ролях и межличностных отношениях».
Применительно к учебной деятельности в условиях личностно ориентированного
обучения особо выделяется:
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью и
мотивами и результатами собственной учебной деятельности;
действие нравствен но-эт и ческого оцен ивания усваи ваемого содержания, исходя
из личных и общественных ценностей.
Регулятивные
действия
призваны
обеспечить
организацию
учащимся
своей
собственной учебной деятельности, в том числе:
иелеполагание как умение определить известное и неизвестное и поставить перед
собой учебную задачу;
планирование
как
умение
определить
последовательность
необходимых
действий, составить план; если необходимо, определить промежуточные
задачи, обеспечивающие решение основной;
коррекция как умение внести изменения, дополнения в ранее намеченный план
или
в
выбранный
способ
/
последовательность
действий
в
случае
необходимости;
оценивание,
как
умение
адекватно
оценить
полученный
результат,
эффективность способа его достижения, а также определить иные значимые
критерии оценки.
Важной частью регулятивных действий является умение / способность настроить себя
на необходимую деятельность, например на решение учебной задачи, содержание
которой после первого прочтения кажется неприступно сложным или абсолютно
незнакомым; умение проявить волевое усилие, заставить себя выполнить учебное
задание, кажущееся, например, неинтересным или даже ненужным.
Коммуникативные действия подразумевают умения сотрудничать с учителем и другими
учащимися в разных видах деятельности, в том числе образовательной, игровой и т.д.,
умение дискутировать, понимать позицию других людей, вести конструктивный диалог.
Познавательные действия
включают в себя логические, в том числе умение
структурировать знания, устанавливать связи между изучаемыми объектами / явлениями,
применять универсальные законы правильного мышления. К этой группе универсальных
учебных действий относится читательская грамотность как способность человека
понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни; а также умение строить речевое высказывание в устной
и письменной форме. К этой группе относят умения вести поиск информации,
анализировать ее, обрабатывать, представлять в разных видах и формах.
Мы уже отмечали, что предметным результатом образовательной деятельности
является усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта - знаний,
умений и навыков, изучаемых в рамках отдельного учебного предмета. Метапредметные
результаты - освоенные учащимися способы деятельности - универсальные учебные
умения, которые они (учащиеся) могут и способны применить не только в обучении, но и
при решении жизненно важных проблем.
Рассмотрим, что на практике означает процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий на базе нескольких учебных предметов.
(Выступления учителей.)
Рекомендации учителям
В большинстве случаев работа над понятием отождествляется с изучением его
определения. Большинство определений даются готовыми, отсутствует
вариативность формулировок, что мотивирует только на заучивание -
необходимо предлагать варианты определений;
Систематически предлагать учащимся задания на сравнение, на поиск возможных
оснований сравнения;
Учитель должен приучать учащихся к самостоятельной работе, оказывая помощь
только в случае необходимости, но не выполняя работу за ученика.
Составление классификации может стать итоговой работой по теме, которая
позволит уч-ся структурировать содержание изученного материала (планировать
за ранее)
Выводы:
Достижение метапредметных результатов достигается посредством обучения уч-
ся УУД как способам усвоения новых знаний и умений
Условием успешного овладения УУД является единство учителей-предметников
в понимании мыслительных операций по формированию мышления учащихся и в
их педагогической деятельности с учетом специфики «своего» предмета.
«Необходимость достижения метапредметных результатов обучения –
необходимость по-новому посмотреть на привычное содержание предмета и
способы его освоения учащимися. (И это не просто!!!)» (Крылова О.В.)
Литература: Крылова О.В. лекции «Реализация требований ФГОС к достижению
метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов» Москва,
Педагогический университет, «Первое сентября», 2015г.