Автор: Дронова Алена Александровна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №98"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"
Раздел: среднее образование
Обучение в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных
действий на уроках иностранного языка
Требования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
к
формированию коммуникативных универсальных учебных действий и осуществлению
личностно-ориентированного подхода предполагают использование форм работы на
уроке, способствующих «активизации» ученика как субъекта учебно-познавательной
деятельности.
Одной из таких форм работы является групповая работа. Для успешной групповой
работы необходимо подобрать состав групп, которые могут быть скомплектованы по
разным критериям, например:
― по желанию (выполнение совместного задания пройдет интереснее и продуктивнее,
если учащиеся будут работать с теми, с кем они хотят, однако такой процесс может стать
хаотичным, так как некоторые ученики могут остаться вне группы);
― по однородности и разнородности учебных способностей (однородные группы
целесообразно образовывать только из сильных учеников или из средних учащихся,
поскольку группа, состоящая только из слабых учащихся, не достигнет положительного
результата; образование разнородных групп является наиболее удачным вариантом в
процессе обучения, так как сильные ученики могут помочь слабым в овладении
иностранным языком, тем самым сильные ученики сами лучше начинают понимать
иностранный язык― так, выгоду от сотрудничества получают все обучающиеся);
― случайным образом (учащиеся, сидящие рядом, объединяются в группы; учитель
называет букву (A-L), соответствующую каждому учащемуся; учащиеся группируются по
определенным признакам: цвет одежды, месяц рождения и т.д. ― такой вариант
комплектования групп считается самым простым и не занимающим большое количество
времени);
― по содержанию задания (учащиеся делятся на группы в соответствии с заданием:
например, первая группа ищет пути решения проблемы, вторая группа анализирует
преимущества и недостатки путей решения проблемы и т. д). Таким образом учителя есть
широкие возможности варьировать состав групп в зависимости от уровня подготовки
учащихся, поставленных целей учебного задания, от эмоционального состояния учеников
и от уровня сформированности коммуникативных действий.
Существуют разные методы и приемы групповых форм работы, применимые на
уроке
иностранного
языка.
Например,
«метод
мозаики»
/
«групповой
пазл»,
«дискуссионная пирамида», метод проектов, метод станций, кейс-стади, «мозговой
штурм», техника аквариума. Данные методы являются активными методами обучения,
которые способствуют «активизации учебно-познавательной деятельности, мотивации
учащихся на творчество и самостоятельность в их деятельности, развитию умений
сотрудничества, развитию умений формулировать и высказывать свою точку зрения,
развитию умений находить свои подходы к решению проблем.
Описание методов и приемов группового обучения
Название и определение метода
Этапы работы и их содержание
Метод мозаики: дидактический метод
групповой работы, способствующий
возникновению
позитивной
взаимозависимости учеников друг от друга
1. Подготовительный: класс делится
на несколько групп с равным количеством
человек в каждой для работы над учебным
материалом;
2. основной: каждый член группы
получает тему и разрабатывает ее
(становится «экспертом»), затем
«эксперты» встречаются и суммируют
информацию, после этого они
передают полученные знания своей
группе;
3. заключительный: учителем проверяется
уровень усвоения всех
аспектов задания каждым членом
Дискуссионная пирамида: прием
обучения, при котором по мере
выполнения задания учащиеся
объединяются в более крупные
группы, однако перед образованием
новой группы учащимся необходимо
достигнуть согласия по заданной
проблеме
1. Индивидуальное решение
проблемы;
2. обсуждение проблемы в паре;
3. обсуждение проблемы в минигруппе;
4. обсуждение проблемы классом
Метод проектов: совокупность приемов и
действий
учащихся,
направленных
на
решение поставленной задачи (проблемы),
лично значимой для
учащихся и оформленной в виде
конечного продукта (схема, альбом,
устная презентация и т.д.)
1.Мотивационный
(проблема
проекта,
сюжетная линия, цели и задачи);
2. подготовительный (выдвижение
решений проблемы, обсуждение методов
исследования и способов
оформления конечного результата);
3. осуществление деятельности
(сбор,
систематизация
и
анализ
полученных
данных,
оформление
проекта);
4.рефлексивно-оценочный
(подведение
итогов, презентация конечного
продукта проектной деятельности,
оценивание)
Метод станций: метод обучения, при
котором учащиеся в мини-группах
перемещаются от одной учебной
станции к другой, выполняя задания
1.
Подготовительный
(выбор
учебной
темы, цели и задач урока, отбор материала
для
станций,
разработка
маршрутного
листа);
2. процессуальный (этап проведения
урока по станциям);
3.
рефлексивный
(подведение
итогов,
анализ ошибок учащихся, коррекционная
работа)
Кейс-стади:
исследование
конкретных
учебных
или
реальных
ситуаций,
ориентирующих обучающихся на
формулирование проблемы и поиск
вариантов ее решения
1. Постановка проблемы;
2. ознакомление с текстом кейса,
работа учащихся в группах, представление
первых результатов дискуссии;
3. анализ кейса, сравнение результатов,
полученных группами;
4. выдвижение решения проблемы;
5. обобщение результатов, оценивание,
анализ возникших трудностей
Мозговой штурм: один из оперативных
методов решений той или иной
проблемы, который основывается на
стимулировании творческой
активности
учащихся
1. Создание множества идей для
всевозможных решений проблемы,
которые
будут
приниматься
и
фиксироваться на доске;
2. обсуждение идей и предложений в
коллективе;
3. выбор наиболее перспективных
идей
Техника аквариума: особый вариант
организации групповой работы,
применяемый в работе с материалом,
содержащие противоречивые подходы
и разногласия
1. Постановка проблемы, деление
класса на группы, выбор
представителя от группы;
2. обсуждение проблемы в группе и
определение общей точки зрения;
3. сбор представителей от групп,
аргументация мнения;
4. тайм-аут для обсуждения;
5. аквариумное обсуждение проблемы,
выбор наиболее
аргументированного варианта
решения проблемы;
6. разбор проблемы всем классом,
подведение итогов дискуссии
Несмотря на то, что обучение в сотрудничестве имеет много положительных
аспектов, при планировании групповой работы на уроках иностранного языка учителю
необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
учащихся
и
предвосхищать
возможные трудности в процессе групповой работы и то, как их можно минимизировать.
Групповая
работа
на
уроке
иностранного
языка
обладает
значительным
потенциалом для формирования и развития коммуникативных УУД, поскольку работа в
группах
предполагает
соблюдение
принципов
сотрудничества
и
использование
иностранного языка как средства решения поставленной задачи (проблемы).