Автор: Маштакова Вера Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Рябинка"
Населённый пункт: город Дорогобуж, Смоленская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Занимательная математика как средство развития познавательной активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Занимательная математика как средство развития
познавательной активности дошкольников»
Дошкольное детство – это время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Дошкольник – это маленький исследователь, открывающий для себя мир,
богатый и разнообразный.
Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное и ему
необходимо владеть огромным потоком информации, умением сравнивать,
обобщать, анализировать, мыслить.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому
человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Навыки, умения,
приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения
знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
А занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и
доказательности рассуждений, развития внимания, памяти, воображения,
желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на
проблеме и способствует проявлению у детей познавательной активности.
Обучение лучше осуществлять в самом доступном виде деятельности –
игровом. В игре дети познают те или иные доступные их восприятию и
пониманию факты и явления.
Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без
использования занимательного материала.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, логических упражнений,
головоломок. Они ищут разные способы, которые приведут их к результату.
Когда математика понятна ребенку, у него складывается положительное
отношение к ней, а это стимулирует мыслительную познавательную
активность. Ребенку интересен итог.
При этом дети пользуются двумя видами поиска:
практическим поиском (действия, подбор);
мыслительным поиском (обдумывание, предположение).
Занимательного материала по математике очень много – это и игры, и задачи,
и головоломки, и лабиринты, и сюжетно – дидактические игры, и шуточные
задачи. Поэтому его можно разделить на группы:
1 группа –
Математические загадки – это замысловатые вопросы или описание
какого-то предмета, явления, которое ребенок должен отгадать. Так как
загадки математические, в них обязательно будут присутствовать цифры, и
надо будет производить вычислительные действия.
Например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».
«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы
проливает».
Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим
смыслом. Для их решения надо проявить смекалку, находчивость, умение
выделить главные свойства.
Например:
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный, желтый, синий.
Отвечай – в руке моей
Сколько всех карандашей? (4)
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? (6)
Папа, мама, братик, я –
Вот и вся моя семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас? (8)
«Что тяжелее: 1кг песка или 1кг ваты?»
«Если петух стоит на одной ноге, то он весит 2кг. Сколько будет весить
петух, если будет стоять на двух ногах?»
«Сколько ушей у трех мышей?»
«Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы.
Сколько птиц, ответь скорей?»
Ребусы – способны заинтересовать ребенка, помогают лучше запоминать
основы математики, тренируют логику, мышление, развивают нестандартное
мышление. Ребенок может не только разгадывать ребусы, но и придумывать
свои собственные.
Например: 40а – сорока; 100л – стол; 7я – семья.
Головоломки, кроссворды – старайтесь выбирать задачи с различным
условием и способом решения, чтобы стимулировать поисковую активность
малышей.
Например:
«Составление предметов по картинкам».
Перед ребенком образец. Он должен, ориентируясь на образец,
сложить из палочек аналогичный предмет.
Впоследствии можно усложнить задания, попросив ребенка сложить
показанную картинку, не имея перед глазами пример, т.е. по памяти
(машинка,домик, звездочка, флажок и т.д.)
«Преобразование фигуры».
1-ый этап – взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из
палочек такую же;
2-ой этап – определить, какие и сколько палочек надо убрать, чтобы
получилась другая фигура.
2 группа –
Графические диктанты (рисование по клеточкам)
– это
увлекательное и полезное занятие для детей.
Во-первых, дети очень любят это задание; во-вторых, они развивают у
ребенка воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость. У детей
расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, они учатся
ориентироваться в тетрадях, знакомятся с разными способами изображения
предметов.
1 вариант – ребенку предлагается образец геометрического рисунка, надо
повторить точно такой же в тетрадях в клетку.
2 вариант – диктуется последовательность действий с указанием числа
клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз); дети выполняют работу
на слух.
Лабиринты
– с помощью них дети учатся логически прокладывать
ходы, перебирать все возможные варианты. Таким образом, ребенок
может самостоятельно прийти к верному решению.
3 группа –
Дидактические игры и упражнения помогут детям активно познавать мир,
исследуя все происходящее вокруг. Они расширят представление детей об
окружающем мире, обучат ребенка наблюдать и выделять характерные
признаки предметов; различать их, а также устанавливать простейшие
взаимосвязи. Решая несложные развивающие игровые задания, дети будут
радоваться своим результатам и достижениям.
Игры с наглядным материалом
На развитие внимания, восприятия
«Найди 7 отличий»;
«Найди правильную тень»;
«Найди цифру без пары»;
«Чьи следы».
На закрепление навыков счета
«Сосчитай игрушки»;
«Помоги мишке решить примеры»
«Реши примеры и раскрась рисунок в соответствующие цвета»;
«Арифметические цепочки».
Дидактические игры
«Составь геометрическую фигуру» (составить 2 равных треугольника
из 5 палочек);
«Найди и назови» (закрепляет умение быстро находить
геометрическую фигуру определенного размера, цвета);
«Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»;
«Только одно свойство» (закрепляет знакомые свойства
геометрических фигур, развивает умение быстро выбрать нужную
фигуру).
«Чудесный мешочек» (закрепляет умение узнавать предмет по
характерным признакам).
Как правило, дети не всегда могут выполнить все задания с первого раза, но
это имеет позитивные стороны – если ребенок вынужден что-то делать
несколько раз, происходит развитие волевой сферы.
Старайтесь поднимать самооценку ребенка, чтобы он чувствовал
уверенность в своих силах:
«Какая ты сегодня молодец. Спасибо тебе за предложенный способ!»
Или « Какой ты сегодня внимательный. Я это не заметила, а ты увидел!»
Чтобы ребенок не потерял уверенность в своих силах, поощряйте не только
удачное решение. Поощряйте самостоятельность.