Автор: Кузина Вера Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Раздел: начальное образование
Планируемый результат
Предметные умения
Правописные умения:
-каллиграфически правильно писать буквы Т,р,е,ь,с,а
-правильно списывать слова и предложения;
-уметь проверять написанное , сравнивая с образцом.
Учебно-языковые умения:
-видеть в слове орфограмму(«опасное место»), уметь ее объяснить;
-уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм
русского языка;
-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне
слова;
-подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.
Речевые умения:
-правильно называть буквы русского алфавита;
-составлять слова из букв;
-составлять предложение из слов;
-объяснять лексические значения слова;
-расширить словарный запас учащихся.
Личностные УУД:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах;
-Оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из
личных ценностей);
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и искать средства ее осуществления;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задания от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей
деятельности на уроке.
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, а
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
-освоение умения подбирать проверочные слова с безударной гласной;
-проводить анализ учебного материала;
-проводить классификацию , указывая на основании классификации;
-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала;
-способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной форме.
Коммуникативные УУД:
-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем;
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
-умения учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную
позицию;
-умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения
совместной деятельности.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
1.
Фронтальная
2.
Групповая
3.
Работа в парах
4.
Индивидуальная
Книгопечатная продукция:
-Канакина В. П. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2 .
-Карточки для составления алгоритма проверки гласного в корне;
-карточки с творческим заданием;
-карточки «Рефлексия урока».
Технические средства обучения :
-компьютер,
-медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия :
-мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с
безударными гласными».
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые
универсальные учебные
действия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной
деятельности. Организационный
момент.
Личностные:
-самоопределение
Регулятивные:
Организация рабочего
места-целеполагание
Коммуникативные:
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
СЛАЙД
Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя. Добрый день, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты
русского языка для этого мы должны внимательно
слушать – слушать друг друга , слушать слова , которые
мы будем произносить. Зачем? Скоро узнаете.
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место».
Почему это важно?
Выскажите свои мысли
Готовятся к работе
Обучающиеся проверяют правильность
расположения учебников и школьных
принадлежностей
Обучающиеся высказывают свои
предложения о необходимости правильной
организации своего «рабочего места».
Актуализация знаний и фиксация затруднений в
деятельности.
Предметные:
-правильно называть буквы
русского алфавита
Познавательные :
-логические
-анализ объектов с целью
выявления признаков.
Регулятивные:
-осуществлять контроль;
-коррекция ,оценка,
прогнозирование;
-целеполагание
Коммуникативные:
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные
недостатки.
Слайд
Ребята, запишите букву, которая следует в алфавите за
буквой с.
Следующая буква говорить как собака.
Буква , которая обозначает гласный звук (э)после мягких
согласных.
Буква, которая звука не обозначает, но указывает на
мягкость предыдущего согласного.
Буква , которая обозначает глухой согласный звук ,
парный звонкому(з).
Буква, которая обозначает звук (а) после твердого
согласного.
Какие буквы записали?
Какое задание вы бы предложили выполнить данными
буквами?
Выполняют задание , тренирующие
отдельные способности к учебной
деятельность , мыслительные
операции( устные и письменные ) , учебные
навыки.
Т, р, е, ь, с, а
Обучающиеся классифицируют
предложенные учителем буквы на:
1 группа - гласные
2 группа - согласные,
3 группа - буквы , не обозначающие звука,
4 группа - буквы , элементы которых выходят
за границу строки,
5 группа - буквы , в написании которых есть
овал.
Постановка учебной задачи. Закрепление знаний о корне и
однокоренных словах.
Предметные:
-учиться выяснять значение
новых слов
Познавательные:
-общеучебные
-самостоятельное
выделение;
-формулирование цели
-логические
-формулирование проблемы
Регулятивные:
-целеполагание;
-высказывать свое
предположение
Коммуникативные:
-сотрудничество в группе;
-слушать и понимать речь
других;
-уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
-владеть диалогической
формой речи в соответствии
с грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка
Анализируем знания учащихся. Создаем проблемную
ситуацию.
Слайд
Работая в паре , составьте слова , использую эти буквы.
Что такое корень?
Слайд
Послушайте рассказ «Родственники» и подумайте , есть
ли в нем однокоренные слова.
Старят цели, выявляют месть и причины
затруднения.
Обучающиеся предлагают составить слова из
данных букв.
Обучающие составляют слова конь, кон , корь
, корень.
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ. Выясняют
значение слова корь.
Корень – часть растения.
Корень – общая часть родственных слов.
Корень – главная часть в слове.
Обучающиесявысказывают свои
предположения.
Я думаю, что в этом рассказе однокоренные
слова: гусь, гусыня, гусята. Они близки по
смыслу и имеют один корень – гусь. Слово
гусеница обозначает насекомое. Хотя первая
часть этого слова звучит похоже на слово гусь,
всё – таки это другое слово по значению.
Слово гусеница не будет однокоренным слову
гусь
Можно ли составленные слова назвать однокоренными ?
Слайд
В написании какого слова возникло
затруднение. Поставьте ударение ,
подчеркните орфограмму.
В каком слове не совпадает произношение с
написанием слова?
Почему возникло затруднение?
В какой части слова гласная в слабой
позиции?
Обучающиеся высказывают свои
предположения.
Нет. Однокоренные слова должны быть
близкими по смыслу и иметь один корень .
Здесь все слова имеют разные значения , они
не близки по смыслу и у них разные корни . В
слове конь корень конь, в слове корь корень
корь , в слове корень – корень.
Ставят ударение, подчёркивают опасные
места.
В словах конь, корь все звуки слышим
отчетливо,
А в слове корень при написании гласной в о2
слоге можно ошибиться .
Во втором слоге – слабая позиция.
В корне.
Построение проекта выхода из затруднения.
Личностные:
-устанавливать связь между
целью учебной деятельности
и ее мотивом (зачем?)
Регулятивные
-определять и
формулировать цель
деятельности на уроке;
-под руководством учителя
планировать свою
деятельность на уроке;
-определять
последовательность
действий на уроке
Коммуникативные:
-сотрудничество в поимке и
выборе информации
Познавательные:
-моделирование
Логические:
-решение проблемы;
-построение логической
цепи рассуждений
доказательство;
-выдвижение гипотез и их
обоснование
Организует деятельность учащихся по исследованию
проблемной ситуации.
Какую цель ставим?
СЛАЙД
Какое наше действие следующее?
Для чего все это вам нужно знать?
Составляют план достижения цели и
определяют средства(алгоритм, модель и тд.)
Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее
проверить.
1.Назвать орфограмму
2.Составить алгоритм проверки данной
орфограммы.
3.Сравнивать наш алгоритм проверки с
правилом в учебнике.
4.Поупражняться в написании таких слов.
Обучающиеся высказывают свои
предположения.
Открытие нового знания. Реализация проекта.
Личностные:
-оценить усваиваемое
содержание(исходя из
личностных ценностей)
Регулятивные:
-работать по
предложенному плану;
-выдвигать свои гипотезы на
основе учебного материала;
-коррекция;
Познавательные:
общенаучные
-самостоятельное создание
алгоритма деятельность;
-осознанное построение
речевого высказывания
Коммуникативные:
-планирование учебного
сотрудничества
Организует реализацию построенного проекта в
соответствии с планом.
Какое название вы предлагаете для данной
орфограммы?
Давайте проверим, чей вариант был точнее .
Откройте учебник стр.93 и прочитайте название темы.
Составим алгоритм проверки слов с безударными
гласными.
Слайд
Докажите , что в слове корень надо писать безударный
гласный е.
Сравним наш алгоритм с правилом в учебнике стр.96 .
Какой вывод сделаете?
Работают в соответствии с составленным
планом.
Обучающиеся высказывают свои
предположения. Путанные буквы, буква без
ударения, сомнительные гласные.
Ученик читал стихотворение:
Безударный – хитрец гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомнения!
1.Читаю слово.
2.Ставлю ударение.
3.Подбираю однокоренные слова.
4.выделяю корень.
5.Подбарию проверочное слово.
6.Пишу гласную.
Наш алгоритм верный.
Проверочное слово: коренья
Применение нового знания
Регулятивные:
-контроль;
-оценка;
-коррекция
Познавательные:
-общеучебные
-умение структурировать
знания;
-выбор наиболее
эффективных способов
решения задач;
-умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание;
-рефлексия способов и
условий действия
Коммуникативные:
-контроль
-оценка действий партнера;
-слушать и понимать речь
других;
-умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Физминутка
Слайд
Устанавливают осознанность восприятия. Первичное
обобщение.
Слайд
Что можете сказать об этих словах?
По составленному алгоритму найдем безударную
гласную в каждом слове.
Запишите слова в столбик.
Какие шаги выполним?
Проверяем.
М...док
З…мля
З…ма
С…ва
Гр…за
Цв…ток
Здесь записаны слова с безударными
гласными.
Поставим ударение, выделим корень в слове,
опасное место подчеркиваем.
Выполняют задание с объяснением.
Самостоятельная проверка с
самопроверкой по алгоритму.
Регулятивные:
-контроль;
-коррекция;
-выделение и осознание
того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению;
-осознание качества и
уровня усвоения
Личностные:
-самоопределение
Физминутка
Слайд
Организует деятельность по применению новых знаний
Выполнение упражнения 149 на странице 97
Проверка в парах
Самостоятельная работа, осуществляют
самопроверку, пошагово сравнивая с
алгоритмом.
Включение в систему знаний.
Личностные:
-устанавливать связь между
целью деятельности и ее
результатом
Регулятивные:
-саморегуляция;
-контроль;
-оценка;
-коррекция
Познавательные:
Общеучебные
-выбор наиболее
эффективных способов
решения задач;
-умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание;
-самостоятельное создание
способов решение проблем
творческого характера
Организует выполнение творческого задания.
Слайд
Работа в группе
В – сна, д-ньки, б - гут,
д – ревья ,тр – ва, р – ка,
л - тят.
1.
Вставьте пропущенную букву в слова , объясняя
свой выбор.
2.
Составьте рассказ на тему «весна», используя
данные слова.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Проверка написания безударной гласной в слове и
составление предложений осуществляется по
группам.
Выполняют в группах творческое задание,
обсуждают, советуются, отстаивают свое
мнение.
Рефлексия деятельности. Контроль и
оценка результатов.
Познавательные:
-рефлексия
Личностные:
-смыслообразование
Регулятивные:
-осуществлять
самоконтроль;
-давать оценку деятельность
на уроке совместно с
учителем и
одноклассниками;
-Выделять и осознавать то,
что уже усвоено и что нужно
еще усвоить.
Организует рефлексию.
Слайд
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на
уроке ?
На все ли задачи удалось найти ответ?
Проверьте себя.
Работа в парах.
С какой орфограммой познакомились на уроке? Как
проверить безударную гласную в корне слова?
Оцените свою работу . Напишите слово Я на той шкале,
которая соответствует уровню приобретенных вами
знаний .
Обсуждение результата рефлексии.
Обучающиеся фиксируют учебные задачи,
поставленные ими в начале урока.
Обучающиеосуществляют самооценку
собственной учебной деятельности, соотносят
цель и результаты, степень их соответствия.
Обучающиеся
Рассказывают друг другу о приобретенных на
уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на
выбранной шкале.