Автор: Попкова Юлия Павловна
Должность: Студент
Учебное заведение: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Раздел: начальное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Попкова Юлия Павловна
бакалавр
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и
Николая Григорьевича Столетовых
Общая характеристика чтения как вида речевой деятельности
Чтение- это один из видов речевой деятельности. Психолог Б.Д.Эльконин
характеризовал чтение как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их
графической модели» [1, с.34].
Это значит, что ребенок должен увидеть букву,
отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть,
отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания
второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания,
ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.
Как особый вид деятельности, чтение представляет собой чрезвычайно большие
возможности для умственного, эстетического и речевого развития обучающихся [2,
с.39].
Эта деятельность связана со зрительным восприятием зашифрованного
сообщения, закодированного с помощью графических символов. В процессе чтения
человек переводит графические символы в мыслительные образы.
Как пишет Б.Г. Ананьев «В основе процесса чтения лежат сложнейшие
механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных
систем» [3, с.106 ]
Поэтому процесс чтения складывается из двух этапов:
1)
зрительное
восприятие
текста-
физиологическая
сторона
чтения:
движение глаз по строке и речедвижение
2)
интерпретация прочитанного- осмысление и выражение собственного
отношения к прочитанному.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения:
аналитический, синтетический и этап автоматизации [4, с.106].
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса
чтения отделены друг от друга, и, поэтому, от ребенка требуется приложить больше
усилий по проведению конкретных операций: вначале найти гласную букву, соотнести
ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, произнести
плавно каждый увиденный графический слог, затем узнать слово и понять его смысл.
Если ребенок читает по слогам – значит, он находится на самом первом этапе
формирования навыка чтения, то есть аналитическом. Считают, что аналитический
этап соответствует периоду обучения грамоте. Но учитель должен помнить, что
каждый ребенок индивидуален и ему свойствен свой темп овладения навыком чтения.
Синтетический этап характеризуется тем, что: восприятие, произнесение и
осмысление читаемого происходят одновременно. На данном этапе ребенок начинает
читать целыми
словами.
Однако
не
менее важным признаком
перехода на
синтетический этап является наличие интонирования при чтении.
Важно, чтобы ребенок не просто понимал смысл отдельных единиц текста, а
умел их соотносить с целостным содержанием текста. Интонация при чтении
появляется в том случае, если ребенок удерживает в сознании общий смысл читаемого
текста. Обычно это происходит на второй год обучения в начальной школе.
На этапе автоматизации техника чтения доводится до автоматизма и не
осознается чтецом. Усилия чтеца направлены на осознание содержания читаемого и
его формы: идеи произведения, его композиция, выделение художественных средств
языка и так далее. На данном этапе ребенок стремиться как можно больше читать про
себя. Главным признаком того, что ребенок достиг уровня автоматического чтения,
является их эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение,
желание поделиться первичными читательскими впечатлениями, стремление чтеца
обсудить прочитанное.
Все три этапа формирования навыка чтения ребенок проходит в своем
индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы три-четыре года. На первом этапе
отслеживается каждый элемент буквы. Только к 9-10 годам сформировываются
механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания.
В методике принято характеризовать навык чтения. Навык чтения представляет
собой автоматизированный компонент сознательной деятельности. Навык чтения
характеризуется таким качествами, как: правильность, беглость, сознательность и
выразительность.
Беглость определяется как скорость чтения. Скорость измеряется количеством
печатных знаков, прочитанных за единицу времени, обычно количество слов в 1
минуту [5, с.56]. При подсчете слов необходимо учитывать как знаменательные, так и
служебные части речи.
Правильность чтения – значит чтение без ошибок, которые влияют на смысл читаемого
[6, с.78].
Становление правильности чтения протекает в двух направлениях:
1) использование определенных тренировочных упражнений, направленных на
совершенствование
зрительного
восприятия,
регуляции
дыхания
и
развития
артикуляционного аппарата;
2) применение принципа многократного чтения при изучении художественных
произведений. Предложен он был М. И. Омороковой, а описан В. Г. Горецким и Л. Ф.
Климановой [7, с.58].
Сознательность – это понимание смысла прочитанного текста. В методике
выделяют три уровня понимания произведения:
- понимание его фактического содержания;
-
понимание
причинно
-
следственных
отношений
между
событиями,описанными в тексте;
- осознание основной идеи произведения, авторской оценки описываемых
событий, собственного отношения к прочитанному.
Выразительность - это высшее качество навыка чтения. Выразительным
называют такое чтение, при котором исполнитель с помощью специальных средств
передает свое понимание и оценку того, что читает. Все эти качества тесно
взаимосвязаны между собой.
Л. А. Горбушина утверждает, что чтение текста выразительно, означает найти такое
средство в устной речи, с помощью которого можно достаточно точно и правдиво, в
соответствии с замыслом писателя, передать все идеи и чувства, вложенные в
произведение. Данным средством является интонация [8, с.90].
Без правильного произношения графических знаков невозможно понимание
отдельных единиц текста, без понимания значения каждой единицы нельзя уяснить и
понять их связь, без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста
невозможно осознать идею произведения. А также понимание общего смысла
произведения помогает правильному прочтению отдельных его компонентов. В свою
очередь, правильное чтение и понимание смысла текста становятся базой для
выразительного чтения [9, с.101].
Таким образом, подготовка учащегося к чтению должна строиться с учетом
одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Такой подход
начинает свою реализацию в период обучения грамоте.
Согласно ФГОС НОО, к концу обучения в начальной школе у учащихся должны
быть сформированы показатели, рассмотреные ниже [10]:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, правоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем
учебным предметам;формирование потребности в систематическом чтении.
3.
Понимание
роли
чтения,
использование
разных
видов
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое);
умение
осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в
их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4.
Необходимый
для
продолжения
образования
уровень
читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
[11, с.10-11]
Роль
чтения
в
жизни
человека
велика.
Чтение
влияет
на
степень
образованности, воспитание, определение моральных и духовных ценностей. Поэтому
методики по обучению грамоте направлены на решение следующих задач: развитие
личности ребенка, обогащение его внутреннего мира, развитие мыслительной
деятельности учащегося, воспитание у детей любви к родному языку, обучение чтению
сначала слогов, затем слов и, наконец, предложений и текстов.
Виды основных ошибок в чтении у младших школьников
Умения и навыки тесно взаимосвязаны, однако в педагогике их принято
различать. Но ученые не пришли к единому мнению об их соотношении. Рассмотрим
определению каждого из понятий. Умение – это действие, которое выполняется
осознанно. А навык – это действие, доведенное до автоматизма, высокая степень
сформированности умения [12, с.251].
Из этого следует, что умения чтения, доведенные до высокого уровня овладения
ими, постепенно перейдут в навык чтения.
«Навык – это автоматизированные действия, которые вырабатываются в
результате длительных организованных упражнений», отмечает М. Р. Львов [13, с.13].
В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как автоматизированное
умение по озвучиванию напечатанного текста. Повторим, что текст определяется
правильностью (плавностью чтения с отсутствием ошибок); беглостью (скоростью
чтения); осознанностью (пониманием фактического содержания текста и замысла
автора) и выразительностью (соблюдением интонации при чтении). Первые два
качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное,
слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения [14, с.123].
Проблема осознанного чтения, выдвинутая К. Д. Ушинским, породила в свое
время много вопросов: как добиться понимания художественного произведения, не
разрушая
его
эмоциональной
основы,
как
установить
наиболее
правильное
соотношение между логическим и «эстетическим» анализом и другие, которые
впервые попытался разрешить Ушинский, создавая учебники. При создании учебников
он придерживался принципа – все, что прочитано, должно быть понятным [15, с.179].
Сокращение слогов или букв, или малознакомое заменяется знакомым при
отсутствии навыков правильного чтения. Бывает, что ошибки, подразумевающие
замену
одной
буквы
другой
происходят
нередко
вследствие
дефектов
речи
обучающегося, реже – под влиянием диалектной речи. За ошибку следует считать
повторение слогов в словах, а также повторение слов в предложении.
Основная причина ошибок при чтении – определение слова по некоторым
опознавательным признакам, что часто бывает ошибочным. Чтение происходит по
общему виду [16, с.54].
Спустя только определенное время формируется такой навык чтения, при
котором можно с точностью узнать слово по общему виду, по отдельным признакам;
при этом обучающийся не останавливается на каждом слоге слова.
Правильность чтения в значительной степени зависит от длины слов, от степени
знакомства со словом, от степени понимания лексического значения, от слогового и
морфемного состава слова. Например, в исследованиях Т. Г. Егорова установлено, что
чтение слов с сочетанием согласных в начале слова является более простым
процессом, чем чтение слов с сочетанием согласных в середине или в конце слова.
Имеет также значение положения в слове ударения: из трехсложных, например,
труднее для чтения слова с ударением на последнем или на первом слоге [17, с.130].
Рассмотрим типичные ошибки чтения и их возможные причины ниже в
Таблице1.
Таблица 1.
Виды ошибок чтения
Возможные причины
Замены близких по
конфигурации букв
Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного
образа буквы, недостатки методики обучения
Трудности
различения
буквенных знаков
Нарушения
зрительного
восприятия,
зрительной
памяти,
трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики
обучения
Побуквенное чтение
Недостаточная сформированность
зрительного
образа букв,
трудности
дифференцирования
букв,
несформированность
навыка
слогослияния
и/или
фонематического
слуха,
недостаточная
сформированность зрительно-пространственного восприятия
Искажения
(перестановки,
вставки, пропуски)
Нарушения
зрительного
восприятия
и
зрительной
памяти,
форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания,
выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной
системы
«Застревания»
Несформированность
зрительной
дифференциации
букв,
неадекватный
темп
работы
(форсирование
скорости
обучения),
трудности автоматизации навыка
Ошибки при чтении
по догадке
Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых
норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого
текста, трудности концентрации внимания
Трудности
понимания
прочитанного
Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп
(форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий
уровень
оперативной
памяти,
несформированность
контроля
деятельности
Очень медленный
темп чтения
(побуквенное или
слоговое без
продвижения в
течение года)
Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или
звуко-буквенного
анализа,
трудности
артикуляции,
трудности
концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
Медленный темп
чтения (есть
продвижение в
течение года)
Индивидуальные особенности темпа деятельности
Трудности
воспроизведения
текста (пересказ)
Несформированность
вербально-логического
мышления,
трудности
кратковременной
слухо-речевой
памяти,
непонимание
прочитанного,
трудности
концентрации
внимания,
выраженное
утомление
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федоренко И.Т. Пути совершенствования техники чтения школьников. - X.,
1978. – 34с.
2. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном
возрасте // «Начальная школа». 2015. № 7. С. 38-43.
3. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и
письмом //Известия АПН РСФСР. – 1955. – Т. 70. – С. 106.
4. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – 2006.- С. 106.
5. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. – Академия, 2011., 2007.- С.56.
6. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.:
Смысл, 2009.- С. 78.
7. Климанова Л.Ф. Литературное чтение 1-4 класс /Л. Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение, 2012.- С. 53-67.
8. Горбушина Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие
для учителей. М.: Просвещение, 1981.-С. 90.
9. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? //«Начальная
школа». 2005.- № 2. -С. 90-124.
10.
Медведев Д. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. – 2012.
11. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Программа курса «Литературное чтение» для
1 - 4 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – С. 10-11.
12. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой.
М.: Мир, 1927.- С.251
13. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие по рус. яз. для
обучения в нач. кл. Москва: Дидакт, 1993.- С.13.
14. Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября.
2014. №1.- С. 123
15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Изд-во АПН РСФСР,
1949. Т. 5.- С. 179.