Автор: Афанасьева Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Росинка"
Населённый пункт: г. Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект по социально-коммуникативному развитию в средней группе "Заботливая семья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по социально-коммуникативному развитию в средней группе:
«Заботливая семья».
Цель: Создание социальной ситуации развития детей при ознакомлении с
семейными обязанностями в процессе изготовления энциклопедии
«Семейные заботы».
Детская цель: Создание энциклопедии «Семейные заботы».
Задачи:
1. Способствовать представлению детей о себе и своей семье с помощью
построения модели семьи.
2. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала в
изготовлении энциклопедии семейных дел.
3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.
4. Активизировать словарный запас детей словами: энциклопедия, забота,
обязанности, заботливая семья, трудолюбивая, ласковая, дружелюбная,
крепкая и др.
5. Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками в
парах.
6. Воспитывать у детей чувства принадлежности к своей семье, заботе друг о
друге.
Предшествующая работа. Изготовление коллажа из семейных фотографий
«Наши любимые семьи», беседа о семье, семейных обязанностях, предметах
труда, пальчиковые игры «Дружная семья», «Гости едут». Социально -
коммуникативные игры: «Назови ласково», «Комплименты», «Волшебная
нить»», «Пирамида любви» и др. Подвижная игра «Хорошо или плохо»,
дидактическая игра «Наши добрые дела».
Материал. Демонстрационный: коллаж из семейных фотографий детей,
музыка к пальчиковой игре «Семья», древо семьи из цветного картона,
овальные картинки членов семьи, магниты, магнитная доска.
Раздаточный: белые листы картона 5 шт. с наклеенными картинками лиц
членов семьи по одному на каждом, картинки с предметами быта из серии
«Семейные обязанности», кисточки, клей, салфетки.
Ход.
Дети заходят в центр группы, встают произвольно.
Воспитатель. – Ну-ка ребятки, отгадайте – ка загадку!
Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная …(семья)!
Показывает рукой на коллаж семейных фотографий.
- Ребята, что вы видите? Правильно! Ваши дружные семьи. Давайте
вспомним нашу веселую игру с пальчиками «Моя семья».
Игра с пальчиками «Моя семья», дети поют под музыку.
Воспитатель. – Вставайте в круг, возьмитесь за руки! Крепко держитесь за
руки! Скажите, а какая семья у вас?
Дети.- Крепкая, дружная, добрая, трудолюбивая, веселая, заботливая,
любящая и т. д.
Восп. – А что значит крепкая? А заботливая? Что такое забота?
Дети.- Это значит, дружная, добрая. Забота – это когда в семье помогают
друг другу.
Воспитатель. – Идемте в круг. Какая еще, бывает семья? (Маленькая). А
теперь шире круг. Еще какая? ( Большая). А мы с вами в детском саду
каждый день вместе, тоже семья? Покажите, какая! (Еще круг шире). Какая у
нас семья? (Самая большая, огромная). Правильно, молодцы!
Вы согласны со мной, что семья нужна каждому из нас? Без семьи жить
скучно, трудно и не интересно. На фотографиях ваши семьи. Скажите, а кого
вы считаете членами вашей семьи?
Дети.- Маму, папу, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Хотите мы с вами
построим дерево семьи или как его называют «древо семьи»? (Хотим).Как
называют?
Воспитатель.- Подходите сюда к нашему «древу». Кто самые старшие в
семье?
Дети.- Бабушки и дедушки.
- И куда же мы поставим их портреты на нашем «древе»? (Ответы детей).
Правильно, на самые нижние, самые большие и крепкие ветви.
Дети прикрепляют картинки бабушек и дедушек на мелкие магниты.
Восп.- Чьи это родители? Папы или мамы. А эти чьи? Куда поставите
портреты папы и мамы?
Дети.- Выше. На верхние ветви.
Дети расставляют портреты родителей.
Восп.- И у ваших папы и мамы кто появился? (Дети). Куда мы их расставим?
Дети.- На самые верхние, самые тонкие ветви.
Воспитатель.- А кто же эти девочки и мальчики для мамы и папы? (Дочки и
сыночки). А для бабушки и дедушки? (Внучка и внук). Молодцы!
Восп.- А как вы думаете, во всех ли семьях хорошо заботятся о детях, о
родителях? Бывают такие родители, которые плохо заботятся о своих детях
или дети плохо заботятся о своих родителях. Подумайте, что бы нам с вами
сделать, чтобы все члены семьи знали, как нужно заботиться друг о друге?
Дети.- Нужно сделать книгу с правилами, энциклопедию.
Воспитатель .- Скажите еще раз, какую мы книгу с вами сделаем?
Как ее назовем? (Ответы детей). Можно назвать «Семейные заботы». Из
чего мы будем делать книгу? (Ответы детей). Чтобы листы не погнулись, не
помялись, мы сможем сделать страницы из картона. Посмотрите, даже с
картинками всех членов семьи. Вот сейчас мы узнаем, кто какую из вас будет
делать. У меня есть интересные картинки. Возьмите, пожалуйста, по одной.
Найдите себе пару, у кого они одинаковые. Возьмитесь за руки.
Картинки парные: гайки и ключи, лопата и лейка, сковорода и блины, утюг и
белье, игрушки.
Воспитатель.- Скажите, кому из членов семьи нужны эти предметы?
Дети определяют.- Маме, папе, детям, бабушке, дедушке.
Воспит.- Молодцы! А теперь каждая пара может найти свою страницу.
Проходите за столы. У меня совсем случайно оказались разные картинки с
предметами, которые могут быть нужны членам семьи для выполнения
семейных обязанностей.
Картинки разложить на столе.
- Можете подойти и выбрать нужные картинки для своих страниц. Вы для
кого будете выбирать? (Для папы, для мамы и т.д.)
Дети подходят к столу с картинками, выбирают нужные и возвращаются на
свои места.
Воспитатель.- Что теперь будем делать с картинками? (Наклеивать на листы).
Дети наклеивают картинки на листы.
Воспитатель.- Кто уже наклеил? Можно выйти парой и рассказать о
семейных заботах мамы или папы и т. д.
Рассказы детей по наклеенным картинкам.
Воспитатель.- А вы ребята, проверяйте, правильно ли дети подобрали
картинки к своим страницам. Ну вот, молодцы! Все справились отлично.
Чего не хватает для нашей энциклопедии? (Обложки). Совершенно точно. У
нас есть вот такой красивый лист, можно сделать обложку для нашей
энциклопедии. Вы потом сможете ее украсить по вашему желанию. Чтобы
получилась книга эти листы нужно прошить тесьмой. В эти отверстия будем
вставлять тесьму. Каждая пара может прошить тесьмой свою страницу.
Дети продевают тесьму в заранее сделанные дыроколом отверстия и
завязывают.
- Посмотрите, какая у нас получилась замечательная книга. Скажите, а для
кого мы сделали энциклопедию «Семейные заботы»? Кому можно ее дать
для знакомства с полезными семейными делами? (Родителям, бабушкам,
дедушкам, детям, тем, кто плохо заботится о близких людях).
- Что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети.- Помогать друг другу, дарить подарки, не ссориться, не обижать,
любить друг друга.
Воспитатель.- Все ребята молодцы! Можете взять энциклопедию и наклеить
на обложку что захотите. (Цветочки мелкие, бабочки, звездочки др).
Конспект НОД
по социально – коммуникативному
развитию в средней группе
«Моя заботливая семья»
Провела: Афанасьева С. В., воспитатель
высшей кв. категории
2020 г.