Напоминание

"Богатырская тема в искусстве"


Автор: Синенко Надежда Михаловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1515
Населённый пункт: город Москва ул.Народного Ополчения д.27 кор.2
Наименование материала: урок музыки
Тема: "Богатырская тема в искусстве"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок Музыки в 5 классе.

2 полугодие. Музыка и изобразительное искусство.

«Богатырская тема в искусстве»

«Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу

(показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию

богатырских образов). Продолжение работы по формированию следующих компетенций:

гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.

Задачи урока:

1 -Воспитательные - пробуждать интерес к русской подлинной музыке.

-воспитывать чувство патриотизма;

2. Образовательные - опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о

симфонии;

-учить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов

искусства;

-вырабатывать самостоятельное творческое мышление учащихся;

3. Развивающие - совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать,

выделять главное;

- развивать (тембровый) слух, музыкальную память;

- развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

Музыкальный материал:

- А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская» (фрагмент)

- С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»

- А.Петров «Песня о материнской любви»

- О.Юдахина «Дети войны»

Дополнительный материал:

- Репродукция В.М. Васнецова «Богатыри»

Оборудование и наглядные пособия:

Нетбук, CD-проигрыватель, фортепиано, телевизор.

Тип урока – урок углубления и расширения темы четверти.

(На закрытой доске написаны : тема урока, фрагмент стихотворения о богатырях).

«Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей.

Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.

Сойдемся, друзья и братья, восхвалим песней силу нашу,

силу гордую, богатырскую…»

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня мы продолжим отвечать на вопрос темы нашего полугодия «Можем ли мы

увидеть музыку?».

А тему сегодняшнего урока вы мне подскажете сами.

Сегодня мы продолжим знакомиться с музыкой А.П.Бородина.

1

Перед прослушиванием давайте вспомним, кто такой А.П.Бородин. Чем еще

занимался этот музыкант? Да, это ученый - химик, медик. Открыл в России первые

медицинские женские курсы. На музыку, к сожалению, отводилось мало времени.

Тем не менее, это наш замечательный композитор – классик, член «Могучей кучки».

Сейчас послушаем фрагмент второй симфонии. Симфония – это 4-хчастное

произведение, которое исполняет большой симфонический оркестр (сим- вместе,

фонес- голос), где автор знакомит нас с разными героями, событиями, можно

сравнить с повестью в литературе. У нее есть название, которое дал музыке не А.П., а

В.В.Стасов - критик. Большой друг композиторов «М.к». Наша задача попытаться по

характеру звучания дать как можно более точное название этой симфонии.

Слушание 1 части.( 3мин.15 сек.)

Итак, что мы услышали. Какая по характеру прозвучала музыка.

Дети отвечают – мужественная, решительная, маршевая, сильная, героическая,

бодрая, энергичная, громкая, и др.)

Вы правильно определили характер музыки. Название симфонии – Богатырская.

А теперь давайте посмотрим на эту картину («Богатыри» В.Васнецов).Кому знакома

она? Ее название? Автор?

Рассмотрим картину. В.Васнецов писал ее около 30 лет.

В центре картины - Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Но это

не сказочный персонаж, а реальное лицо. История его жизни и подвигов – это

реальные события. Он был причислен к лику святых. Что выражает его взгляд?

Добрыня Никитич – по преданиям был очень образованным и мужественным

человеком. Величавый, с благородными чертами лица, решительно вынимающий

меч из ножен, готовый идти в бой, защищая сою родину.

Алеша Попович – молод и строен. Он изображен с луком и стрелами. А с боку у седла

что изображено? Да, гусли. Это значит, что Алеша не только воин, но и гусляр,

песенник и весельчак.

Что объединяет этих людей?

А что еще говорит об опасности?

2

Да, состояние природы, хмурое небо, облака - все это говорит о наступлении

опасности. Но богатыри – надежная и мощная сила защитников нашей земли.

А каким жанром представлена 1 часть?( Наиграть начало мелодии) - марш, песня,

танец.

Да, маршем, правильно. В картине – марш, в музыке – марш.

А как вы думаете, это музыка была написана к картине или картина к музыке?

Правильно. Это два самостоятельных произведения. А сейчас я вам былину

прочитаю.

Уж как были на Руси гусляры - певцы,

Да любили петь про Русь - матушку,

Про дела героические, военные,

Про силу богатырскую,

Да про удаль молодецкую.

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

А почему у нас такое большое внимание уделяется теме богатырей в искусстве ?

Да, наша страна всегда была вынуждена обороняться от внешних врагов.

Подытожим. Богатырь – это кто, какими качествами он обладает? ( смелый,

решительный, отважный, добрый, нежный, любящий, умный и пр.)

Давайте попробуем сочинить синквейн.

3

1

- Богатырь.

2

- Храбрый, смелый.

3 - Оберегает, помогает, защищает.

4- Стоит на страже мира и свободы.

5- Герой

Сейчас давайте вспомним «Песню о маленьком трубаче» ( 2,20,, поем стоя).

А можно назвать Маленького трубача героем?

Можно (пояснение, почему)

Так звучала 1 тема симфонии. Но есть и другая тема - (учитель играет 2 тему)

Здесь что мы слышим? Как звучит эта тема?

Правильно, очень напевная, нежная мелодия, рисует спокойствие, русскую степь. !

тема - тема войны, вторая - мира.

Богатыри защищали свой дом, семью, детей.

Вспомним «Песню о материнской любви».( 4 мин.)

А сейчас продолжим работу над песней «Дети войны».( 3,15,,)

Итог урока.

С какой темой мы сегодня познакомились? На примере каких произведений?

Домашнее задание. Подумать, кого в наши дни мы можем назвать богатырем.

4



В раздел образования