Автор: Синенко Надежда Михаловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1515
Населённый пункт: город Москва ул.Народного Ополчения д.27 кор.2
Наименование материала: урок музыки
Тема: "Богатырская тема в искусстве"
Раздел: начальное образование
Урок Музыки в 5 классе.
2 полугодие. Музыка и изобразительное искусство.
«Богатырская тема в искусстве»
«Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу
(показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию
богатырских образов). Продолжение работы по формированию следующих компетенций:
гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.
Задачи урока:
1 -Воспитательные - пробуждать интерес к русской подлинной музыке.
-воспитывать чувство патриотизма;
2. Образовательные - опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о
симфонии;
-учить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов
искусства;
-вырабатывать самостоятельное творческое мышление учащихся;
3. Развивающие - совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать,
выделять главное;
- развивать (тембровый) слух, музыкальную память;
- развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
Музыкальный материал:
- А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская» (фрагмент)
- С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»
- А.Петров «Песня о материнской любви»
- О.Юдахина «Дети войны»
Дополнительный материал:
- Репродукция В.М. Васнецова «Богатыри»
Оборудование и наглядные пособия:
Нетбук, CD-проигрыватель, фортепиано, телевизор.
Тип урока – урок углубления и расширения темы четверти.
(На закрытой доске написаны : тема урока, фрагмент стихотворения о богатырях).
«Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей.
Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.
Сойдемся, друзья и братья, восхвалим песней силу нашу,
силу гордую, богатырскую…»
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня мы продолжим отвечать на вопрос темы нашего полугодия «Можем ли мы
увидеть музыку?».
А тему сегодняшнего урока вы мне подскажете сами.
Сегодня мы продолжим знакомиться с музыкой А.П.Бородина.
1
Перед прослушиванием давайте вспомним, кто такой А.П.Бородин. Чем еще
занимался этот музыкант? Да, это ученый - химик, медик. Открыл в России первые
медицинские женские курсы. На музыку, к сожалению, отводилось мало времени.
Тем не менее, это наш замечательный композитор – классик, член «Могучей кучки».
Сейчас послушаем фрагмент второй симфонии. Симфония – это 4-хчастное
произведение, которое исполняет большой симфонический оркестр (сим- вместе,
фонес- голос), где автор знакомит нас с разными героями, событиями, можно
сравнить с повестью в литературе. У нее есть название, которое дал музыке не А.П., а
В.В.Стасов - критик. Большой друг композиторов «М.к». Наша задача попытаться по
характеру звучания дать как можно более точное название этой симфонии.
Слушание 1 части.( 3мин.15 сек.)
Итак, что мы услышали. Какая по характеру прозвучала музыка.
Дети отвечают – мужественная, решительная, маршевая, сильная, героическая,
бодрая, энергичная, громкая, и др.)
Вы правильно определили характер музыки. Название симфонии – Богатырская.
А теперь давайте посмотрим на эту картину («Богатыри» В.Васнецов).Кому знакома
она? Ее название? Автор?
Рассмотрим картину. В.Васнецов писал ее около 30 лет.
В центре картины - Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Но это
не сказочный персонаж, а реальное лицо. История его жизни и подвигов – это
реальные события. Он был причислен к лику святых. Что выражает его взгляд?
Добрыня Никитич – по преданиям был очень образованным и мужественным
человеком. Величавый, с благородными чертами лица, решительно вынимающий
меч из ножен, готовый идти в бой, защищая сою родину.
Алеша Попович – молод и строен. Он изображен с луком и стрелами. А с боку у седла
что изображено? Да, гусли. Это значит, что Алеша не только воин, но и гусляр,
песенник и весельчак.
Что объединяет этих людей?
А что еще говорит об опасности?
2
Да, состояние природы, хмурое небо, облака - все это говорит о наступлении
опасности. Но богатыри – надежная и мощная сила защитников нашей земли.
А каким жанром представлена 1 часть?( Наиграть начало мелодии) - марш, песня,
танец.
Да, маршем, правильно. В картине – марш, в музыке – марш.
А как вы думаете, это музыка была написана к картине или картина к музыке?
Правильно. Это два самостоятельных произведения. А сейчас я вам былину
прочитаю.
Уж как были на Руси гусляры - певцы,
Да любили петь про Русь - матушку,
Про дела героические, военные,
Про силу богатырскую,
Да про удаль молодецкую.
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
А почему у нас такое большое внимание уделяется теме богатырей в искусстве ?
Да, наша страна всегда была вынуждена обороняться от внешних врагов.
Подытожим. Богатырь – это кто, какими качествами он обладает? ( смелый,
решительный, отважный, добрый, нежный, любящий, умный и пр.)
Давайте попробуем сочинить синквейн.
3
1
- Богатырь.
2
- Храбрый, смелый.
3 - Оберегает, помогает, защищает.
4- Стоит на страже мира и свободы.
5- Герой
Сейчас давайте вспомним «Песню о маленьком трубаче» ( 2,20,, поем стоя).
А можно назвать Маленького трубача героем?
Можно (пояснение, почему)
Так звучала 1 тема симфонии. Но есть и другая тема - (учитель играет 2 тему)
Здесь что мы слышим? Как звучит эта тема?
Правильно, очень напевная, нежная мелодия, рисует спокойствие, русскую степь. !
тема - тема войны, вторая - мира.
Богатыри защищали свой дом, семью, детей.
Вспомним «Песню о материнской любви».( 4 мин.)
А сейчас продолжим работу над песней «Дети войны».( 3,15,,)
Итог урока.
С какой темой мы сегодня познакомились? На примере каких произведений?
Домашнее задание. Подумать, кого в наши дни мы можем назвать богатырем.
4