Автор: Алейникова Кристина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 166 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Создание здоровьесберегающего пространства в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Создание здоровьесберегающего пространства в детском саду.
В настоящее время все более возрастает сохранение и укрепление здоровья
дошкольников. Растущая нагрузка на детей не только в общеобразовательной
школе, но и детском саду вследствии дополнительных занятий приводит к
резкому увеличению длительности пассивного малоподвижного состояния -
гиподинамии. Проблема гиподинамии достаточно актуальна.
Таким образом, в детском саду и в школе не только пополняют багаж знаний,
умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-
мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные болезни,
сердечнососудистые.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить
дошкольнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
посещения детского сада, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Считается, что здоровье воспитанника в норме, если:
в физическом плане
– здоровье позволяет ему справляться с нагрузкой,
ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане
– ребёнок уравновешен, способен удивляться и
восхищаться;
в интеллектуальном плане – воспитанник проявляет хорошие умственные
способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.
Безусловно, здоровье определяется исходным состоянием его здоровья на
момент поступления в детский сад, но важна и правильная организация
коррекционно-развивающей деятельности. При проведении занятий необходимо
обращать внимание на следующие моменты:
1.
Обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей.
2.
Число видов деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, и т.д..
3.
Средняя продолжительность частоты чередования различных видов
деятельности.
4.
Наличие
и
выбор
места
на
занятии
методов,
способствующих
активизации
инициативы
и
творческого
самовыражения
самих
воспитанников.
5.
Позы воспитанников, чередования поз: наблюдает ли воспитатель за
посадкой воспитанников; чередуются ли позы в соответствии с видом
работы.
6.
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их
место, содержание и продолжительность.
7.
Наличие в содержательной части занятий вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни.
8.
Наличие у воспитанников мотивации к познавательнной деятельности на
занятиях.
9.
Психологический климат на занятии.
10.
Создание благоприятного психологического климата на занятии, который
реализуется через:
обеспечение доступности информации;
использование соответствующих средств наглядности;
соответствии информации возрастным особенностям воспитанников;
транслирование воспитанникам доброжелательного отношения;
включение в коррекционно-развивающий процесс жизненного опыта
воспитанников;
создание «ситуации успеха» на занятии;
наличие на занятии эмоциональной разрядки.
Воспитанник способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно,
нравится, поэтому задача воспитателя – помочь воспитаннику преодолеть
усталость, уныние, неудовлетворенность.
Для снижения утомления воспитанников рекомендуется:
применение дидактической игры;
включение в занятия физкультминутки;
эмоциональная передача содержания учебного материала;
использование юмора;
При работе с воспитанниками важно помнить следующие психологические
особенности мальчиков и девочек. Девочки в минуту принимают намного
больше информации, чем мальчики. Поэтому когда подводим итог занятия
полезнее опросить мальчиков, а девочек можно спрашивать на следующий день.
Мальчики большей частью логики, у них развиты математические навыки. А у
девочек больше развито воображение. Учитывая все особенности психики
ребенка можно говорить об укреплении психического здоровья ребенка во
время занятия, о повышении усвоения учебного материала.
Элементы здоровьесбережения на занятиях
Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер
коррекционно-развивающего процесса.
Включение ребёнка в творческий
процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление
утомляемости. Хороши в этом плане нестандартные занятия: занятия-
конкурсы,
занятия-игры,
занятия-
соревнования,
занятия
-
творческая
мастерская, занятия-путешествие.
Игры на разных этапах занятия, упражнения на развитие внимания, памяти,
наблюдательности, мышления и речи позволяют решить целый комплекс
важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их
потребность в движении и стабилизировать эмоции, развивать физические,
умственные и творческие способности. Увлеченные игрой дети легче усваивают
программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.
Поэтому включение в урок игр и игровых упражнений делает процесс обучения
интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению
трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает
внимание. Положительным моментом игры является то, что она посильна даже
«слабым» ученикам. Более того, «слабый» может стать первым в игре:
находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем
знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности
заданий создают комфортную обстановку на занятиях и способствуют
преодолению стрессовых ситуации.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов
одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или
сигнальных карточек.
Положительные эмоции, интерес вызывает у ребят различный
занимательный материал: задачи в стихах, задачи-соображалки, ребусы,
загадки. Для воспитанников это снятие напряжения, разрядка, отдых.
Пальчиковые игры, цель которых: подготовить руку к письму, развить
внимание, терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга,
научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика, которая помогает: снять физическую и
психоэмоциональную напряжённость, тренировать вестибулярный аппарат,
развить зрительную координацию, укреплять глазные мышцы, развить зоркость
и внимательность, улучшить зрение.
Самомассаж. Точечный массаж способствует: проведению профилактики
простудных заболеваний; закаливанию детей, научить детей расслабляться,
освобождаться от стрессов, перенапряжения, обучить навыкам проведения
точечного массажа.
Физкультурные минутки цель которых: снятие усталости, напряжения,
ослабить утомление на уроке, проводить профилактику нарушения осанки,
поддержание работоспособности, активного внимания.
Игры на снятие эмоционального напряжения на уроках, способствующие
снятию стрессов, расслаблению мышц, снятию усталости, восстановлению
работоспособности.
Дыхательная гимнастика – это укрепление дыхательной мускулатуры,
уменьшение
заболеваний
дыхательной
системы,
повышение
общей
сопротивляемости организма, его тонуса.
Все элементы здоровьсбережения, которые применяются на занятиях, не
только
создают
благоприятный
климат,
но
и
укрепляют
физическое,
психическое и психологическое здоровье ученика. Но и в тоже время
мотивируют на активную работу воспитанников на занятии.