Автор: Лисовская Римма Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 1
Населённый пункт: г.Волчанск Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта НОД по познавательному развитию с использованием педагогической технологии проблемного обучения и ИКТ "Люди отважных профессий - Спасатели"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет
с использованием педагогической технологии проблемного обучения и ИКТ
Составитель: Лисовская Римма Анатольевна
Старший воспитатель МАДОУ ДС № 1
г.Волчанск
Тема: «Люди отважных профессий - спасатели»
Возрастная группа: 5-6 лет
Форма организации: групповая
Форма НОД: Решение проблемной ситуации
Программно-методический комплект: Образовательная программа МБДОУ ДС № 1
Оборудование:
для педагога
:
Интерактивная доска, мультимедийная презентация
с подбором слайдов и
иллюстраций по теме
(предметы спасательных служб, группа альпинистов, виды транспорта и вертолет) и звуковым сопровождением (сигнал
SOS и шум вертолета), пошаговая схема сборки вертолета, карта «Лабиринт»;
для детей:
конструктор Лего на каждого ребенка, конструкторские шапки на каждого ребенка.
ЦЕЛЬ
формирование предпосылок инженерного мышления в решении проблемных ситуаций
средствами LEGO
Задачи с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников группы
Развивать мелкую моторику, зрительно-
моторную координацию
ЗАДАЧИ
Образовательные: Учить
принимать поставленную задачу и находить способ ее решения;
Формировать конструктивное мышление посредством LEGO конструктора;
Обогащать активный словарь (фюзеляж, стюардесса, инженер-конструктор, конструкторское бюро);
Развивающие:
Закреплять навык использования в конструктивной деятельности чертежей и схем. Развивать
координацию движения, правильное восприятие пространства
.
Воспитательные:
формировать навык совместной деятельности со сверстниками: умение договариваться в процессе
совместной деятельности (работа на интерактивной доске);
воспитывать в детях чувство отзывчивости, взаимопомощи, умение доводить начатое дело до
конца.
Этапы
(последовательность)
деятельности,
приемы
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность
детей
Планируемый
результат
Организационно-
мотивационный этап
Воспитатель в роли стюардессы дети вокруг нее.
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Я- стюардесса.
Повторите это слово. Как хорошо, что я встретила вас! Мне нужна
ваша помощь, потому, что наш летный центр получил сигнал SOS!
-Дети, а вы знаете, что такое SOS?
Воспитатель: Да, верно, SOS-это сигнал бедствия, просьба о
помощи. Высоко, на горе Липовая, группа альпинистов сбились с
пути. Был сильный ураган, дорогу замело, и они потерялись.
Слышите дети, сигнал до сих пор идет? Нам надо спешить.
Слайд1-горы, (В горах слышен сигнал SOS)
-Дети, а вы знаете, где находится гора Липовая?
Воспитатель: Правильно, в нашей области, близ города Карпинск.
Это недалеко от нашего города.
Внимательно слушают
педагога, настраиваются на
общение.
Произносят новое слово
«стюардесса»
Дети вступают в диалог,
отвечают на вопросы на
основе имеющихся знаний.
Проявление интереса к
предстоящей деятельности
Расширение активного
словаря
Умение давать ответ на
вопрос, основываясь на
ранее полученную
информацию
Основной этап
-Ребята, как же помочь?
- Кто спасает попавших в беду?
- Верно, спасатели. Спасение людей - это тяжелая работа и только
храбрых, и сообразительных берут в спасатели. Вы готовы стать
сегодня отважными спасателями?
-Давайте проверим, готовы ли мы оказать помощь терпящим
бедствие людям.
Проводится игра «Не ошибись» на интерактивной доске
-Давайте разделимся на команды. одни - служба скорой помощи,
другие- полицейская служба, вы будете пожарная служба, а вы -
служба спасения.
Слайд 2
-Перед вами на экране картинки. Внимательно рассмотрите и
выберите те предметы, которые используют сотрудники вашей
службы! Выбранные картинки сгруппируйте.
- Команды, проверьте друг у друга правильно ли выполнено
задание.
- Я убедилась в том, что вы сообразительные, умеете работать в
команде и готовы к испытанию.
- Итак, на каком транспорте мы будем добираться до людей,
терпящих бедствие в горах?
Слайд 3-виды транспорта
Посмотрите на экран, выберите транспорт, на котором мы спасем
Вступают в диалог,
отвечают на вопрос на
основе имеющихся знаний.
Проявляют желание оказать
помощь, выражают
сочувствие
Делятся на команды по
желанию
Классифицируют
Рассматривают,
рассуждают, проверяют
Смотрят на экран
Выбирают вертолет
Развитие эмпатии,
стремление к проявлению
сочувствия и
сопереживания всем тем,
кто в них нуждается
Умение самостоятельно
решать поставленную
задачу, выбирать
правильное решение среди
различных вариантов.
Демонстрируют знания о
профессиях служб спасения
Следует нормам и
правилам поведения работы
в паре, в тройке.
Умение рассуждать,
анализировать, делать
альпинистов.
- Почему вы выбрали вертолет?
- Теперь нам нужно укрепить силу, перед выполнением следующей
сложной работы. Готовы?
(Он способен приземлиться
в горах).
собственные выводы,
умение их обосновывать
ФИЗМИНУТКА:
«Подлетает вертолет, с ним собрался я в полет, (смотрят вверх и
водят пальцем за вертолетом)
Я мотор завожу и внимательно гляжу. (вращательное движение
перед грудью)
Вверх взлетает вертолет, будь внимательным пилот
(отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу
Вертолет лети, лети. Лопасти быстрей крути! (встают на носочки и
"летают")»
Выполняют движения в
соответствии с текстом.
Проговаривают новое слово
(конструкторское бюро)
Отвечают
Проговаривают новое слово
(инженеры-конструкторы)
Садятся на рабочее место.
Берут детали конструктора
и соединяют их по
предложенной схеме и
словесной инструкции
Произносят новое слово
«Фюзеляж»
Дети по мере готовности
моделей ставят готовые
вертолеты и спешат на
помощь другим
конструкторам
Удовлетворить потребность
детей в двигательной
активности.
Расширение активного
словаря детей
Умение работать по
образцу
Проявляют сотрудничество.
Готовый продукт –
вертолет.
- Отлично. Здесь недалеко есть конструкторское бюро, где можно
построить вертолет.
-А вы знаете, как называют людей, которые создают вертолеты?
-Да, ребята, верно.
-Ребята, пройдите в конструкторское бюро, займите рабочие места,
наденьте конструкторские шапки. Теперь вы инженеры-
конструкторы. Перед вами конструктор Лего.
-Готовы конструировать вертолет с помощью инструкции и схемы?
На интерактивной доске на слайдах схема сборки вертолета
-Мы построили фюзеляж вертолета. Фюзеляж - это корпус
вертолета. В нем располагаются экипаж, пассажирский салон. Все
вместе произнесем - фюзеляж. Повторите слово «фюзеляж».
- Продолжаем работать, используя схемы на экране.
- Есть первый вертолет! Молодцы! Поставьте его на взлетную
платформу. Помогайте другим конструкторам.
- Вы создали вертолеты. Вы - настоящие инженеры-конструкторы!
-Пришло время снять конструкторские шапки. Все вертолеты
готовы взлетать?
Проводится игра «Лабиринт».
Слайд -На интерактивной доске изображение карта-лабиринт
- Я проследила, откуда идет сигнал SOS и на карте обозначила
местонахождение альпинистов красным крестиком (обозначает
положение), а ваши взлетные площадки обозначены синим кругом.
- Вот они. Теперь нам надо определить кратчайший маршрут до
них. Возьмите, маркеры и отметьте одной линией маршрут
вертолета к альпинистам, ждущим помощи в горах.
При
достижении
цели
в
лабиринте
первой
командой
появляется на экране Слайд - «К альпинистам подлетает
вертолет».
-Молодцы ребята. Вы нашли альпинистов и спасли их. А вот и они,
помашите им. Они вас благодарят. Ура-а! Мы справились с
задачей!
Слайд- «Улыбающиеся альпинисты машут руками»
Дети визуально определяют
самый краткий маршрут и
прокладывают (рисуют) его
в лабиринте
Приветствуют альпинистов
Умение ориентироваться на
плоскости, строить
кратчайший маршрут в
лабиринте.
Рефлексия
- Ребята скажите, что мы сегодня строили из конструктора?
- Для чего мы их строили?
- А где мы строили вертолеты?
- Вам понравилось быть инженерами-конструкторами?
- Какие новые слова вы узнали сегодня?
- А что именно понравилось? Тебе……?
- Спасибо вам, юные инженеры, за помощь. Мы с вами сегодня
сделали доброе дело. И я надеюсь, что вы будете и в дальнейшем
совершать добрые, отважные поступки. А может быть в будущем
кто-нибудь
из
вас
станет
спасателем
или
инженером–
конструктором.
- На следующем занятии вы можете усовершенствовать ваш
спасательный вертолёт и превратить его в аварийно-спасательного
робота, который сможет спасать людей в труднодоступных местах,
таких, как расщелины в горах.
- Нам пора прощаться. До свидания.
Отвечают на вопросы
Закрепляют новые слова
«конструкторское бюро»,
«фюзеляж», «альпинисты»,
«инженеры -
конструкторы»
Делятся впечатлениями, как
у них получилось построить
вертолёт и спасти
альпинистов.
Соглашаются с
предложением
Прощаются
Расширение активного
словаря детей
Умение оценивать
результат своей
деятельности, делать
выводы; способность
выражать чувства
Создана мотивация на
следующее занятие.