Напоминание

"Формирование представлений об окружающем мире посредством использования дидактических игр у дошкольников с ОВЗ"


Автор: Ярикова Наталья Евгеньевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Шадринский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: ХМАО Тюменская область Советский район пгт. Малиновский
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование представлений об окружающем мире посредством использования дидактических игр у дошкольников с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Факультет коррекционной педагогики и психологии

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

Статья по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Выполнила: студентка

Ярикова Наталья Евгеньевна

«Дошкольная дефектология»

Шадринск, 2017

Статья по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Дошкольное

детство

важный

период

в

интеллектуальном,

речевом,

нравственном становлении личности. Создание условий, способствующих развитию

психических процессов и формированию базисных характеристик личности детей с

нарушениями

развития

(самостоятельности,

инициативности,

компетентности,

свободы

поведения,

самооценки)

одна

из

главных

задач

педагога-дефектолога

дошкольного образовательного учреждения [49].

В

дошкольном

возрасте

ребенок

должен

научиться

ориентироваться

в

окружающем

мире:

природе,

предметах,

созданных

руками

человека,

явлениях

общественной

и

собственной

жизни

и

деятельности,

культурном

наследии

человечества.

Обогащение детей с ОВЗ знаниями об окружающем мире неразрывно связано с

формированием

у

них

умений

наблюдать,

выделять

существенные

признаки

изучаемых

предметов

и

явлений,

находить

черты

сходства

и

отличий,

классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

При ознакомлении дошкольников с ОВЗ с природой особое значение имеют

дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок

учится

вычленять

отдельные

признаки

предметов,

явлений,

сравнивать

их,

группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети

учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание,

память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто

нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.

Однако

ценность

дидактических

игр

нельзя

сводить

только

к

развитию

умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в

целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое

его развитие.

Изучением особенностей ознакомления с окружающим миром детей с ОВЗ

занимались С.Г. Шевченко, Г.М. Капустина, М.Р. Хайдарпашич и др.

В трудах дефектологов определены содержание и структура данной проблемы,

предложены пути и средства её реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не

исчерпывают проблемы организации процесса ознакомления с окружающим миром

дошкольников

с

ОВЗ,

особенно

с

применением

дидактических

игр.

Это

обстоятельство

и

обосновывает

выбор

темы

дипломной

работы «Формирование

представлений об окружающем мире посредством использования дидактических

игр у дошкольников с ОВЗ».

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования

дидактических игр с дошкольниками с ОВЗ в процессе ознакомления с окружающим

миром,

с

одной

стороны,

и

отсутствием

теоретического

и

опытно

экспериментального обоснования реализации этой возможности – с другой.

В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении

возможности использования дидактических игр с дошкольниками с ОВЗ в процессе

ознакомления

с

окружающим

миром

и

определении

условий

их

реализации

в

педагогическом процессе.

Решение

данной

проблемы

определило цель

исследования: теоретически

обосновать и практически апробировать коррекционную программу, направленную на

формирование представлений

об

окружающем

мире

посредством

использования

дидактических игр у дошкольников с ОВЗ.

Объект

Предмет

Гипотеза исследования на слайде.

Задачи на слайде.

С целью выдвинутой гипотезы нами был организован эксперимент. Цель и

этапы констатирующего эксперимента на слайде.

В эксперименте приняло участие 10 детей дошкольного возраста с ОВЗ. Дети

имеют

разную

возрастную

характеристику,

посещали

разные

группы

ДОУ.

В

анкетировании

родителей

приняли

участие

10

родителей. Характеристика

испытуемых на слайде.

Первым

этапом

констатирующего

эксперимента

был

проведен

анализ

документов в ОУ, где отображена работа с детьми и родителями по ознакомлению с

окружающим миром. В ходе анализа получены следующие данные:

-

воспитателями

групп

ведется

систематическая

и

четко

запланированная

работа по ознакомлению с природой. Имеется специально оборудованное помещение

для

занятий

с

детьми,

оснащенное

необходимыми

наглядными

пособиями

и

объектами живой природы (комнатными растениями и экзотическими животными).

Кроме этого систематически проводятся наблюдения и трудовая деятельность

на опытническом и садово-огородном и тепличном участке, где у детей с ОВЗ есть

возможность наблюдать за процессом роста и развития овощей и фруктов, получать

удовлетворение от результатов своего труда – сбора урожая, что особенно значимо

для данной категории детей. Вся деятельность находит отражение в планах работы.

Педагог-дефектолог систематически использует в работе с детьми такие методы

и приемы, как наблюдение за объектами и явлениями природы, рассматривание

произведений живописи, использование художественного слова на занятиях с детьми,

тем самым прививая любовь и понимание красоты природы и многообразия ее

красок.

В годовом плане дефектолога одной из важных является задача эстетического

воспитания

детей

в

процессе

ознакомления

с

природой,

в

календарном

плане

отведено место занятиям по восприятию красоты природы.

В целом в планах работы воспитателей, дефектолога отражаются разные формы

работы с детьми по ознакомлению с природой, а именно, чтение художественной

литературы природоведческого содержания, дидактические игры, занятия, экскурсии

и целевые прогулки и т.д. Отдельным разделом планируется работа с родителями:

консультации,

памятки

и

рекомендации,

выставка

картотеки

дидактических

игр

«Домашняя игротека».

Итак, в ходе анализа педагогической документации сделаны следующие выводы: в

планах работы специалистов отслеживается систематическая работа с детьми по

ознакомлению с природой, используются различные формы работы с детьми, в то

время как воспитателями данная работа планируется и проводится в недостаточном

объеме.

Недостаточно

информации

для

родителей

по

данному

вопросу,

нет

разнообразия форм работы с родителями.

Вторым этапом констатирующего эксперимента было проведено анкетирование

родителей в количестве 10. Анкета была разработана и роздана родителям в конце

дня. Родители заполняли анкету дома, вернули на следующий день.

Анализ

анкет

позволил

сделать

следующие

выводы:

у

50%

опрошенных

имеются домашние животные (5 человек), у остальных – нет. 40% имеют кошек, 10%

- собак, попугая, черепаху. В 30% из всех случаев за животными ухаживают мамы с

детьми,

20%

-

помогают

папы.

20%

из

опрошенных

ответили,

что

причиной

отсутствия животных в доме является маленькая жилплощадь.

Все опрошенные (100%) совершают прогулки, экскурсии в природу. Для этого

выбирают лес, речку – 90%, детскую площадку – 10%. 50% выезжают на природу

каждый выходной, 20% - каждый месяц, 20% - каждый сезон, 10% - не ответили.

90% родителей уверены, что их дети знают правила поведения в природе, это:

не бросать мусор, не ломать деревья, не разводить костер, не разорять гнезда и

муравейники, 10% - не знают. Большинство родителей ответили, что природа – это

все то, что окружает человека.

Таким

образом,

результаты

показали,

что

у

родителей

сформированы

первоначальные представления о природе, ее необходимости в воспитании ребенка,

родители создают условия, способствующие формированию у детей бережного и

заботливого

отношения

к

природе.

Однако

этих

знаний

недостаточно

для

формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ.

Итак, по результатам диагностики детей с ОВЗ можно сделать вывод о том,

что уровень природоведческих знаний на низком уровне (50%) и ниже среднего

(30%). Только 20% дали средний уровень. Причиной недостаточности представлений

являются психические особенности развития данной категории детей и отсутствие

системности в работе по вопросам ознакомления с окружающими миром.

Таким

образом,

полученные

данные

свидетельствуют

о

недостаточности

представлений

у

детей

с

ОВЗ

представлений

об

окружающем

мире.

Результаты

констатирующего

эксперимента

указывают

на

необходимость

организации

специальных

занятий

учителем-дефектологом

занятий

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

детей

с

ОВЗ.

В

коррекционном

воздействии

должны

быть

задействованы дети, родители и педагоги, работающие с детьми с ОВЗ. Это позволит

создать условия в течении всего дня для развития представлений об окружающем

мире.

На

основе

полученных

данных

нами

была

разработана

коррекционно-

развивающая

программа,

направленная

на

формирование

представлений

об

окружающем мире у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Ее цель и задачи на слайде.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в старшей и

подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 20-25

мин (для детей из старшей группы), 25-30 мин (для детей из подготовительной

группы).

Общее количество учебных занятий в год – 36.

Структура занятий: организационный момент, основная часть, итог занятия.

Помимо

занятий согласно программы нами были организованы экскурсии и

интегрированные занятия совместно с воспитателями и родителями детей с ОВЗ.

Экскурсии

были

организованы

воспитателями

на

основе

рекомендации

учителя-дефектолога.

Экскурсии

проводились

в

течение

года

(1

раз

в

месяц).

Экскурсий были организованы по территории детского сада и за его пределами.

Тема экскурсии «Мир человека». Знакомство детей со строением собственного

тела (2 руки, 2 ноги, тело, голова и на голове). Так же была организована копилки

личных вещей ребенка («Сокровищница»).

Знакомство детей с предметным содержанием окружающего рукотворного мира

(название, внешние признаки, функции предметов). Тема экскурсии «Мир природы».

Знакомство в течение года детей с представителями животного и растительного мира

(плоды,

ягоды).

Родители

в

игровой

форме

доносили

до

детей

разнообразную

информацию об отдельных представителях животного мира.

Экскурсия на знакомство детей с некоторыми природными материалами (камни,

дерево, песок, глина, вода). Основная цель знакомства – наблюдение за явлениями

природы. Эти наблюдения должны отражаться в «копилке природы», тем самым

воспитывались

положительные

эмоций

от

общения

с

природой;

ухаживание

за

домашними цветами, организация зимних садов для общения с представителями

растений; весной – высаживание рассады (распускание листьев на веточках в вазе с

водой); летом – работа на огороде.

Критериями

эффективности:

повышение

представлений

детей

с

ОВЗ

об

окружающем мире.

По результатам формирующего эксперимента нами вновь было организовано

обследование детей, результаты которого подтвердили эффективность разработанной

программы. Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтвердилась. Спасибо за

внимание.



В раздел образования