Автор: Котельникова Любовь Илларионовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в
соответствии с ФГОС ДО»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние
здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо
сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и
здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный
ребенок”,
считаю
невозможным
решение
проблемы
воспитания
социально
адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной
работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного
из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в
условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий
повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности
корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
если,
опираясь
на
статистический
мониторинг
здоровья
детей,
будут
внесены
необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен
индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные
мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с
удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,
открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех
сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у
разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
утверждал,
что
их
можно
рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как
совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие
«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической
технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается
задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их
родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как
сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,
методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические
технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том
числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
валеологического
просвещения
родителей;
здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- обеспечивают
сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских
средств.
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-
У группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в
соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витаминопрофилактика
(отвар
шиповника
в
осеннее
–
зимний
период,
витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие
и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и
становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по валеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии,
направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе
культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации
для
педагогов
«Признаки
утомляемости
ребёнка
дошкольника»,
«Запрещённые
физические
упражнения
для
детей
дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные
виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в
ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности
и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в
течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и
медико-педагогических
совещаниях
в
группах
раннего
возраста
и
коррекционных группах.
Валеологического
просвещения
родителей -
это
технологии,
направленные
на
обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение
ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо
рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов
семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе
работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств
(комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений
опорно-
двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой
моторики, пальчиковые игры;
Информационные
стенды
медицинских
работников
о
медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение
родителей
к
участию
в
физкультурно-массовых
мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых
дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-
спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные
здоровьесберегающиетехнологии,
используемые
в
системе
дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ
исходного
состояния
здоровья,
физического
развития
и
физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений
и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в
ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам
здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей
и взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению
здоровья для разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий,
по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение
по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,
“топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание
детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация
двигательного
режима:
традиционная
двигательная
деятельность
детей
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
проведение подвижных игр, прогулки)
и инновационные технологии
оздоровления
и
профилактики
(ритмопластика,
логоритмика,
сухой
бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение
требований
СанПиНа
к
организации
педагогического
процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического
здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные
виды совместной деятельности;
Внедрение
инновационных
здоровьесберегающих
технологий
в
воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие
форм
физкультурно
-
досуговой
деятельности
с
дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников,
педагогов и родителей;
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального
уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и
состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной
работы;
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в
ДОУ.
В настоящее время анализ тематической литературы показывает о многих имеющих место
здоровьесберегающих технологиях. В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие
технологии по следующим направлениям (дальше речь пойдет о педагогических
здоровьесберегающих технологиях):
1.
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.
3.Коррекционные технологии.
Педагогические
здоровьесберегающие
Технологии
Технологии сохранения и
стимулирования здоровья
Технологии обучения
здоровому образу жизни
Коррекционные технологии
- Стретчинг
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные
игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая,
для глаз, дыхательная и др)
- Физкультурные занятия
- Проблемно-
игровые :игротренинги,
игро- терапия
- Коммуникативные игры
- Серия занятий«Уроки
здоровья»
- Точечный самомассаж
- Технологии музыкального
воздействия
- Арт-терапия
- Сказкотерапия
- Технологии воздействия
цветом
- Психогимнастика
- Гимнастика динамическая,
корригирующая,
ортопедическая
- Фонетическая ритмика
Использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.
со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате,
в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется
детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель
физического воспитания, воспитатели.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в
себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от
вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в
групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех
возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения.
В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и
целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно
использовать
спокойную
классическую
музыку
(Чайковский,
Рахманинов),
звуки
природы.
Ответственный
исполнитель:
руководитель
физического
воспитания,
воспитатели, психолог.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой
ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель:
воспитатели, психолог.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной
гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все
педагоги
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный
исполнитель: воспитатели.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней
опорного
свода
стопы.
Ответственный
исполнитель:
руководитель
физического
воспитания, воспитатель.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.
Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний
возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо
проветрить
помещение.
Ответственный
исполнитель:
руководитель
физического
воспитания, воспитатель.
Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй
половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных
педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством
включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель:
воспитатели, психолог.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы,
этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.
Могут
быть
включены
в
сетку
занятий
в
качестве
познавательного
развития.
Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания
о том, как не нанести вред своему организму
Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического
воспитания
Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в
любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по
специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и
болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического
воспитания.
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия –
в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от
поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть
других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Ответственный исполнитель: все педагоги
Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.
Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов
занятий. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком
является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками
необходимые движения. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе
снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Ответственный
исполнитель: воспитатели, психолог.
Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на
развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или
музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в
профилактических
целях.
Ответственный
исполнитель:
воспитатели,
логопед,
руководитель физического воспитания.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий
повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности
корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
если,
опираясь
на
статистический
мониторинг
здоровья
детей,
будут
внесены
необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен
индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные
мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.