Напоминание

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»


Авторы: Румянцева Оксана Васильевна, Дорохова Виктория Романовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №21 "Пингвинчик"
Населённый пункт: Московская область г.о. Домодедово село Ильинское
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

«Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей

раннего возраста»

В соответствии с ФГОС ДО, ведущим видом деятельности в раннем

возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся

манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является

восприятие. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами

развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать

малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые

методы и приемы, художественное слово, театрализованная деятельность.

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку,

она связана с процессами мышления. Речь представляет собой сложную

психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.

Специальными исследованиями Кольцовой М.М. (физиолог, профессор)

установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (т.

е. мелкой моторики). Эти выводы были подтверждены исследованиями

отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно

с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Мелкая моторика – это согласование движений пальцев рук, и умение

ребёнка «пользоваться» этими движениями.

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих

импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно

уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но

просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в

интересные и полезные игры.

В своей работе, я систематически и целенаправленно развиваю мелкую

моторику малышей, и как следствие речь детей.

С ребятишками мы делаем: самомассаж кистей и пальцев рук;

пальчиковую гимнастику, играем в пальчиковые игры и упражнения; рисуем

гуашью, карандашами, пластилином, мелками; играем в конструктор,

собираем крупную мозаику и пазлы, вкладыши, кубики; занимаемся

шнуровкой; показываем кукольные театры, драматизации р.н.с., хорошо

знакомых детям;

Играем с «Чудесным мешочком» в игры на тактильное восприятие;

используем в развитии мелкой моторики бросовый материал (грецкие орехи,

прищепки, карандаши, крышечки); проделываем опыты с водой, песком;

мячи «Су – джок» и многое другое.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы

усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через

развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и

речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность проводится в игровой форме. Во время игры

максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит

естественно, не возникает психического напряжения.

В нашей группе создана предметно – развивающей среда для развития

мелкой моторики детей, также имеются методические рекомендации для

педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего

возраста, и речевому развитию дошкольников, картотеки пальчиковых игр,

театральный уголок, уголок экспериментирования.

Также, считаю важным проводить системную работу с родителями:

- консультации, индивидуальное консультирование;

- родительские собрания;

- памятки рекомендации по данной теме;

- анкетирование;

- отчёт в виде презентаций, о проделанной работе с дошкольниками.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная

педагогическая работа.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными

процессами. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в

раннем и дошкольном возрасте.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания,

которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой

центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому,

актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой

моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а

также словарный запас малыша.

Пути развития речи дошкольников могут быть различны, главное –

достижение цели.

Обязательное условие успешного речевого развития: правильная,

уверенная и чёткая речь взрослых.

Стоит отметить, что развивая речь детей посредством мелкой моторики,

мы помогаем им научится быстрее, правильно и осмысленно говорить, что и

требует ФГОС ДО.



В раздел образования