Авторы: Румянцева Оксана Васильевна, Дорохова Виктория Романовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №21 "Пингвинчик"
Населённый пункт: Московская область г.о. Домодедово село Ильинское
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов ДОУ
«Развитие речи посредством развития мелкой моторики рук у детей
раннего возраста»
В соответствии с ФГОС ДО, ведущим видом деятельности в раннем
возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся
манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является
восприятие. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами
развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать
малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые
методы и приемы, художественное слово, театрализованная деятельность.
Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку,
она связана с процессами мышления. Речь представляет собой сложную
психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.
Специальными исследованиями Кольцовой М.М. (физиолог, профессор)
установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (т.
е. мелкой моторики). Эти выводы были подтверждены исследованиями
отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно
с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
Мелкая моторика – это согласование движений пальцев рук, и умение
ребёнка «пользоваться» этими движениями.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно
уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но
просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в
интересные и полезные игры.
В своей работе, я систематически и целенаправленно развиваю мелкую
моторику малышей, и как следствие речь детей.
С ребятишками мы делаем: самомассаж кистей и пальцев рук;
пальчиковую гимнастику, играем в пальчиковые игры и упражнения; рисуем
гуашью, карандашами, пластилином, мелками; играем в конструктор,
собираем крупную мозаику и пазлы, вкладыши, кубики; занимаемся
шнуровкой; показываем кукольные театры, драматизации р.н.с., хорошо
знакомых детям;
Играем с «Чудесным мешочком» в игры на тактильное восприятие;
используем в развитии мелкой моторики бросовый материал (грецкие орехи,
прищепки, карандаши, крышечки); проделываем опыты с водой, песком;
мячи «Су – джок» и многое другое.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы
усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через
развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и
речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность проводится в игровой форме. Во время игры
максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит
естественно, не возникает психического напряжения.
В нашей группе создана предметно – развивающей среда для развития
мелкой моторики детей, также имеются методические рекомендации для
педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего
возраста, и речевому развитию дошкольников, картотеки пальчиковых игр,
театральный уголок, уголок экспериментирования.
Также, считаю важным проводить системную работу с родителями:
- консультации, индивидуальное консультирование;
- родительские собрания;
- памятки рекомендации по данной теме;
- анкетирование;
- отчёт в виде презентаций, о проделанной работе с дошкольниками.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная
педагогическая работа.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в
раннем и дошкольном возрасте.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания,
которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой
центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому,
актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой
моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а
также словарный запас малыша.
Пути развития речи дошкольников могут быть различны, главное –
достижение цели.
Обязательное условие успешного речевого развития: правильная,
уверенная и чёткая речь взрослых.
Стоит отметить, что развивая речь детей посредством мелкой моторики,
мы помогаем им научится быстрее, правильно и осмысленно говорить, что и
требует ФГОС ДО.