Автор: Слепцова Маргарита Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ЧСОШ
Населённый пункт: поселок Черский
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: Н.Н Носов "Живая шляпа"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2 классе.
Николай Носов «Живая шляпа».
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
Книга- верный друг детей,
С ней живется веселей!
2.На доске портрет известного детского писателя.
-Чей это портрет?
Да, это портрет известного детского писателя Николая Николаевича Носова.
Носов – детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
Биография Н.Н. Носова.
Николай Николаевич Носов родился недалеко от Киева, на Украине в 1908 году. Отец-артист,
мама – рукодельница.
Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий. Много
умел, много знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом.
Написал «Приключения Незнайки и его друзей», «Огурцы», Заплатка».
3.Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
-Какое сочетание слов кажется необычным?
-Ребята, а вы верите в то, что бывают живые шляпы?
-А кто знает, что такое шляпа?
А сейчас послушайте, как слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.
Шляпа – головной убор с высокими полями.
1)
Чтение 1 части- до «Володя обернулся».
Что плюхнулось на пол-?
2)
Чтение 2 части-с.55 до «Прибежали на кухню».
-Что так испугало ребят?
-Как вы думаете, смогут ли они побороть страх?
3)Чтение 3 части –до с.57(«Сейчас я ее тресну кочергой»)
-Чей прогноз оправдался?
-Кто из мальчиков оказался посмелей? (Вадик храбрее.Вовка хотел уйти домой, бросить
товарища.
4)Чтение 4 части - со слов «Шляпа как подскочит».
Как поведут себя герои произведения дальше?
5) Чтение 5 части –до с.58
-Кто был прав?
-Какие действия предприняли, чтобы узнать тайну живой шляпы? Каким оружием
пользовались?
-Как вела себя шляпа? Почему?
-Какой момент самый напряженный?
6) Читаю заключительную 5 часть.
-Мальчики раскрыли секрет шляпы.
-Что испытывали дети в конце рассказа? (Радость от того, что все хорошо закончилось.)
- Какое чувство испытывали еще? (Им было стыдно, что испугались шляпы, обычный предмет,
который вел себя странно).
-А какое чувство дети испытывали к коту Ваське?(Жалость, зря попало.)
7) На доске слова: испуг, страх, увлечение, радость.
Какие чувства испытывали дети? Выберите правильный вариант ответа.
-А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. (Увлечение).
-Вдруг шляпа поползла к нему. Вадик как закричит: «Ай!- и прыг на диван. (Испуг).
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. (Страх).
-Вадик схватил Ваську и давай его обнимать (радость)
Рефлексия.
-Знаете вы ,ребята, что при помощи шляпы можно выразить и злость и радость?
Возможно, вы слышали выражение «шапками забросать?» (В старину так действительно
поступали с человеком ,на которого сердились , высказывали презрение к его плохому
поступку).
Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх .Чем больше
радость , тем выше летели шапки и шляпы.
Я предлагаю воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке,
оцените себя как читателя, активного ученика .Было бы интересно ,насколько высоко вы
прикрепите свой головной убор.
8.Домашнее задание: прочитать рассказ по ролям или пересказать.-Спасибо за работу! Вы
молодцы! Мне было интересно сегодня с вами на уроке!