Напоминание

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в начальной школе.


Автор: Егорова Екатерина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: город Вышний Волочек, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное развитие и воспитание детей.

Слайд 1.

Сегодня я поделюсь

опытом работы нашей школы по духовно-

нравственному воспитанию на уроках математики в начальных классах.

Слайд 2.

По новым стандартам наша школа работает 10 лет. Все знакомы с

нормативным и методическим обеспечением. В каждой школе разработана

своя

программа

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся,

которая

является

частью

основной

образовательной

программы.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как в урочной, так и

во внеурочной деятельности.

Слайд 3.

Начнём с внеурочной деятельности. Это и беседы, и классные часы, и

различные внеклассные мероприятия. В каждой школе есть что-то своё,

особенное.

Слайд 4.

На базе нашей школы функционирует филиал Тверского молодёжного

объединения «Важное дело». Ребята этого объединения активные участники

проекта

«Протяни

руку

лапе»,

который

вошёл

в

число

призёров

Всероссийского конкурса

«Доброволец России 2020». Руководитель

Михалёва В.В. На улице Бориса Зайцева находится дом для пожилых людей,

а по соседству со школой дом-интернат для

престарелых и инвалидов. Дети

ходят к ним в гости с концертами и подарками.

Наш клуб «Патриот» и его руководителя Гнатенко Н.М. знают не

только в городе, но и за его пределами. Города: Тверь, Белый, Москва,

Минск, Брест. Ребята начальных классов активно занимаются вместе со

старшеклассниками в этом клубе.

Слайд 5.

Передем к разговору об урочной деятельности. Перед вами основные

направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Обратимся к предметам обязательной части учебного плана.

Русский язык, литературное чтение. Тексты упражнений, литературные

произведения - это богатый материал для реализации шести направлений

духовно – нравственного развития и воспитания.

Если говорить о других предметах, то нельзя утверждать, что какое-то

из шести направлений не может быть реализовано, но на каждом из данных

предметов есть направление, которое преобладает над другими.

Окружающий мир – это прежде всего воспитание бережного отношения к

растениям и животным.

ОРКСЭ- это воспитание нравственных чувств и духовной культуры. Музыка

и

изобразительное

искусство

–это

в

первую

очередь

эстетическое

воспитание.

Технология- это воспитание трудолюбия.

Физическая культура-это формирование здорового образа жизни.

Математика.

На уроках математики нам необходимо научить детей считать, решать

задачи,

работать

с

величинами.

А

с

каким

трудом

усваивается

геометрический материал! Возможно ли на уроках математики решать

вопросы духовно-нравственного воспитания и как это сделать?

Мы

заинтересовались данной проблемой. Как же мы работали?

Слайд 6.

В микрогруппах по параллелям анализировали возможности урока

математики. Основа работы - 4 фактора.

Первый фактор – через содержание образования.

Второй фактор – через методы и формы обучения.

Третий фактор – через использование случайно возникших и специально

созданных ситуаций.

И самый главный фактор – через личность самого учителя.

Слайд 7.

Дети в 1 классе только учатся читать, и в учебниках по математике,

особенно в 1 части, очень много иллюстраций.

Слайды 8 и 9.

Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является

воспитание патриотизма. На страницах учебников мы видим хохломскую

роспись, русских матрёшек, иллюстрации к русским народным сказкам.

При работе с таким материалом у детей можно формировать ценностное

отношение к России, к её культурно – историческому наследию.

Слайд 10.

Во 2 части учебника много текстовых задач, но учитель всегда

может подобрать к ним иллюстрации. Тексты данных задач помогут в

воспитании нравственных чувств ребёнка. Мы читаем: Алёша ищет хороших

хозяев для щенков. При знакомстве с сюжетом задачи дети понимают, что

значит быть милосердным. А Юра своих солдатиков подарил другу. И дети

понимают, что нужно делиться со своими друзьями, что дарить подарки –

это прекрасно, что нельзя быть жадным. Работа над содержанием таких

задач поможет ребёнку понять, что значит дружить, поможет установить

дружеские взаимоотношения между детьми.

Слайд 11.

При работе над содержанием задач можно воспитывать у детей

доброжелательное отношение, уважение к труду. Сюжеты данных задач

нам в этом помогут: дети изготавливают на уроке различные поделки, ходят

в библиотеку, читают книги, даже работают в огороде... Иллюстрации

учебников позволяют формировать у детей элементарные представления о

различных профессиях, например, о профессии художника.

Слайды 12, 13, 14.

Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является

формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому

образу жизни. В процессе работы над иллюстрациями говорим с детьми о

том, как это важно: помочь своей маме, о том, что важно заботиться о своих

близких и относиться к ним с теплотой и любовью.

Задачи и иллюстрации позволяют познакомить детей с различными

видами спорта: футбол, хоккей, фигурное катание, катание на лыжах и

санках и т.д. Работая над сюжетом таких задач, мы поможем ребёнку

понять, что физкультура и спорт очень важны для здоровья.

Слайд 15.

Так же очень важна воспитательная работа по формированию у детей

ценностного отношения к природе. Данные иллюстрации помогут ребёнку

понять, как нужно вести себя в парке, саду, у водоёма. Мы видим, как

девочка кормит голубей. В процессе работы над данными иллюстрациями

важно поговорить с детьми о бережном отношении к животным и

растениям. И эта работа, безусловно, поможет в воспитании ценностного,

доброго, человеческого и непотребительского отношения к природе.

Слайд 16.

В конце учебного года детям предлагается принять участие в

математическом проекте «Узоры и орнаменты». Проект предполагает

создание альбома «Цветники». Безусловно, работа над таким альбомом

способствует формированию ценностного отношения к прекрасному, учит

видеть красоту в окружающем мире.

На страницах учебников присутствует богатый, разнообразный, очень

ценный

материал по всем направлениям духовно – нравственного

воспитания.

Слайд 17.

Обращаю ваше внимание на то, что важное значение имеет не только

содержание, но и грамотная организация учебного процесса.

Разные формы и методы формируют определённые качества личности.

Слайд 18.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока математики «Текстовые

задачи, раскрывающие смысл действия умножения».

Слайд 19.

ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА УРОКА

Во время групповой работы дети учатся уважительному отношению к

одноклассникам, умению работать в коллективе,

учатся

проявлять

настойчивость, последовательность, дисциплинированность.

Метод моделирования помогает решить одну из важнейших задач: создание

условий для учебного сотрудничества.

Слайд 20.

Одной из форм воспитательных мероприятий на уроках является

беседа. Каким же образом использовать эту форму на уроках математики для

развития личности ребенка?

Слайд 21.

Реализовать

направления

духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

на уроках математики можно работая над

текстовыми задачами.

На экране перед вами таблица с направлениями воспитания и страницы

учебника, на которых представлены задачи, по средствам, которых можно

организовать воспитательные беседы на разные темы, добавляя вопросы к

содержанию задач.

Слайд 22.

Формировать гражданские качества личности можно посредством

решения задач, содержащих историко-краеведческую информацию. Можно

использовать только одну задачу, а можно составить беседу определенной

тематики по странице урока. Так во 2 части учебника Календарь

образовательных событий, посвященный Дню космонавтики, представлен на

странице семьдесят шестой.

Слайд 23.

В учебнике 3 класса много задач на материале, которых можно

познакомить ребят с профессиями, воспитывая уважение к труду, творчеству

и бережливости.

Слайд 24.

Научить детей заботиться о своём здоровье можно решая задачи,

которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”,

“здоровый образ жизни”, “безопасное поведение»

Слайд 25.

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное

отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит

вокруг. Математика создаёт условия для развития умения давать оценку

положительных и отрицательных последствий деятельности человека для

природы.

Слайд 26.

Эстетическое воспитание реализуется,

через

решение задач,

на

содержании которых можно составить беседы, развивающие интерес к

чтению, искусству, способных побудить к

занятиям художественным

творчеством.

Слайд 27.

На уроках математики в 3 классе ребята знакомятся с новым видом

задач - задачи-расчёты. Решение таких задач один из способов активизации

познавательных интересов, включение ребенка в процесс открытия для себя

смысла той или иной ценности, определение собственного отношения к ней,

реализация этих ценностей на практике. Мы пришли к выводу, что самыми

продуктивными в плане духовно-нравственного воспитания будут уроки, на

которых рассматриваются задачи - расчеты, которым в третьем классе

посвящен отдельный проект.

Слайд 28.

Неотъемлемой

частью

программного

материала

по

математике

является проектная деятельность. Цель учебного проекта в начальной школе

– развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной

ориентации и адаптации в социуме.

В рамках проекта «Задачи-расчеты» группы учеников представили

проекты различной направленности:

вели расчеты по экономному использованию материалов во время

проведения ремонта, а значит учились быть экономными, бережливыми;

рассчитывали затраты времени на помощь в домашних делах (уход за

домашними питомцами, помощь взрослым по дому), а значит учились быть

сопричастными к ведению семейного быта;

рассчитывали затраты времени на выполнение домашней работы в

сочетании с посещением кружков и секций, а значит учились ценить время,

правильно распределять его на труд и отдых.

В ходе работы над проектом дети получили возможность развить и

укрепить следующие математические навыки:

работая с данными таблицы, сопоставляли, сравнивали величины;

самостоятельно составляли условие задач на сравнение;

учились грамотно задавать вопросы по содержанию;

решали задачи изученных видов;

получили

возможность

проверить

свои

умения

при

работе

с

неизученным пока материалом (многозначные числа).

Важнейший результат работы – обсуждение детьми жизненных

вопросов, самоанализ поведения, высказывание собственной точки зрения на

темы, затронутые в проекте. А главное, формирование элементарных

представлений о ценностном отношении к здоровью и здоровому образу

жизни.

Слайд 29.

Безусловно, проектная деятельность позволяет охватить широкий

спектр получения и применения знаний в различных предметных областях в

комплексе, а также служит основой для создания случайно возникших и

специально созданных ситуаций в ходе урока.

Также духовно-нравственное воспитание можно чеализовать через

решение

практических

задач,

на

фоне

которых

можно

создать

воспитательную ситуацию. Главное, выбрать тот материал, который оставит

яркое впечатление в душе ребёнка. Можно в ходе урока специально создать

такую ситуацию и включить отдельное задание, после решения которого,

сообщить интересную познавательную информацию.

Слайды 30, 31.

Проанализировав содержание учебников по математике, получили

такие результаты (таблица). Воспитание гражданственности, патриотизма,

уважения

к

правам,

свободам

и

обязанностям

человека

может

реализовываться через краеведческую работу.

Задания на основе

краеведческого материала могут быть использованы на разных этапах

урока. Например при проведении устного счёта.

Слайды 32 - 36.

При решении задач с недостающими данными содержащими исторические

факты.

Вышний Волочёк получил статус город в 1770 году. Сколько лет

нашему городу в настоящее время?

Назовите число в котором 1ед.тыс.8сот.5дес.7ед. (1857). В этом году в

Вышнем Волочке основываются бумагопрядильные фабрики, мы их

знаем как фабрика в районе Авангарда и на Вышневолоцкой,

(«Волочёк», «Таболка»); стекольные заводы на «Красном мае», в

посёлке Борисовский (Яконовский )и деревообрабатывающий завод.

Можно составить задачи о растениях родного края.

Высота купальницы 700 мм, а высота калужницы на 10 см меньше.

Чему равна высота калужницы?

Двести

квадратных километров водных просторов окружают Вышний

Волочёк поэтому уместны будут задании, связанные с водоёмами края.

Найдя значение выражения, вы узнаете, в каком году Пётр I повелел

строить канал между реками Тверцой и Цной в районе Вышнего

Волочка.

Найдя периметр земельного участка шириной 200 м, длиной 314 м

узнаете длину Цнинского канала со шлюзом. (1028 м = 1км 28м).

Опыт показывает, что ученики с интересом решают и сами составляют

задачи, в которых говорится об их родном крае. Составляя задачи с

использованием краеведческого материала, дети очень много, работают с

дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и

растительным миром нашего края. Подобная работа важна как для

расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических

чувств. Главное, не останавливаться на достигнутом. Нужно систематически

вести данную работу, используя разные области краеведения: история,

природа, семья, культура и т.д.

Слайд 37.

Проанализировав учебник 4 класса с точки зрения имеющегося в нём

геометрического материала. Получили такой результат

(таблица на слайде).

Слайд 38.

На

основе

геометрического

материала

можно

обратиться

к

патриотическому воспитанию.

Предлагаем вам посмотреть фрагмент урока с.41 из 1 части учебника.

Слайд 39. ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА УРОКА

Слайд 40.

Во время войны на таких письмах первым делом подписывался адрес и

пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта

оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми

работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается

адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо.

Такая

работа

не

оставляет

равнодушным

ни

одного

ученика,

воспитывает глубокие чувства уважения, благодарности, сопереживания

старшему поколению, формирует верность традициям прошлого, развивает

патриотические чувства, учит подростков гордиться своим народом.

Слайд 41.

Вы услышали, как мы реализуем духовно-нравственное воспитание на

уроках математики через содержание образования, через методы и формы

обучения, через использование случайно возникших и специально созданных

ситуаций, но самый главный фактор осуществляется через личность самого

учителя.

Слайд 42.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика является сам учитель».

/А. Дистервег/

Буквально несколькими фразами учитель может вселить в детские сердца

любовь, доброту, милосердие. Но делать это нужно ежедневно на каждом

уроке, потому что незначительное воздействие, прилагаемое постоянно,

может привести к значительным результатам.



В раздел образования