Напоминание

Волга - судьба и боль России


Автор: Ольга Владимировна Дмитриева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №44" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Волга - судьба и боль России
Раздел: среднее образование





Назад




Волга – судьба и боль России

МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары, Чувашской Республики

Учитель географии, Дмитриева Ольга Владимировна

Цели:

1.На примере Волги показать, как природа из фона исторических событий превращается в

действующий персонаж человеческой драмы.

2. Привлечь географические знания учащихся к процессу осознания значения Волжского бассейна

для Российской Федерации.

3. Способствовать пониманию личной ответственности каждого волжанина за будущее великой

русской реки.

4. Учить детей быть самостоятельными, последовательными и убедительными при подготовке к

семинару и во время дискуссии.

Оборудование:

физическая карта Европейской части России, демонстрационные схемы «Продольный профиль

ГЭС и водохранилищ на Волге и Каме», «Конфигурация и сравнительные размеры водохранилищ

на ВолВолжско –Камского каскада и некоторых озёр», репродукции картин И. Репина «Бурлаки на

Волге» и И. Левитана «Плёс», музыкальные записи песен «Есть на Волге утёс», «Из-за острова на

стрежень…», выставка книг поэтов и писателей (Н.Некрасова, И.Гончарова, К. Иванова, М.Сеспеля,

Н.Карамзина и др.)

Подготовительный этап:

За месяц до намеченной даты учащимся дается план семинара, предлагаются вопросы для

обдумывания, темы сообщений, список литературы для поиска дополнительной информации; за

неделю до семинара учитель проверяет готовность учащихся и намечает список выступающих с

сообщениями; знакомит детей с правилами ведения дискуссии и координирует действия

участников.

План семинара «Волга – судьба и боль России»

«...Но Волга дляРоссии – это

Гораздо больше, чем река»

Евгений Евтушенко

1.

Портрет Волги «Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.»

1) Рождение имени

2) Гидрологические штрихи к портрету

3) Волга чебоксарская

4) Какой была Пра-Волга

2. Волга в судьбе России «И не только берега крутые,

И не только тучи-облака,

В Волге , словно в зеркале России,

Отразились судьбы и века.»

1)

«Волга – матушка»

2)

«Главная улица России»

3)

«Светоносная река»

3. Проблемы Большой Волги «Выдь на Волгу! Чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?»

1)

Горькие рекорды

2)

Мина замедленного действия

3)

Своими глазами

4)

Можно ли спасти Волгу?

4. Мы – Волжане «Ах Волга-речка, подскажи словечко!»

Подготовка к семинару: вопросы и задания

1)

Назовите

основные

гидрологические

термины

и

количественные

характеристики,

описывающие Волгу

2)

Какие стихийные явления связаны с ней?

3)

Как возникли знаменитые крутояры волжских правобережий?

4)

Опишите Волгу в районе Чебоксар.

5)

Много ли у Волги имён? Какие из них вам известны?

6)

Почему Волгу так называют: «красавица народная», «Волга-матушка», «светоносная река»,

«главная улица России»

7)

Какие каналы связывают Волгу с другими реками, озерами, морями?

8)

Найдите на карте волжский каскад ГЭС и водохранилищ. Какие последствия имело

создание на реке этого каскада?

9)

Какую роль играла Волга в прошлом в жизни Чебоксар? А теперь?

10) Выясните, какое отношение к Волге имеют Емельян Пугачёв, Степан Разин, И.В. Сталин,

В.И. Ленин, Исаак Левитан, Николай Некрасов, Н.М. Карамзин, Валерий Чкалов, Иван

Гончаров. Какими именами можно было дополнить этот список?

11) В результате чего происходит загрязнение водного и воздушного бассейнов Волги?

12) На какие размышления наталкивают вас собственные впечатления от посещения волжских

берегов, других наших рек и речушек?

13) Подберите и запишите по три слова из каждой части речи, которые отражали бы ваше

личное отношение к Волге.

План – конспект урока

Волга – не просто крупнейшая река Европы. Волга – явление высшего порядка, факт истории и

культуры, символ и любовь России, мать русских рек, «красавица народная, как море

полноводная», воспетая в сотнях песен. Каждый зримо представляет, как выплывали «из-за

острова на стрежень» острогрудые челны разинской вольницы; кто не пел об утёсе, что «лишь с

Волгой одной вспоминает порой удалое житьё атамана»…

Её бассейн занял более трети Русской равнины. Твардовский, сумевший сказать, что в Волгу

«смотрелось пол-России», писал, как она вобрала в себя семь тысяч рек, «что от Валдая до Урала

избороздили шар земной», а они «одной причастные семье, как будто древом разветвленным

расположились по земле».

1.Портрет Волги

1)Рождение имени

-много ли у Волги имён? Какие из них вам известны?

-сообщение «Три имени Волги»

2)Гидрологические штрихи к портрету

- назвать основные термины, характеризующие реку, дать их определения, описать ими Волгу,

привести количественные и качественные характеристики: исток, устье (тип устья), падение,

уклон, долина реки, скорость течения, расход воды, годовой сток, речная система, бассейн реки,

режим питания, стихийные явления.

На природе реки продолжают сказываться даже былые этапы её существования. Знание этой

истории позволяет осознать ещё большее величие Волги. Долина реки – творение не одних

волжских вод: в её «строительстве» приняла участие сама земная кора. От Казани до Волгограда

для волжского стока был как бы заранее приготовлен крупный тектонический шов, желоб между

кручами Приволжской возвышенности и сыртами – увалами Высокого Заволжья.

Знаменитые крутояры правобережий так высоки не потому, что их подмывает Волга,

прижимающаяся как положено в северном полушарии, к правому берегу, а потому, что на такую

высоту их воздвигла тектоника в ходе смятий и разломов подвижной части Русской платформы.

Эти кручи – неотъемлемая часть красоты самой Волги, именно отсюда ощутима ширь волжских

просторов.

3)Волга Чебоксарская

-описать Волгу в районе Чебоксар

-всегда ли Волга была такой?

4)Сообщение «Какой была Пра-Волга»?

2.Волга в судьбе России

1) «Волга-матушка»

а) Волга – не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга – это путь исторический,

где сходятся прошлое и настоящее всех народов, населяющих волжские берега: русских, чувашей,

марийцев, удмуртов, татар, мордвинов, калмыков, где сплетаются воедино старое и новое,

великое и вечное

б) какую роль играла Волга в прошлом в жизни Чебоксар?

в) что дало основание русскому народу называть её «матушкой»? (Н. Некрасов – Н. Карамзин)

г) Репин и Некрасов обессмертили «стон над Волгой», создав картины тяжелого бурлацкого труда

в тогдашней России. Но и в те годы Волга была артерией жизни, по ней шли лес на юг, хлеб и

нефть на север, она кормила страну воблой, сельдью, красной рыбой, была знаменитой на весь

мир поставщицей черной икры.

д) Волга – широкая дорога российской государственности, над которой шумели эпохи княжеских

междоусобиц и феодальной разобщенности, борьбы с иноземными захватчиками и объединения

волжских земель под эгидой русского царя. Всё перевидела Волга, всё пережила, всё

перечувствовала.

е) какие знаменитые исторические события разворачивались на берегах Волги? (Е.Пугачёв –

С.Разин – В.И. Ленин – Н.Чернышевский)

ж) непреходящая слава закрепилась за Волгой с трагических дней Сталинградской битвы 1942.

Наряду с людьми, удержавшими этот рубеж, героиней событий была и сама Волга –

вдохновительница и помощница своих защитников

з) …Богата роща соловьями

Богата Волга сыновьями…

Их много славных и достойных, Душой и мыслью беспокойных

И повторяющих собой

Её характер волевой…

Какие ещё известные люди шагнули с её берегов и с её благословения в нашу историю, в наши

сердца, в наш день? (М.Горький – И.Левитан – В.Чкалов – И.Гончаров – М.Сеспель)

2)«Главная улица России» (почему Волгу так называют?)

Сообщение «Как исправляли ошибку природы» (о волжских каналах)

3)«Светоносная река» (почему?)

а) работа с картой: волжский каскад ГЭС и водохранилищ

-Ржевский гидроузел

-Иваньковское вдхр. (Московское море)

-Угличская ГЭС

-Рыбинская ГЭС, вдхр. (море-полигон)

-Нижегородская ГЭС (Костромское море + Горьковское вдхр.)

-Чебоксарская ГЭС, вдхр.

Волжская ГЭС (Куйбышевское вдхр.)

-Саратовская ГЭС у г.Балаково (Саратовское вдхр.)

-Волгоградская ГЭС, вдхр.

б) Почему был отвергнут проект Нижне-Волжской ГЭС в районе Волго-Ахтубинской поймы?

3. Проблемы Большой Волги

1)Горькие рекорды

а) В. Распутин: « Не надо сегодня гадать, чей стон раздаётся над великою русской рекой. То стонет

сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, с рассольной водой, больная, перетянутая плотинами ГЭС,

распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством».

б) Какие экологические последствия имело создание на Волге каскада ГЭС и водохранилищ?

В результате чего происходит загрязнение водного и воздушного бассейнов в Поволжье?

Какие масштабы вмешательства человека в естественное русло реки?

2) Мина замедленного действия

Какое влияние на будущее Большой Волги могут оказать плотины ГЭС, находящиеся вблизи её

берегов АЭС, созданный вблизи Астрахани нефтегазохимический комплекс?

3)Своими глазами

На какие размышления наталкивают вас собственные впечатления от посещения волжских

берегов, других наших рек и речушек?

4)Можно ли спасти Волгу?

4. Мы - Волжане

«Ах, Волга – реченька, подскажи словечко!»

Задание: составить синквейн из слов, которые отражают ваше личное отношение к Волге

- существительное

- прилагательное

- прилагательное

- глагол

- глагол

- глагол

- предложение.



В раздел образования