Напоминание

"В поисках весны"


Автор: Маннапова Юлия Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №6 "Ромашка"
Населённый пункт: г.Благовещенск, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка конспекта по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "В поисках весны"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Ромашка» г. Благовещенска Республики Башкортостан

Организованная образовательная деятельность

по речевому развитию для детей старшего дошкольного

возраста

на тему: «В поисках Весны»

Разработала

старший воспитатель

Маннапова Ю.М.

2021 г.

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию

для детей подготовительной группы

Тема: «В поисках Весны»

Цели: обучать детей связному последовательному рассказу с наглядной

основой в виде мнемотаблицы; закрепить с детьми характерные признаки

весны; обогащать словарный запас детей по теме «Весна», упражнять в под-

боре существительных мужского, женского и среднего рода и их согласо-

вании с прилагательными, развивать умение образовывать слова с уменьши-

тельно-ласкательными суффиксами; развивать связную монологическую

речь, интонационную выразительность речи, дыхание; воспитывать у детей

отзывчивость, любовь и уважение к родной природе

Оборудование:

мнемотаблица,

иллюстрации

к

сказке

«Колобок»,

репродукция

картины

«Весна.

Большая

вода»,

портрет

художника

И. Левитана, иллюстрация с изображением весны.

Организационный момент

Загадка

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

Что это? ( Улыбка)

-Подарим, друг другу улыбку, улыбнитесь, пусть у нас будет хорошее настроение весь

день.

1. Рассматривание картины.

-А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую художника (слайд 1)

Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил

Россию и писал картины, на которых изображал ее природу.

Это картина И.Левитана (3 слайд - картина)

-Как вы думаете, какое время года изображено на ней? (Весна) Почему?

-На картинке изображен разлив реки. Разлив реки называется половодье- это природное

явление, когда река выходит из своих берегов и затопляет все, что есть на берегу.

- Скажем хором «половодье»

Половодье бывает в апреле.

-И. Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода»

-А теперь скажем несколько строк о весне

Чистоговорка:

На-на-на- к нам пришла весна

Не-не-не- рады мы весне.

2.Сообщение темы.

-Сегодня мы будем говорить о весне, составлять рассказ о весне и помогать одному

очень известному сказочному герою.

3.Чтение сказки.

Жили-были дед и баба на полянке у реки

И любили очень-очень на сметане колобки

Бабка тесто замесила, колобка она слепила

В печь его поставила, там его оставила

Вышел он румян пригож и на солнышко похож.

Он остыть хотел немножко и улегся на окошко

Дыхательная гимнастика

-Подуем на колобка, чтобы остудить его

Колобок на удивление, получился необычный.

Мало того, что непоседа, еще и любознательный.

Скучно стало колобку лежать на окошке, спрыгнул он на дорожку и покатился… весну

искать.

А навстречу ему заяц:

-Колобок, колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, заяц, я весну ищу, уж очень ждут ее бабушка и дедушка.

- А весна вкусная? – спрашивает заяц

-Не знаю,- ответил колобок

- А что такое весна?- спрашивает заяц.

-Весна это… -задумался колобок, поможем колобку ответить на вопрос зайчика.

-Что такое весна?

-Какое время года было перед весной?

- Какое время года наступит после весны?

- Как называются весенние месяцы?

- Назовите первые признаки весны. (Стало ярче пригревать солнце, снег тает, день

становится длиннее, появляются проталины, бегут и журчат ручьи, возвращаются

перелетные птицы)

-Помогли мы колобку, ответить на вопрос зайчика, и он отпустил колобка.

-Катится колобок по дорожке, а навстречу ему волк.( Встреча с волком)

-Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, волк, я весу ищу, уж очень ждут ее бабушка и дедушка.

- А ты знаешь, что весна любит, когда о ней говорят ласково.

И стал колобок подбирать ласковые слова. Давайте и мы подберем ласковые слова к

словам

Ручей- ручеек

Солнце- солнышко

Почка-почечка

Ветка-веточка

Скворец- скворушка

Дождь- дождичек

Трава-травушка

- И колобок смог подобрать ласковые слова, и волк его отпустил.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему медведь.(Встреча с медведем.)

-Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я весну ищу. А ты не встречал весны?

- Встречал,- отвечает медведь.

- Я долго спал зимой, а она меня разбудила, только я не знаю, куда она ушла. А сейчас

мне скучно. Поиграй со мной, колобок.

Игра с мячом.

-Давайте и мы поиграем. Встаньте, ребята. Будет мячик к вам скакать и вопросы задавать:

- Про что можно сказать весенний? (Ручей, снег, день, дождь, праздник, шарф)

- Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, проталины, обувь, шапка)

- Про что можно сказать весеннее? (Небо, солнце, дерево, облако, настроение)

-Поиграл колобок с медведем и покатился колобок.

Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса (Встреча с лисой.)

- Колобок, колобок, куда спешишь?

- Я весну ищу,- отвечает колобок

- А что такое весна?

И стал колобок рассказывать лисе про весну. Давайте поможем колобку составить рассказ.

Физминутка

4. Рассматривание мнемотаблицы.

1) –Что нарисовано в первом прямоугольнике? (буква В)

- Слово весна начинается с буквы В.

- Составьте предложение со словом весна.

(+Наступила долгожданная весна)

2)-О чем дальше будем рассказывать? (о солнце)

-Как солнце светит весной?

(+Весной ярко светит солнце)

3) –Что нарисовано в третьем прямоугольнике? (снежинки, лужи, ручьи)

-Что происходит со снегом весной?

(+Снег темнеет, тает)

-Что появляется на дорогах?

(+ На дорогах появляются лужи, ручьи)

4) –Посмотрите на следующую схему. Что делают дети весной?

(+ Дети пускают кораблики)

5) Что нарисовано в пятом квадрате? (дождь)

-Составьте предложение со словом дождь

(+Весной часто идет дождь)

6) – О чем дальше надо рассказать? (О деревьях)

-Что происходит с деревьями весной?

(+Сначала на деревьях набухают почки, а потом появляются листочки)

7) Что нарисовано в седьмом прямоугольнике (подснежник)

(+Весной распускаются подснежники)

- А какие ещё весенние цветы распускаются, давайте посмотрим. (слайды цветы )

8) – Посмотрите на следующий прямоугольник, о ком теперь будем говорить? (о птицах )

-Как назвать одним словом птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

-Каких прилётных птиц вы знаете?

Давайте посмотрим (слайды птицы)

-Чем занимаются птицы, когда возвращаются?

(+ Весной прилетают птицы и вьют гнёзда)

-Для чего они вьют гнёзда?

-Как люди могут помочь прилетающим птицам?

(+ Они строят для птиц скворечники)

9)-В последнем прямоугольнике нарисован смайлик.

-Это означает, что нужно закончить рассказ и сказать о своём отношение в весне

-Вам нравится весна?

-А ещё можно сказать: « Как хорошо весной!»

Физминутка

5. Составление рассказа детьми по мнемотаблице

-А теперь расскажем про весну целиком, а чтобы не забыть, о чём рассказывать, вы

смотрите на таблицу.

1) Наступила долгожданная весна.

2) На небе ярко светит солнце.

3) Снег темнеет и быстро тает.

На дороге появились лужи. Журчат ручьи.

4) Весной дети пускают кораблики.

5) Весной часто идёт дождь.

6) На деревьях сначала набухают почки, а потом появляются листочки.

7)Весной распускаются подснежники…

8) Птицы прилетают из теплых краев. Они вьют гнезда, чтобы отложить яйца и вывести

птенцов. Люди вешают скворечники для птиц.

9) Мне нравится весна.

Как хорошо весной! (2 человека)

- А как мы назовем рассказ? (+Весна)

-Послушала лиса рассказ, похвалила колобка.

- Лиса, подскажи, где мне найти весну?- спрашивает колобок.

-А зачем ее искать, ты посмотри вокруг,- говорит лиса.

Посмотрел колобок и увидел, как солнце ярко светит, цветы, деревья цветут, птицы поют.

-Этот и есть весна,- говорит лиса.

-Ух, какая красивая весна,- говорит колобок. И покатился он обратно к бабушке и

дедушке, рассказать им, что весна уже пришла.

6. Чтение стихов о весне.

Да, ребята, весна красивое время года. Про весну пишут художники красивые картины,

композиторы пишут красивую музыку, поэты пишут стихи о весне. Весна будет рада

услышать стихи о себе, кто расскажет стихотворение?

Чтение стихов о весне

«Апрель», «Солнце, елочки пригрело»

«Зима недаром злится»-

« Травка зеленеет»

« К нам весна шагает»

- Вот какие замечательные стихи о весне вы рассказали. Молодцы!

7. Итог. Рефлексия.Оценивание.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

-Что вам сегодня показалось самым трудным, интересным на занятии?

- Вы правильно отвечали на вопросы, составляли рассказ, ничего не пропускали,

старались подобрать красивые слова, помогли колобку найти Весну, спасибо.

-Как называется весенний разлив реки?

-Молодцы, а наша образовательная деятельность завершается.



В раздел образования