Автор: Боровлева Вероника Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №82"
Населённый пункт: город Котлас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель сопровождения детей с девиантным поведением в начальной школе на базе МОУ «СОШ №82»
Раздел: начальное образование
Модуль №2.
Модель сопровождения детей с девиантным поведением в начальной
школе на базе МОУ «СОШ №82»
I.Теоретическая интерпретация.
«Система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой
нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали»
такое определение дал И.С. Кон девиантному поведению.
В последнее время девиантное поведение стало часто прослеживается у
обучающихся начальной школы, а ведь в младшем школьном возрасте и
начинают
закладываться
моральные
аспекты
поведения
ребенка,
формируются задатки личности которой в последствии предстоит жить в
социуме самостоятельно.
Школа является важным этапом становления личности ребенка и может
повлиять на его развитие, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни.
Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может
уберечь детей от будущих проблем в жизни. Федеральные государственные
стандарты образования НОО, ставят задачу развивать всестороннюю
личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и
развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при
создании психологического комфорта в образовательном учреждении.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
1.
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья,
подразумевающее
наличие
явной
или
скрытой
психопатологии
(патологическое).
2.
Антисоциальное
поведение,
нарушающее
какие-то
социальные,
культурные и особенно правовые нормы.
Для того чтобы сопровождение данных категории детей было необходимо
соблюдение следующих условий:
1.
выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе
данных социально-педагогического мониторинга;
2.
научно-методическое
оснащение
процесса
взаимодействия
всех
специалистов по организации работы с данными детьми.
Учитывая
рост
детей
с
девиантным
поведением
в
нашем
общеобразовательном учреждении, возникла необходимость профилактики и
коррекции. Для этого был разработан данный модуль «Сопровождение детей
с девиантным поведением».
Инновационность
данной работы состоит в том, что полноправными
участниками программы становятся родители. Обеспечения комплексного
психологического сопровождения строится на доверии, что позволяет детям
развить нормы и правила поведения в обществе, коммуникативные навыки,
средства общения, представление социальных ролей. Позволят ребенку
осознать и свою роль в обществе, расширяя поведенческий репертуар.
Происходит учет индивидуальных склонностей, интересов, своеобразия
характеров, упор на личное достоинство, опираясь на положительные
качества. Также если ребенок с учета до конца обучения в начальной школе
не снят, его сопровождение продолжается в среднем звене.
Участники сопровождения: учитель с тьюторской компетенцией, психолог,
социальный
педагог,
дети,
требующие
повышенного
педагогического
внимания, дети группы риска и стоящие на учёте внутри учреждения на
профилактическом учёте и контроле в ОПДН, КПДН и ЗП.
Цель программы: сопровождение детей склонных к девиациям и оказание
коррекционно-профилактического
воздействия
с
целью
устранения
отрицательных
влияний
на
личность
ребенка.
Формирование
положительного образа в системе «Я-концепция», формирование адекватной
самооценки,
снижение
уровня
тревожности,
повышение
социальной
активности, формирование навыков саморегуляции.
Задачи:
-создание
максимально
благоприятные
условия
для
нравственного,
физического, эстетического развития личности ребёнка;
-создание системы в работе по профилактике правонарушений;
-защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
-формировать законопослушное поведение воспитанников;
-повышение психологической защищенности детей и подростков, поддержка
и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.
Методы и приёмы: беседы, убеждение, мозговой штурм, диспуты, акции,
Формы работы: дискуссии, мониторинги, тьюториалы, беседы, ролевые
игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные тьюторские
консультации, тесты, конкурсы, акции, тренинги).
Ожидаемый результат:
-Снижение уровня правонарушений, совершенных детьми.
-Сформированность
у
детей
правовой
культуры,
законопослушного
поведения, адекватной жизненной позиции, осознанной потребности в
здоровом образе жизни.
-Снятие с профилактического учёта.
Способом определения эффективности сопровождения детей с девиантным
поведением является аналитическая справка о состоянии правонарушений,
совершенных обучающимися в течение учебного года.
Аналитическая справка включает в себя информацию, отражающую:
-общее количество правонарушений в начале года и в конце;
-статистику по различным видам правонарушений;
-количество обращений за узкоспециализированной медицинской помощью
(психиатр, психотерапевт, нарколог, психолог наркологической службы и
пр.);
-количество обучающихся поставленных на ВШУ, ОПДН, КДН;
-количество обучающихся снятых с учета;
-количество профилактических советов.
II.Практическая интерпретация.
Работа по сопровождению реализуется путём поэтапного выполнения
запланированных в ней мероприятий:
I этап – организационно-мобилизационный, диагностический.
Мониторинг
проблем
личностного
и
социального
развития
детей,
включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы
профилактики.
В деятельности по профилактике правонарушений, необходимо особое
внимание уделять диагностической деятельности детей и подростков,
находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на различных видах
учета (ВШУ, ОПДН, КПДН и ЗП)
Необходимо тесное сотрудничество учителя с тьюторской компетенцией, с
психологом, социальным педагогом, классным руководителем, родителями
для более эффективного результата данной деятельности. Совместное
изучение индивидуальных особенности ребенка и выявление его интересов и
потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в
поведении, определение их причин, отслеживание истоков возникновения
конфликтных ситуаций. Заводится журнал учета результатов сопровождения.
С помощью диагностических методик происходит:
выявление детей, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным
нормам поведения, отстающих в учебе;
определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так
же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных
детей;
положение ребёнка в социуме, характер взаимоотношений с товарищами,
причины отклонений в межличностных отношениях;
изучение интересов, способностей и склонностей ребёнка;
изучение контактов ребенка за пределами учреждения, их влияние на него;
выявление уровня социального благополучия ребенка;
II этап-мотивационный.
На этом этапе происходит вовлечение детей склонных к девиантному
поведению в систему профилактики в разработанные и реализуемые
программы: «Скажем нет вредным привычкам», «Нормы поведения в
обществе», «Профилактика безнадзорности», «Воровство - это зависимость,
которую
нужно
избегать».
Составляются
индивидуальные
маршруты,
ресурсные карты по вовлечению ребенка в систему дополнительного
образования, организация каникул и летнего отдыха.
III этап – реализационный.
На данном этапе ведется коррекционно-профилактическая работа с детьми,
состоящими на профилактическом учёте:
-дети рассматривается на заседании Совета профилактики и ставятся на
профилактический учёт в учреждении (основание Постановление ТКПДН и
ЗП, ОПДН);
-по
результатам
бесед,
наблюдений,
определяется
суть
проблемы,
выявляются
причины,
опираясь
на
банк
технологических
подходов,
подбираются
педагогические,
социальные
средства
для
эффективного
разрешения данной проблемы;
-на
каждого
ребенка,
поставленного
на
учет,
составляется
план
индивидуальной работы с воспитанником, в котором прописываются
намеченные
мероприятия.
Составляются
индивидуальные
маршрутов,
сопроводительные карт, ведется журнал учета результатов сопровождения.
-планы
разрабатываются
для
оказания
своевременной
социально
педагогической,
психолого-педагогической,
медицинской
помощи
и
поддержки ребенку, они предусматривают вовлечение ребенка и его
окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий
для
освоения
ребенком
позитивного
опыта
разрешения
проблем.
В
разработке
документов
принимают
участие
учитель
с
тьюторской
компетенцией, социальный педагог, педагог - психолог, медицинские
работники, классный руководитель.
План работы утверждается на учебный год.
IV этап- аналитический.
На заключительном этапе проводится анализ проведенной работы. Вносятся
необходимые
коррективы
в
план
для
работы
на
следующий
год.
Рассматриваются результаты деятельности детей. Выносится заключение
совета о снятии ребенка с учета либо продлении.
Вывод:
Реализация намеченных мероприятий по данному модулю существенно
повысила уровень развития воспитания детей, привела к снижению роста
негативных
явлений
в
детской
среде,
способствовала
духовно-
нравственному
оздоровлению
социума.
Работа
по
сопровождению
предполагает сформировать у детей навыки социальной компетентности,
критического отношение к психо активным веществам, формирование
самооценки, контроль эмоциональных проявлений к окружающим. Вывод
ребенка из программы осуществляется с помощью аналитического изучения
следующих
документов:
анализ
психологом
индивидуальных
карт,
представление от классного руководителя о динамики поведенческих
факторов, заключения совета профилактики школы за приказом директора
или выписка КДН о снятии с учета.
Библиография:
1.
«Психология формирования и развития личности», М: Наука 2011 г.
2.
И.И.
Мамайчук
«Психокоррекционные
технологии для
детей с
проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2013 г.
3.
В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 2012 г.
4.
Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991
5.
Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2017
6.
Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг
[текст] / Н. В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2001. –210 с.
7.
Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] /Н. В. Клюева, Ю. В.
Касаткина. – Ярославль: Академия развития,
8.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л.
Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 182 с.
9.
. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
Приложение 1
План работы учителя с тьюторской компетенцией по сопровождению
детей с девиантным поведением:
1.Контроль посещаемости занятий
2.Контроль текущей успеваемости
3.Вовлечение учащихся в кружки и секции
4.Проведение профилактических бесед
5.Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
6.Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам
7.Содействие в организации каникул, летнего отдыха
8.Проведение диагностики, мониторингов
9.Составление индивидуальных маршрутов
10. Составление интеллект-карт
11.Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
12.Разбор конфликтных ситуаций
План работы учителя с тьюторской компетенцией по сопровождению
работы с педагогами и специалистами:
1.Осуществление обмена необходимой информацией
2.Консультации по результатам диагностик и мониторингов
3.Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
4.Выступление на педсоветах
5.Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и
умений педагогов по работе с детьми группы риска
6.Оказание помощи в сотрудничестве с межведомственными организациями.
7.Утверждение и реализация плана совместной работы с ОПД
8.Сопровождение воспитанников на заседания КПДН, ОПДН
Тема консультирования
Участники консультирования
План работы учителя с тьюторской компетенцией по сопровождению
работы с родителями:
1.Проведение мониторинга
2.Посещение семьи с целью проверки условий проживания и окружения
ребенка с девиантным поведением
3.Проведение
индивидуальных
консультаций
и
бесед
по
темам:
«Агрессивный
ребенок»,
«Профилактика
конфликтов»,
«Тревожность
опасна!», «Методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в
поведении ребенка», «Профилактика ПАВ», «Вспыльчивость», «Пять шагов
к обузданию неуместного гнева у ребенка».
Приложение 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82»
Карта социально-педагогического сопровождения учащегося
Фамилия, имя, отчество учащегося N
Дата рождения13.04.2012 Класс 3а
Вид учёта ВШУ Дата постановки на контроль 03.09.2020
Информация о родителях:
Мать лишена РП
Отец гражданин В
Место работы служба Такси
Адрес по прописке Ул. Маяковского …
Телефон 8996…..
Адрес проживания Ул. Маяковского …
четверти
успеваемость
Пропуски
уроков без
уважительно
й причины
Беседы кл.
руководителя
Беседы зам.
дир. по ВР
Беседы зам.
дир. по УВР
Беседы др.
специалистов
Беседы
директора
Посещение
на дому кл.
руководител.
Посещение
на дому соц.
педагогом
Приглашение
Родителей в
школу
Педсовет
Профилактич
еская
комиссия
КДН
1
100%
-
ежедневно
-
07.09
06.09
13.10
-
10.09
14.10
07.09
06.10
26.10
-
03.09
-
2
100%
-
ежедневно
24.11.
24.11
22.11
20.12
-
-
-
25.10
20.12
24.12
-
3
100%
-
еженедельно
11..01
11.01
13.01
17.02
-
-
-
13.01
18.02
-
25.02
-
4
100%
-
20.03
25.05
-
-
30.03
20.04
26.05
01.06
-
01.06
01.06
24.03
21.04
26.05
-
26.05
-
Итог
сопровождения
На учет N был поставлен 25.05.2020 причины постановки: невыполнение домашних заданий, курение, асоциальное поведение, кража. По
итогу сопровождения у ребенка повысилась мотивация, успеваемость, домашние задания выполнены всегда, у ребенка появились друзья,
стал уверенным в себе, в курении и кражах больше не замечен.
Решение профилактического совета от 26.05.2021года с учета ребенок снят.
Приложение 3
Карточка индивидуального изучения трудного ребенка
1.
Ф.И.О. N
2.
Дата рождения 13.04.2012
3.
Адрес Ул……
4.
Класс 3а
5.
Оставался ли на второй год -
6.
С какого времени учится в школе №82 01.09.19
7.
Сведения о родителях:
Мать лишена рп
Отец гражданин B
Отношение родителей к воспитанию нейтральное
8.
Условия для занятий дома удовлетворительные
9.
Черты характера подростка. Явные и скрытые слабости, пороки склонен к обману и
лжи, постоянно обвиняет других, чтоб доказать, что сам не виноват. Склонен к
кражам и воровству. Склонен к конфликтам и дракам.
10. Интересы, увлечения, склонности особо ничем не интересуется
11. Отношение к учебе. Посещаемость занятий занятия посещает, пропусков нет, но
учится желания особого нет, не старается.
12. Посещение кружков, секций кружки и секции не посещает
13. С кем дружит в школе, по месту жительства дружит с одноклассниками, но из
корыстных интересов, во дворе ребята старше его.
14. Кого считает авторитетом для себя папу
15. Стоит ли на учете в КДН, когда и за что кража велосипеда
16. Жилищно-бытовые условия семьи удовлетворительные
17. Планируемые основные направления работы с родителями еженедельные беседы
по поведению и успеваемости, по режиму дня, по соблюдению норм безопасности,
профилактике безнадзорности, вопросы воспитательного процесса, ЗОЖ,
приглашения на личные встречи, беседы, общение в соц.сетях по контролю сына.
18. Формы и методы работы с подростком беседы, анализ, аналитика успеваемости,
индивидуальные встречи, диагностики.
20. Примечание в школу приходит часто в неопрятном виде, грязный
Классный руководитель Боровлева В.А./
Дата 13.09.2020.
Приложение 4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ план
СОПРОВОЖДЕНИЯ НА 2020-2021 уч. год.
Месяц
Содержание деятельности
Исполнители
Ожидаемые результаты
сентябрь
1.Наблюдения за учащимся.
2.Индивидуальные беседы с учеником
3.Диагностика.
Учитель с тьюторской
компетенцией(кл.рук.)
психолог
Выявление индивидуальных
особенностей ребенка,
причин.
Установление контакта с
ребенком.
октябрь-
апрель
1.Беседы и консультации
2.Беседы, игры, консультации
(развивающие занятия), творческие
задания, создание портфолио с Максимом
3.Индивидуальные и групповые занятия с
психологом. 4.Промежуточная
диагностика. 5.Консультация психолога
для кл. руководителя.
6.Помощь семьи: беседы, игры,
совместное выполнение некоторых
творческих заданий, проявление интереса
к школьной жизни ребенка
Учитель с тьюторской
компетенцией(кл.рук.)
психолог
отец
Различные проявления
интереса к учебной
деятельности.
Повышение самооценки и
социального статуса в
коллективе.
сентябрь -
Май
1.Взаимодействие с родителями (беседы,
консультации родителей). 2.Психолого
педагогическое сопровождение N
беседы, игры, консультации, творческие
задания, ведение портфолио;
Учитель с тьюторской
компетенцией(кл.рук.)
психолог
Устойчивый интерес к
учебной деятельности.
Повышение самооценки,
развитие творческих
способностей. Эффективные
и дружелюбные
-вовлечение во внеклассные мероприятия;
-тренинговые занятия и решение
проблемных ситуаций с целью
повышения мотивации к учебной
деятельности и самооценки.
3.Семейная поддержка,
заинтересованность и воспитание.
4.Итоговая диагностика.
отец
взаимоотношения с
одноклассниками