Напоминание

Роль взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.


Автор: Костенко Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Борисовская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области"
Населённый пункт: Волоконовский район, село Борисовка
Наименование материала: статья
Тема: Роль взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
Раздел: начальное образование





Назад




Костенко Елена Борисовна учитель начальных классов,

МБОУ «Борисовская ООШ Волоконовского района

Белгородской области», с. Борисовка

Роль взаимодействия семьи и школы в воспитании детей

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную

роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения

ребенка.

Семья

ячейка

школьного

коллектива.

Педагогическое

взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий

для личностного развития и роста детей, организации активной жизни

человека, ведущего достойную жизнь. Взаимоотношения всех участников

учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и

духовные ценности, способствуют становлению личности. Нужно научиться

искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о

функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли

понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей

друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать

себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания,

средства

и

конечный

результат.

Зачастую

семья

передает

эстафету

воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания

ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка

должны

участвовать

обе

стороны,

при

полном

взаимопонимании

и

взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в

отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство

детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в

домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье

правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья

успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные

педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания

ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная

атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою

ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного

воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является

всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и

нравственно, умеющий и любящий трудиться.

При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать

определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика

влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в

связи с большой занятостью родителей.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку

родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего

общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких

результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья

воздействует

на

ребенка

каждодневно,

поэтому

располагает

почти

неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным,

исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания

о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество

с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия

педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд

аспектов.

Эффективными

формами

работы

являются

индивидуальные

тематические

консультации,

посещение

семьи

на

дому,

проведение

родительских собраний. Решение проблемы развития личности ребенка

невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы

и родителей.

Взаимодействие семьи и школы важны не только в начальной школе,

актуальными они остаются и в старшем возрасте.

Можно

выделить

разные

особенности

восприятия

учащимися

воспитательных воздействий:

Высокий

-

школьник

активно

поддерживает

учителей

и

родителей,

сотрудничает с ними во всех сферах жизни, положительно реагирует на

требования старших.

Средний - учащийся выборочно реагирует на требования и воздействия,

болезненно воспринимает замечания в свой адрес, поддерживает взрослых в

той области, где совпадают общие и личные интересы.

Низкий - школьник положительно реагирует лишь на единые и устойчивые

требования, стремится уйти из поля педагогического и родительского

контроля, не помогает им.

Невосприимчивый,

трудновоспитуемый

учащийся

оказывает

сопротивление положительным воздействиям и требованиям, вступает в

противоборство

с

учителями,

родителями

(срыв

уроков,

нарушение

дисциплины, грубость).

Воспитание детей - рискованное дело. В случае удачи последнее

приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи горе несравнимо ни

с каким другим.

Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная

или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельном доме или нет — это

все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее,

потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта.

Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с

одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой —

приспособить к жизни в обществе.

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

•Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его

психологический настрой на весь день.

•Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо

индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко

проснулся, когда его будят родители.

•Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос:

«Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы:

«Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в

школе?».

•Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных

неудач.

•Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его

жизни.

•Ребенок должен чувствовать, что он любим.

•Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в

семье атмосферу радости, любви и уважения.

Памятка для родителей

Воспитание трудолюбия у детей в семье

•Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество

выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а

терпеливо объясните еще раз.

•Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую

работу доводить до конца.

•Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по

обслуживанию семьи.

•Не наказывайте ребенка трудом.

Памятка для родителей

О воспитании доброты

1. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей

добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость

совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного

отдыха.

2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и

природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности

к нему.

5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6. Научимся владеть собой.



В раздел образования