Автор: Костенко Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Борисовская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области"
Населённый пункт: Волоконовский район, село Борисовка
Наименование материала: статья
Тема: Роль взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
Раздел: начальное образование
Костенко Елена Борисовна учитель начальных классов,
МБОУ «Борисовская ООШ Волоконовского района
Белгородской области», с. Борисовка
Роль взаимодействия семьи и школы в воспитании детей
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную
роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения
ребенка.
Семья
–
ячейка
школьного
коллектива.
Педагогическое
взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий
для личностного развития и роста детей, организации активной жизни
человека, ведущего достойную жизнь. Взаимоотношения всех участников
учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и
духовные ценности, способствуют становлению личности. Нужно научиться
искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о
функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли
понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей
друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать
себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания,
средства
и
конечный
результат.
Зачастую
семья
передает
эстафету
воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания
ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка
должны
участвовать
обе
стороны,
при
полном
взаимопонимании
и
взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в
отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство
детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в
домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье
правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья
успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные
педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания
ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная
атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою
ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного
воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье.
Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является
всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и
нравственно, умеющий и любящий трудиться.
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать
определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика
влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в
связи с большой занятостью родителей.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку
родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего
общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких
результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья
воздействует
на
ребенка
каждодневно,
поэтому
располагает
почти
неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным,
исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания
о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество
с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия
педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд
аспектов.
Эффективными
формами
работы
являются
индивидуальные
тематические
консультации,
посещение
семьи
на
дому,
проведение
родительских собраний. Решение проблемы развития личности ребенка
невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы
и родителей.
Взаимодействие семьи и школы важны не только в начальной школе,
актуальными они остаются и в старшем возрасте.
Можно
выделить
разные
особенности
восприятия
учащимися
воспитательных воздействий:
Высокий
-
школьник
активно
поддерживает
учителей
и
родителей,
сотрудничает с ними во всех сферах жизни, положительно реагирует на
требования старших.
Средний - учащийся выборочно реагирует на требования и воздействия,
болезненно воспринимает замечания в свой адрес, поддерживает взрослых в
той области, где совпадают общие и личные интересы.
Низкий - школьник положительно реагирует лишь на единые и устойчивые
требования, стремится уйти из поля педагогического и родительского
контроля, не помогает им.
Невосприимчивый,
трудновоспитуемый
–
учащийся
оказывает
сопротивление положительным воздействиям и требованиям, вступает в
противоборство
с
учителями,
родителями
(срыв
уроков,
нарушение
дисциплины, грубость).
Воспитание детей - рискованное дело. В случае удачи последнее
приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи горе несравнимо ни
с каким другим.
Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная
или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельном доме или нет — это
все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее,
потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта.
Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с
одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой —
приспособить к жизни в обществе.
Памятка для родителей
Создание благоприятной семейной атмосферы
•Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его
психологический настрой на весь день.
•Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо
индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко
проснулся, когда его будят родители.
•Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос:
«Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы:
«Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в
школе?».
•Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных
неудач.
•Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его
жизни.
•Ребенок должен чувствовать, что он любим.
•Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в
семье атмосферу радости, любви и уважения.
Памятка для родителей
Воспитание трудолюбия у детей в семье
•Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество
выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а
терпеливо объясните еще раз.
•Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую
работу доводить до конца.
•Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по
обслуживанию семьи.
•Не наказывайте ребенка трудом.
Памятка для родителей
О воспитании доброты
1. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей
добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость
совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного
отдыха.
2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и
природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности
к нему.
5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
6. Научимся владеть собой.