Автор: Рытова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад №23
Населённый пункт: МО город Долгопрудный
Наименование материала: Конспект занятия по безопасности
Тема: "Помощники на дорогах"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по безопасности для старшей группы «Наши
помощники на дорогах»
Программное содержание: закрепить знания детей видах транспорта,
познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; расширить
словарный запас по дорожной лексике;
Цель занятия: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного
движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в
окружающем мире.
Образовательные задачи:
продолжать знакомить с элементами
дороги;
совершенствовать
диалогическую
речь,
интонационную
выразительность речи; продолжать закреплять правила поведения на
проезжей части; развивать у детей чувство ответственности при соблюдении
ПДД;
Развивающие задачи: развивать у детей азы дорожной грамоты,
расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
развивать
умение
оценивать
действие
пешеходов
как
правильное
–
безопасное и неправильное – опасное; развивать интерес к искусству
аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем.
Воспитательные задачи: формировать дружеские, доброжелательные
отношения между детьми; воспитывать умение слушать своего сверстника,
не
перебивая;
формировать
желание
соблюдать
правила
дорожного
движения.
Активизация словаря:
Закрепить в речи детей слова: пешеход,
пассажир, тротуар; Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ,
беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение.
Задачи
интегрированных
образовательных
областей:
«Безопасность».
Расширять
представления
о
правилах
дорожного
движения.
Продолжать
знакомить
с
элементами
дороги.
Уточнять
представления
о
работе
светофора.
«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации,
формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение
аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную
сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к
листу
бумаги
и
плотно
прижимать
салфеткой
«Познание».
Закреплять
названия
форм:
круг,
прямоугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения
между
детьми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор,
сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное
общение
с
взрослыми
и
детьми.
«Чтение художественной литературы».
Развивать умение отгадывать
загадки и соотносить их с изображением.
Предварительная работа:
разучивание стихов про светофор, про
правила дорожного движения; чтение стихов и рассказов по данной теме,
рассматривание иллюстраций улиц города, различного транспорта, экскурсии
к светофору, разучивание логометрических игр, изготовление дорожного
знака
«Пешеходный
переход»,
макета
светофора
вместе
с
детьми,
раскрашивание сигналов светофора, отгадывание загадок про светофор.
Ход занятия:
1. Организационная часть: Сегодня мы с вами превратимся в пешеходов и
отправимся гулять на улицу нашего города.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Проводится разминка (стихи Я Пишумов) .
На улице нашей машины, машины –(Идут по кругу, останавливаются.)
Машины-малютки, (Приседают.)
Машины большие. (Встают, поднимают руки вверх.)
Эй, машины, полный ход! (Быстро идут по кругу, останавливаются.)
Я – примерный пешеход:(Прижимают ладони к груди.)
Торопиться не люблю, (Поворачивают голову вправо-влево.)
Вам дорогу уступлю. (Разводят руки в стороны, наклоняясь вперёд.)
По окончании встают перед доской, на которой вывешены иллюстрации:
автобус, грузовая машина, легковой автомобиль.
Посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы на них видите? (Машины,
транспорт).
Кого перевозит транспорт? (Пассажиров.) Транспорт, который перевозит
пассажиров, как называется? (Пассажирский.) Показать на картинках –
автобус.
Какой ещё транспорт мы можем увидеть на улицах города? Показать.
(Грузовой, легковой) .
Он перевозит грузы, людей и тоже помогает человеку. Много машин на
наших улицах. И чтоб они благополучно ездили, и не было аварий созданы
специальные правила и помощники на дороге.
3. Применение знаний и формирование новых умений и навыков.
(Познание, безопасность).
Продолжаем наш путь. Перед нами какая-то полосатая дорожка. Как
она называется? (пешеходный переход или «зебра»). Эта дорожная разметка -
верный помощник пешехода на улице. Когда зимой дороги занесены и не
видна полосатая разметка нам помогает знак «Пешеходный переход».
(Показывает знак.) Этот знак такого рода: он на страже пешехода. Переходим
с вами вместе мы дорогу в этом месте. (Слышен шум машин и визг
тормозов).
Из двери раздаётся голос: «Ой, подождите, не спешите, вы меня с
собой возьмите» Выходит Клоун (кукла).
Клоун «Здравствуйте, ребята, я потерялся. Сегодня я приехал в ваш
город вместе с цирком. И решил прогуляться. Гулял, любовался вашими
достопримечательностями и заблудился. На моем пути встретились дорожка
полосатая, как зебра, потом какое-то чучело трехглазое, всё мне моргало. Я
побежал, а тут машина, чуть не задавила меня. Помогите мне найти дорогу в
цирк»
Ребята, поможем нашему гостю найти дорогу и научим правильно
переходить дорогу.
Где можно переходить улицу? (Где есть знак «Пешеходный переход» и
«зебра» - эта есть полосатая дорожка).
Как нужно переходить улицу? (Нужно сначала посмотреть налево, а дойдя
до середины проезжей части, - направо. Если нет близко идущего транспорта,
можно переходить улицу.)
Что может произойти, если быть невнимательным и неосторожным на
улице? (Произойдёт аварийная ситуация, можно попасть под машину).
Подвижная игра «Кто быстрее соберет «зебру»?» (участвуют команды
девочек и мальчиков)
Вспомним как нужно вести себя на улице (дети читают стихи) С.
Михалкова.
На проезжей части, дети
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
На городских проспектах
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи!
Коммуникативная игра.
СВЕТОФОР. (М. Пляцковский) .
Стоп, машина! (Выставляют правую ногу вперёд).
Стоп, мотор! (Выставляют левую ногу вперёд.)
Тормози скорей, шофёр! (Вытягивают вперёд руки, ладони вверх.)
Красный глаз глядит в упор – (Приставляют кулак к кулаку – подносят к
глазу «трубу».)
Это строгий светофор. (Наклоняют голову вправо – влево.).
Вид он грозный напускает, (Сдвигают брови, сжимают губы.)
Дальше ехать не пускает. (Сжимают пальцы правой руки в кулак, выполняют
быстрые движения выпрямленным указательным пальцем вправо- влево)
У пешехода есть ещё один помощник. Это - строгий светофор. Он нам
помогает перейти улицу. Как его назвал наш гость, это – трехглазое чучело.
Демонстрируется макет светофора. Красный сигнал – стоп, жёлтый –
внимание, зелёный – пешеходу путь открыт.
Подвижная игра «Светофор».
А сейчас мы с вами поиграем в игру. А называется она «Светофор».
Зелёный – все шагают, желтый – хлопают в ладоши, красный – тихо стоят и
указательным пальцем прикрывают рот.
Теперь смело, переходим дорогу. Поможем Клоуну перейти улицу и
найти дорогу домой. (Дети встают парами). Посмотрите налево, дошли до
середины, посмотрели направо – переходим дорогу. Переходим на зелёный
сигнал светофора. Вот, Клоун, твоя дорога в цирк. До свидания. Приезжай к
нам в гости.
4. Практическая часть. Худ. творчество (аппликация)
А мы возвращаемся в наш садик. Предлагаю вам самим сделать
светофоры. На столах лежат готовые кружки желтого, красного, зелёного
цвета. Вам нужно аккуратно приклеить на основу в правильном порядке.
Выполним зарядку для наших пальчиков:
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз – 2, 3, 4, 5 - не сидится им опять.
Постучали, повертели, и работать захотели.
Поработают немножко, мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели и тихонько сели.
Покажите свои работы. Как много стало светофоров в нашем детском саду.
5. Подведение итога занятия.
О чём мы сегодня говорили. Какие помощники есть на улице для
пешехода. (Сегодня мы говорили о том, как правильно переходить улицу,
какие помощники есть на дорогах). Что нужно делать, чтобы не подвергать
себя опасности. (Нужно соблюдать правила дорожного движения.)