Автор: Черная Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУСОШ с.Благовар
Населённый пункт: с.Благовар
Наименование материала: Задания, направленные на развитие читательской грамотности обучающихся
Тема: Задания, направленные на развитие читательской грамотности обучающихся
Раздел: среднее образование
Задания, направленные на развитие
читательской грамотности обучающихся
Внимательно прочитайте текст.
(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на
дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может. (3)Урс
огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают на глаза.
(6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с
палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно
злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк. (11)У Кэт не было своей собаки и не
было надежды на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у
дровяного склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания.
(14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два
прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые
клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс
отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей
злобе он не почувствовал шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и
заговорила. (21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней
разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас
идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это
потяжелее голода. (26)Честное слово. (27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал
проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был
беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.
(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не
разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то,
чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу,
пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что
собака слушает, участвует в разговоре. (34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей
проволоки. (35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было
непривычно. (36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок
колбасы с хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.
(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и
смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.
(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост –
от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла
Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза
от счастья. (46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под
колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди,
идущие мимо,
заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась
лицом к лицу со страшным Урсом. (48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не
разорвал её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и
стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши
такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с
благодарностью поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз.
(55)И он лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и
Кэт.
(По Ю. Яковлеву)
Задание 1
(осмыслять и оценивать содержание и форму текста, задания на исключение
неправильных утверждений)
Выберите неверное утверждение:
1) Пёс ждал Кэт, потому что она приносила ему хлеб с колбасой.
2) Когда Урс зарычал, Кэт от неожиданности одёрнула руку.
3) Девочка дарила ему свою любовь и внимание, заставляя поверить в доброту людей
и дружбу.
4) Пёс почувствовал, что девочка не боится его в отличие от других людей.
5) Однажды Урс сильно покусал жулика.
Ответ: 1,2
Задание 2
(осмыслять и оценивать содержание и форму текста, выбор всех правильных ответов)
Укажите номера предложений, с которых начинаются абзацы в данном произведении.
Ответ: 3,11,21,29,34,36,38,40,46,48
Задание 3.
(интегрировать и интерпретировать информацию, выбор всех правильных ответов)
Выберите все верные утверждения:
1) Речь идет от лица девочки
2) Урс был ухоженным псом.
3) Дровяной склад – жилище Урса
4) Урс понимал голос девочки
5) Кэт называла Урса ласковыми именами
Ответы: 345
Задание 4.
(интегрировать и интерпретировать информацию, выбор всех правильных ответов)
В каких предложениях представлена информация о внешности Урса?
1)
В 3 – 4 предложении
2)
В 6 - 7 предложении
3)
В 16 предложении
4)
В 27 – 28 предложении
Ответ: 123
Задание 5
(находить и извлекать информацию, выбор правильного ответа)
Выпишите из предложений 8 – 10 слово со значением «свирепый, яростный, страшный»
Ответ: злобный
Задание 6
(находить и извлекать информацию, задания на сопоставление)
Сопоставьте героев произведения и факты о них из данного произведения:
1)
Урс
А) «не было своей собаки и не было надежды на собаку»
2)
Люди
Б) «чувствовал в голосе то, чего ему недоставало»; «зажмурил глаза от
счастья»
3)
Кэт
В) «закричали от страха за глупую тонконогую девчонку»
Ответ: 1Б; 2В; 3А
Задание 7
(находить и извлекать информацию, задание на сопоставление)
Сравните образы Кэт и Урса: чем они отличаются и какие схожие черты есть у них? Свой
ответ представьте в виде таблицы.
Задание 8
(интегрировать и интерпретировать информацию, задание с развернутым ответом)
Напишите развернутый ответ на вопрос: «Что такое доброта?»