Автор: Гальченко Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10
Населённый пункт: п. Щербиновский, Краснодарский край
Наименование материала: Использование информационных технологий
Тема: Использование информационных технологий в ходе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел: дошкольное образование
Использование информационных
технологий в ходе реализации
образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель: Гальченко Елена Николаевна
2017г
Использование информационных технологий в ходе реализации
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это
реальность наших дней. Современные информационные технологии все
больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью
современной культуры. Работа по реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» ФГОС тесно связана со всеми
сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации
эстетического развития детей очень разнообразны и важны. Одним из
новшеств последнего времени нашей работе стало активное использование
различных компьютерных технологий: мультимедийных презентаций и
электронных образовательных пособий фирмы «Знаток». В развитии
дошкольников мультимедийные презентации дают большие возможности. В
отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно
расширяют возможности воспитателей, способствуют успешной реализации
интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют насытить
его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим
образом организованных знаний. Мультимедийные презентации позволяют
представить обучающий и развивающий материал как систему ярких
опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной
информацией в алгоритмическом порядке. Использование на занятиях
мультимедийных презентаций позволяет сделать более содержательным и
насыщенным образовательное пространство, что соответствует выполнению
требований ФГОС. При проведении занятий используются различные
мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. В
игровой форме можно познакомить детей, например, c цветовой гаммой,
видами изобразительных искусств, музыкальными инструментами и многим
другим. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность,
в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и
развивается личность ребенка. И здесь у информационных технологий
имеются широкие возможности, потому что развивающие презентации
можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.
Наши педагоги в своей работе широко используют интерактивные средства
для всестороннего развития дошкольников. Не исключение и нравственно –
эстетическое направление развития детей. Использование новых
информационных технологий помогает сделать образовательный процесс
более эффективным, в рамках ФГОС. Информационные технологии так же
позволяют создать комфортные условия для участников педагогического
процесса. Медиапрезентации используем как часть занятий, для сообщения
новых знаний. Если при знакомстве с творчеством художника используем
всю презентацию, то в дальнейшем более подробно рассматриваем одну
картину. При рассматривании обращаем внимание на колорит, композицию и
динамику изображения, используем приемы: - вхождения в картину: «Если
бы ты оказался на этом месте что бы ты увидел, услышал, почувствовал?» -
проблемные вопросы: «Как художник нарисовал ветер?» - дидактические
игры «Кто больше назовет цветов, которые использовал художник», «Кто
больше назовет слов, передающих настроение, которое художник выразил в
картине». - дидактические упражнения «Расскажи о картине, которая тебе
больше всего понравилась». - Спрашиваем детей, что они хотели бы
посмотреть ещё раз, и показываем понравившиеся моменты из презентаций. -
Даем детям возможность обсудить увиденное, высказать своё мнение. -
Комментируем трудные для понимания разделы. Высказываем свое мнение
об увиденном. - Предлагаем отразить свои впечатления в рисунке, поделке,
рассказе. ФГОС рекомендует развитие дошкольника осуществлять как в ходе
совместной деятельности воспитателя и детей, так и в ходе самостоятельной
деятельности детей. Новейшие компьютерные технологии помогают нам
сделать самостоятельную деятельность детей более содержательной. С этой
целью мы используем говорящую ручку «Знаток». С помощью говорящей
ручки можно познакомиться с окружающим миром и богатством его красок,
научиться читать и считать. Она может рассказать сказку, проиграть в
наушниках вашу любимую музыку, а также озвучить сотни обучающих книг
и плакатов с логотипом «Знаток». Прежде чем приступить к обучению,
нужно поднести ручку к логотипу на плакате или на обложке книги. Ручка
сама определит, какой источник информации перед ней находится, и
сообщит ребенку, что она готова к работе. Уникальная функция говорящей
ручки - возможность записи звука на аудиостикеры. Эту возможность мы
использовали для озвучивания картин, которые воспитатели используют для
«Полочки красоты» по Программе «Радуга». Рассматривание картин
превращается в интересный, занимательный процесс. Подобраны и записаны
на стикеры стихи и искусствоведческие рассказы о картинах, длительностью
до 5 минут. Занятия с ручкой способствуют развитию самостоятельности,
познавательной активности, мелкой моторики, необходимых для школьного
обучения. На каждой странице - картинка, название стихотворения
(совпадает с названием животного), четверостишие и значки (вопрос,
восклицательный знак, нотки) - на первый взгляд очень просто, но
любознательным детям-исследователям книга дает намного больше - нужно
просто подносить её к различным элементам рисунка и к значкам. В
результате своих исследований ребёнок может найти на одной странице: 6
стихотворений (1 напечатано, остальные просто произносятся - от имени
других персонажей или при нажатии на различные предметы), возгласы,
названия частей тела животного или элементов рисунка, звуки (нажатие на
логотип с нотками), информацию о животном (нажатие на восклицательный
знак), вопросы (отвечаем ручкой - показываем то, что спросят). То есть
каждая страница несет в себе гораздо больше информации, чем на первый
взгляд. Ребенок, играя с электронной ручкой Знаток, будет сам выискивать
информацию (это так интересно!), обучение и развитие будет проходить без
вашего участия, что очень важно для развития самостоятельности ребёнка. В
ходе художественно – эстетического развития используем такие книги: -
«Мои любимые цвета», в которой закрепляются знания детей о цвете и где
его можно увидеть в окружающем мире; - «Русские народные сказки» 3
выпуска, с помощью которых знакомим детей с устным народным
творчеством, задания. В самостоятельной театрализованной деятельности,
дети показывают сказку под фонограмму, записанную в памяти ручки. Об
эффективности применения информационно-коммуникативных технологий
говорят следующие позитивные факторы: - повышается мотивация к
усвоению знаний за счет привлекательности говорящей ручки, картинки на
экране, мультимедийных эффектов; - полученные знания остаются в памяти
на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике
после краткого повторения. - у ребенка развивается любознательность,
желание проявлять инициативу и самостоятельность. Практика показала, что
при условии систематического использования в воспитательно -
образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий в
сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по
развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного
возраста значительно повышается.