Автор: Денисова Валентина Терентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 63
Населённый пункт: пос.Чернышевск, Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: "Смысловое чтение на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Смысловое чтение на уроках математики
Кто не умеет читать,
Тот не умеет мыслить.
Сухомлинский В.А.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается
важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном
информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения
относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом
предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового
чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во
всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни
плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к
базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с
разными людьми.
Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением
текстовых задач на уроках математики.
Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь критически оценивать данную информацию;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Работа с текстом учебника непосредственно.
Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно
преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а
впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника,
параграфа, главы.
Существует множество читательских приемов (стратегий), освоение которых
существенно улучшает качество обработки прочитанного текста. Приведу примеры
некоторых из них:
Прием №1. Направленное чтение.
Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать
проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Прием № 2. Чтение с пометками (Методический прием «Инсерт»)
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
v
Знакомая информация
+
Новая информация
--
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило),
хочу узнать больше
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует
активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию,
формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Приём № 3 «Домашнее задание».
Предлагается обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить
теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:
Знаю
Узнал
Хочу знать
Возникли вопросы
Приём № 4 “Верю - не верю”
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную
мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Вопрос «Верите ли, вы…?» (далее формулируются вопросы по теме урока)
“+” верю,
“-” не верю
Приём № 6 Чтение в парах – обобщение в парах
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса,
задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик
поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде
одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по
существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению
Для развития смыслового чтения ребенок должен научиться работать с
разными видами информации.
Работа с текстом при решении текстовых задач.
Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения
учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых
выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного
осмысления. Одним из приёмов развития смыслового чтения - составление краткой
записи условия задачи.
Краткая запись условия задачи. Требования к краткой записи.
Очень важно выработать именно единую систему оформления краткой записи,
так как в различных справочных пособиях зачастую встречаются разные типы
оформления аналогичных задач.
Краткая запись условия задачи оформляется в соответствии с их видом (краткая
запись, схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок). Ключевые слова в краткой
записи пишутся с
большой буквы. В
1
классе
допускается их
сокращение по
первым буквам:
М. – 7 м.
Б. – 3 м.
Начиная со 2 класса, по усмотрению учителя, ключевые слова в краткой записи
могут быть зафиксированы полностью:
Маленькие – 7 м.
Большие – 3 м.
Оформление условия задачи при помощи схемы, чертежа, таблицы, диаграммы
или рисунка осуществляется с использованием линейки и простого карандаша.
Краткую
запись
не
следует
делать
громоздкой,
она
должна
быть
удобной,
отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами.
При оформлении записи задач геометрического характера необходимо соблюдение
следующих норм:
чертежи выполнять простым карандашом по линейке;
геометрическую фигуру чертить в тех случаях, когда этого требует условие
задачи;
результаты измерений подписывать ручкой;
обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению
задачи, нужно:
1)Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2)В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3)Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать
количеству действий в задачи
Условные обозначения
Фигурная скобка ставится, если нужно найти сумму двух или нескольких
слагаемых.
?
Обозначает вопрос задачи, и её неизвестные компоненты
Обозначает сравнение чисел: на? больше, меньше; во ? раз больше, меньше.
Виды краткой записи задачи.
1. Рисунок.
Он должен изображать реальные предметы (кубики, платки, яблоки и т.
д.), о которых говорится в задаче.
2. Словесная краткая запись.
3. Таблица.
4.
Чертёж.
Применяется
тогда,
когда
числовые
данные
в
задаче
удобные,
позволяющие начертить отрезок заданной длины.
5. Схема-это чертёж, на котором все взаимосвязи и взаимоотношения величин
передаются приблизительно, без соблюдения масштаба.
6. Блок - схема (разбор задачи аналитическим способом, то есть с вопроса)
7.
Диаграмма
-
графическое
представление
данных
линейными
отрезками
или
геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких
величин
Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять
навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих
содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию
текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
(короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
формул, схем, диаграмм и т.д.
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
словом/формулой.
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку»
Одним из способов повышения качества образования обучающихся является
использование в процессе обучения интерактивных образовательных платформ. На
рынке образовательных услуг представлено огромное количество онлайн-сервисов и
платформ, я на протяжении многих лет использую образовательную платформу
Учи.ру. На мой взгляд, для начальной школы эта платформа наиболее оптимальна.
Учи.ру — это интерактивная образовательная платформа, полностью
соответствующая ФГОС. В предложенных заданиях учащиеся отрабатывают умения
смыслового чтения, ни только математических заданий, но и других учебных
предметов.
Независимые
исследования
в
российских
школах
подтверждают,
что
дети,
занимаясь на платформе Учи.ру, показывают лучшие образовательные результаты.
90% из более 2000 опрошенных учителей отмечают, что занятия с Учи.ру позитивно
влияют на развитие предметных знаний и метапредметных навыков учащихся. Так
же
они
повышают
интерес
учеников
к
учебным
предметам
и
повышают
их
ИКТграмотность.
Дети
моего
класса
с
удовольствием
занимаются
на
образовательной
платформе.
Родители
моих
учеников
отмечают
положительное
влияние
занятий
на
данной
платформе. Можно сделать
вывод,
что
основными
преимуществами интерактивной образовательной платформы Учи.ру являются:
- повышение образовательных результатов;
- усвоение материала без пробелов;
- рост интереса к обучению;
- доступность для детей с особыми образовательными потребностями;
- статистика в реальном времени.