Напоминание

"Смысловое чтение на уроках математики в начальной школе"


Автор: Денисова Валентина Терентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 63
Населённый пункт: пос.Чернышевск, Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: "Смысловое чтение на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Смысловое чтение на уроках математики

Кто не умеет читать,

Тот не умеет мыслить.

Сухомлинский В.А.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается

важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном

информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения

относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом

предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового

чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во

всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни

плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к

базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с

разными людьми.

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением

текстовых задач на уроках математики.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь критически оценивать данную информацию;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Работа с текстом учебника непосредственно.

Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно

преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а

впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника,

параграфа, главы.

Существует множество читательских приемов (стратегий), освоение которых

существенно улучшает качество обработки прочитанного текста. Приведу примеры

некоторых из них:

Прием №1. Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать

проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Прием № 2. Чтение с пометками (Методический прием «Инсерт»)

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию,

формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по

следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило),

хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует

активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию,

формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Приём № 3 «Домашнее задание».

Предлагается обучающимся самостоятельно разобрать задачу, изучить

теоретический блок, и т.д.. В тетради заполнить таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу знать

Возникли вопросы

Приём № 4 “Верю - не верю”

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную

мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос «Верите ли, вы…?» (далее формулируются вопросы по теме урока)

“+” верю,

“-” не верю

Приём № 6 Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса,

задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик

поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде

одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по

существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению

Для развития смыслового чтения ребенок должен научиться работать с

разными видами информации.

Работа с текстом при решении текстовых задач.

Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения

учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых

выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного

осмысления. Одним из приёмов развития смыслового чтения - составление краткой

записи условия задачи.

Краткая запись условия задачи. Требования к краткой записи.

Очень важно выработать именно единую систему оформления краткой записи,

так как в различных справочных пособиях зачастую встречаются разные типы

оформления аналогичных задач.

Краткая запись условия задачи оформляется в соответствии с их видом (краткая

запись, схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок). Ключевые слова в краткой

записи пишутся с

большой буквы. В

1

классе

допускается их

сокращение по

первым буквам:

М. – 7 м.

Б. – 3 м.

Начиная со 2 класса, по усмотрению учителя, ключевые слова в краткой записи

могут быть зафиксированы полностью:

Маленькие – 7 м.

Большие – 3 м.

Оформление условия задачи при помощи схемы, чертежа, таблицы, диаграммы

или рисунка осуществляется с использованием линейки и простого карандаша.

Краткую

запись

не

следует

делать

громоздкой,

она

должна

быть

удобной,

отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами.

При оформлении записи задач геометрического характера необходимо соблюдение

следующих норм:

чертежи выполнять простым карандашом по линейке;

геометрическую фигуру чертить в тех случаях, когда этого требует условие

задачи;

результаты измерений подписывать ручкой;

обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению

задачи, нужно:

1)Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;

2)В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;

3)Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать

количеству действий в задачи

Условные обозначения

Фигурная скобка ставится, если нужно найти сумму двух или нескольких

слагаемых.

?

Обозначает вопрос задачи, и её неизвестные компоненты

Обозначает сравнение чисел: на? больше, меньше; во ? раз больше, меньше.

Виды краткой записи задачи.

1. Рисунок.

Он должен изображать реальные предметы (кубики, платки, яблоки и т.

д.), о которых говорится в задаче.

2. Словесная краткая запись.

3. Таблица.

4.

Чертёж.

Применяется

тогда,

когда

числовые

данные

в

задаче

удобные,

позволяющие начертить отрезок заданной длины.

5. Схема-это чертёж, на котором все взаимосвязи и взаимоотношения величин

передаются приблизительно, без соблюдения масштаба.

6. Блок - схема (разбор задачи аналитическим способом, то есть с вопроса)

7.

Диаграмма

-

графическое

представление

данных

линейными

отрезками

или

геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких

величин

Виды вопросов и заданий к текстам (по математике).

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять

навыки чтения.

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих

содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию

текста.

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,

формул, схем, диаграмм и т.д.

3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной

последовательности.

2) «собери» правило, алгоритм.

3) «найди ошибку»

Одним из способов повышения качества образования обучающихся является

использование в процессе обучения интерактивных образовательных платформ. На

рынке образовательных услуг представлено огромное количество онлайн-сервисов и

платформ, я на протяжении многих лет использую образовательную платформу

Учи.ру. На мой взгляд, для начальной школы эта платформа наиболее оптимальна.

Учи.ру — это интерактивная образовательная платформа, полностью

соответствующая ФГОС. В предложенных заданиях учащиеся отрабатывают умения

смыслового чтения, ни только математических заданий, но и других учебных

предметов.

Независимые

исследования

в

российских

школах

подтверждают,

что

дети,

занимаясь на платформе Учи.ру, показывают лучшие образовательные результаты.

90% из более 2000 опрошенных учителей отмечают, что занятия с Учи.ру позитивно

влияют на развитие предметных знаний и метапредметных навыков учащихся. Так

же

они

повышают

интерес

учеников

к

учебным

предметам

и

повышают

их

ИКТграмотность.

Дети

моего

класса

с

удовольствием

занимаются

на

образовательной

платформе.

Родители

моих

учеников

отмечают

положительное

влияние

занятий

на

данной

платформе. Можно сделать

вывод,

что

основными

преимуществами интерактивной образовательной платформы Учи.ру являются:

- повышение образовательных результатов;

- усвоение материала без пробелов;

- рост интереса к обучению;

- доступность для детей с особыми образовательными потребностями;

- статистика в реальном времени.



В раздел образования