Напоминание

Персонализация образования в образовательной деятельности


Автор: Пичугина Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Населённый пункт: с.п. Нижнесортымский, Сургутский район
Наименование материала: Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе
Тема: Персонализация образования в образовательной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Персонификация образовательного процесса как условие доступного

качественного образования

на 1ступени образования в рамках ФГОС2.

Пичугина С.Н.

Прослушав выступления коллег, отмечу один из ключевых и

актуальных

моментов

в

персонификации

образовательного

пространства -это поиск эффективного сочетания внеурочной

деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с

учетом накопленного опыта работы системы дополнительного

образования в нашем образовательном учреждении.

(слайд2)

С

2008

г.

МО

учителей

начальных

классов

разработало

и

успешно

апробировало

курсы

внеурочной

деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Социальное направление

Общекультурное направление

Духовно-нравственное направление

Общеинтеллектуальное

Первые

результаты

внедрения

программ

внеурочной

деятельности в образовательное пространство начальной школы и

полученный опыт определил

успешные способы организации внеурочной деятельности,

широкий спектр направлений,

100% охват учащихся вн.д.,

соответствие возрастным особенностям обучающихся,

опору на традиции и положительный опыт организации

внеурочной деятельности ,

на ценности воспитательной системы школы.

(слайд3)

Сегодня мы

отмечаем

явные противоречия

организации эффективного сочетания внеурочной деятельности в

свете ФГОС и дополнительного образования :

1.Трудности составления расписания и вн.д и доп. обр.

2.Существующее

несоответствие

желаниям

учащихся

и

возможностям

самих

учащихся,

из-за

учебной

загруженности(перегруз).

3.Реальные

возможности

образовательного

учреждения

в

предоставлении учебных кабинетов, (т.к. работает и доп.обр. ,и

вн.д),

4.Реализация

внеурочной

деятельности

в

рамках

групп

продленного дня,

5.Предельной нагрузке преподавателей.

6.Время общего пребывания учащихся в школе (в том числе и

увеличение основного учебного времени).

На наш взгляд есть и положительный аспект эффективного

сочетания.

Существующая

модель

внеурочной

деятельности

показала

перспективу развития ,т.е. возможности

системной

оптимизации всех внутренних ресурсов нашего образовательного

учреждения , в реализации которой принимают участие все

имеющиеся

педагогические

работники

данного

учреждения,

соответствие требованиям ФГОС . совершенствуется процесс

интеграции общего и дополнительного образования в условиях

реализации ФГОС.

Ещё один оптимальный результат в рамках введения ФГОС -

апробировация и реализация начальной школой с 2008г наиболее

адекватного инструмента для оценки динамики образовательных

достижений – Портфолио.

(слайд4)

Это индивидуальная папка ученика(обратить на

стенд), в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются

индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности:

учебной, спортивной, творческой, социальной, коммуникативной

за учебный год и за весь период

его обучения в школе. Это

комплекс

документов,

представляющих

совокупность

сертифицированных

и

несертифицированных

индивидуальных

учебных

достижений,

выполняющих

роль

индивидуальной

накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов

является составляющей рейтинга учащихся.

Основные цели применения Портфолио :

повышение качества образования в школе;

поддержание

и

поощрение

высокой

учебной

мотивации

обучающегося, его активности и самостоятельности;

систематическое

вовлечение

учащегося

в

различные

виды

деятельности,

включая

учебную,

внеучебную,

научную,

творческую, спортивную;

развитие

навыков

оценочной

деятельности

учащихся,

формирование адекватной самооценки;

формирование у учащегося умения учиться – ставить цели,

планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

создание ситуации успеха для каждого ученика;

содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

(слайд5) На первой ступени образования (начальная школа)

важной задачей Портфолио ученика является

- привитие учащимся первичных навыков самооценки,

-привлечение внимания родителей к успехам своих детей

- вовлечение родителей в сотрудничество с учителем и самими

учащимися.

Портфолио служит

-для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в

учебной деятельности

- позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в

среднем звене

(слайд6) Необходимо особо отметить обязанности классного

руководителя,

работающего

с

Портфолио

учащегося:

(на

слайде___-ключевые

слова)Кл.р.

является

консультантом

и

помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,

определение направленного поиска, обучение основам ведения

Портфолио; организует воспитательную работу с учащимися,

направленную

на

их

личностное

и

профессиональное

самоопределение.

Осуществляет

посредническую

деятельность

между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами

дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения

учащимися

Портфолио.

Классный

руководитель

оформляет

итоговые

документы

на

основании

сертифицированных

материалов, представленных в Портфолио, и несёт ответственность

за

достоверность

информации,

представленной

в

итоговом

документе.

(слайд

7)

Наглядно

познакомимся

со

структурой

Портфолио-.Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит

из четырех разделов.

I раздел: «Мой портрет».

В разделе содержатся сведения об

учащемся, который может

предоставить их

любым способом.

Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего Портфолио,

его

автобиография,

личные

фотографии.

Ученик

ежегодно

проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит

цели и анализирует достижения.

II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть

предоставлены

сертифицированные

(документированные)

индивидуальные

образовательные

достижения.

Учащийся

предоставляет

дипломы

олимпиад,

конкурсов,

соревнований,

табели

успеваемости,

результаты

тестирования

(итоговых

контрольных работ).

III раздел: «Портфолио работ». Учащийся предоставляет комплект

своих творческих и проектных работ, описание основных форм и

направлений

учебной

и

творческой

активности,

участие

в

школьных

и

внешкольных

мероприятиях,

конкурсах,

конференциях, прохождение различного рода практик, спортивных

и художественных достижений, ведомости участия в различных

видах деятельности

IV раздел: «Портфолио отзывов». Раздел включает в себя отзывы,

рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-

предметников,

педагогов

дополнительного

образования

на

различные виды деятельности учащегося.

(слайд8) По всему вышесказанному , отметим ценность опыта

работы начальной школы в период с2008 по2012год с Портфолио

1.Анализ

работы

над

Портфолио

проводитлся

классным

руководителем не позднее 20 мая текущего года и сообщался

каждому обучающемуся.

2.По результатам оценки Портфолио учащихся проводился

годовой образовательный рейтинг.

Но существуют добавления и изменения(в соответствии с

Положением 2012года) к итоговой работе с 2012-13учебного

года.Необходимо

учитывать

всем

учителям

работающим

с

портфолио:

1. С 1класса 2012года в рамках внеурочной деятельности класса

ведется Копилка достижений,в которой каждый день учащиеся

отмечают уровень своих достижений на Лесенке Успеха.

2. Система оценивания достижений учащихся по материалам

Портфолио представлена в таблице (Приложение 3Положения о

формировании Портфолио).

3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в

итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается

классным руководителем (Приложение 4).

4. Проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются

обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе,

параллели, школе на каждой ступени обучения. Победители

поощряются.

Заканчивая выступление, необходимо отметить:

Успешность ведения индивидуальных достижений ученика

(Портфолио) в начальной школе - важный этап персонификации

образовательного

пространства-,т.к.

от

того

,

как

сложится

обучение и какие эмоции оно принесёт, будет зависеть не только

привлекательность школы для учащихся и

их родителей, но

дальнейшая успешность каждого ребенка на средней и старшей

ступени.

Желаем всем учителям успешной и продуктивной работы с

Портфолио

учащихся

-

составной

частью

качественного

образования!



В раздел образования