Автор: Пичугина Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Населённый пункт: с.п. Нижнесортымский, Сургутский район
Наименование материала: Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе
Тема: Персонализация образования в образовательной деятельности
Раздел: среднее образование
Персонификация образовательного процесса как условие доступного
качественного образования
на 1ступени образования в рамках ФГОС2.
Пичугина С.Н.
Прослушав выступления коллег, отмечу один из ключевых и
актуальных
моментов
в
персонификации
образовательного
пространства -это поиск эффективного сочетания внеурочной
деятельности в свете ФГОС и дополнительного образования с
учетом накопленного опыта работы системы дополнительного
образования в нашем образовательном учреждении.
(слайд2)
С
2008
г.
МО
учителей
начальных
классов
разработало
и
успешно
апробировало
курсы
внеурочной
деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное
Социальное направление
Общекультурное направление
Духовно-нравственное направление
Общеинтеллектуальное
Первые
результаты
внедрения
программ
внеурочной
деятельности в образовательное пространство начальной школы и
полученный опыт определил
успешные способы организации внеурочной деятельности,
широкий спектр направлений,
100% охват учащихся вн.д.,
соответствие возрастным особенностям обучающихся,
опору на традиции и положительный опыт организации
внеурочной деятельности ,
на ценности воспитательной системы школы.
(слайд3)
Сегодня мы
отмечаем
явные противоречия
организации эффективного сочетания внеурочной деятельности в
свете ФГОС и дополнительного образования :
1.Трудности составления расписания и вн.д и доп. обр.
2.Существующее
несоответствие
желаниям
учащихся
и
возможностям
самих
учащихся,
из-за
учебной
загруженности(перегруз).
3.Реальные
возможности
образовательного
учреждения
в
предоставлении учебных кабинетов, (т.к. работает и доп.обр. ,и
вн.д),
4.Реализация
внеурочной
деятельности
в
рамках
групп
продленного дня,
5.Предельной нагрузке преподавателей.
6.Время общего пребывания учащихся в школе (в том числе и
увеличение основного учебного времени).
На наш взгляд есть и положительный аспект эффективного
сочетания.
Существующая
модель
внеурочной
деятельности
показала
перспективу развития ,т.е. возможности
системной
оптимизации всех внутренних ресурсов нашего образовательного
учреждения , в реализации которой принимают участие все
имеющиеся
педагогические
работники
данного
учреждения,
соответствие требованиям ФГОС . совершенствуется процесс
интеграции общего и дополнительного образования в условиях
реализации ФГОС.
Ещё один оптимальный результат в рамках введения ФГОС -
апробировация и реализация начальной школой с 2008г наиболее
адекватного инструмента для оценки динамики образовательных
достижений – Портфолио.
(слайд4)
Это индивидуальная папка ученика(обратить на
стенд), в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются
индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности:
учебной, спортивной, творческой, социальной, коммуникативной
за учебный год и за весь период
его обучения в школе. Это
комплекс
документов,
представляющих
совокупность
сертифицированных
и
несертифицированных
индивидуальных
учебных
достижений,
выполняющих
роль
индивидуальной
накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов
является составляющей рейтинга учащихся.
Основные цели применения Портфолио :
повышение качества образования в школе;
поддержание
и
поощрение
высокой
учебной
мотивации
обучающегося, его активности и самостоятельности;
систематическое
вовлечение
учащегося
в
различные
виды
деятельности,
включая
учебную,
внеучебную,
научную,
творческую, спортивную;
развитие
навыков
оценочной
деятельности
учащихся,
формирование адекватной самооценки;
формирование у учащегося умения учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
(слайд5) На первой ступени образования (начальная школа)
важной задачей Портфолио ученика является
- привитие учащимся первичных навыков самооценки,
-привлечение внимания родителей к успехам своих детей
- вовлечение родителей в сотрудничество с учителем и самими
учащимися.
Портфолио служит
-для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в
учебной деятельности
- позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в
среднем звене
(слайд6) Необходимо особо отметить обязанности классного
руководителя,
работающего
с
Портфолио
учащегося:
(на
слайде___-ключевые
слова)Кл.р.
является
консультантом
и
помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество,
определение направленного поиска, обучение основам ведения
Портфолио; организует воспитательную работу с учащимися,
направленную
на
их
личностное
и
профессиональное
самоопределение.
Осуществляет
посредническую
деятельность
между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами
дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения
учащимися
Портфолио.
Классный
руководитель
оформляет
итоговые
документы
на
основании
сертифицированных
материалов, представленных в Портфолио, и несёт ответственность
за
достоверность
информации,
представленной
в
итоговом
документе.
(слайд
7)
Наглядно
познакомимся
со
структурой
Портфолио-.Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит
из четырех разделов.
I раздел: «Мой портрет».
В разделе содержатся сведения об
учащемся, который может
предоставить их
любым способом.
Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего Портфолио,
его
автобиография,
личные
фотографии.
Ученик
ежегодно
проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит
цели и анализирует достижения.
II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе должны быть
предоставлены
сертифицированные
(документированные)
индивидуальные
образовательные
достижения.
Учащийся
предоставляет
дипломы
олимпиад,
конкурсов,
соревнований,
табели
успеваемости,
результаты
тестирования
(итоговых
контрольных работ).
III раздел: «Портфолио работ». Учащийся предоставляет комплект
своих творческих и проектных работ, описание основных форм и
направлений
учебной
и
творческой
активности,
участие
в
школьных
и
внешкольных
мероприятиях,
конкурсах,
конференциях, прохождение различного рода практик, спортивных
и художественных достижений, ведомости участия в различных
видах деятельности
IV раздел: «Портфолио отзывов». Раздел включает в себя отзывы,
рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-
предметников,
педагогов
дополнительного
образования
на
различные виды деятельности учащегося.
(слайд8) По всему вышесказанному , отметим ценность опыта
работы начальной школы в период с2008 по2012год с Портфолио
1.Анализ
работы
над
Портфолио
проводитлся
классным
руководителем не позднее 20 мая текущего года и сообщался
каждому обучающемуся.
2.По результатам оценки Портфолио учащихся проводился
годовой образовательный рейтинг.
Но существуют добавления и изменения(в соответствии с
Положением 2012года) к итоговой работе с 2012-13учебного
года.Необходимо
учитывать
всем
учителям
работающим
с
портфолио:
1. С 1класса 2012года в рамках внеурочной деятельности класса
ведется Копилка достижений,в которой каждый день учащиеся
отмечают уровень своих достижений на Лесенке Успеха.
2. Система оценивания достижений учащихся по материалам
Портфолио представлена в таблице (Приложение 3Положения о
формировании Портфолио).
3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в
итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается
классным руководителем (Приложение 4).
4. Проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются
обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе,
параллели, школе на каждой ступени обучения. Победители
поощряются.
Заканчивая выступление, необходимо отметить:
Успешность ведения индивидуальных достижений ученика
(Портфолио) в начальной школе - важный этап персонификации
образовательного
пространства-,т.к.
от
того
,
как
сложится
обучение и какие эмоции оно принесёт, будет зависеть не только
привлекательность школы для учащихся и
их родителей, но
дальнейшая успешность каждого ребенка на средней и старшей
ступени.
Желаем всем учителям успешной и продуктивной работы с
Портфолио
учащихся
-
составной
частью
качественного
образования!