Напоминание

«Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»


Автор: Скобелкина Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: ОСП МКОУ "Тальменская СОШ №6" МКДОУ "Тальменский детский сад №8"
Населённый пункт: р. п. Тальменка Тальменского района Алтайского края
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обособленное структурное подразделение

муниципального казенного образовательного учреждения

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Тальменский детский сад №8»

Тальменского района Алтайского края

План самообразования

по теме: «Нравственно патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

2021 – 2022 учебный год

(Средняя группа)

Составила воспитатель:

Скобелкина Н.В.

2021 год

р.п. Тальменка

Тема: «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста по средствам нетрадиционной аппликации»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого

– с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её

истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является

состояние

духовного,

нравственного

здоровья

россиян.

Концепция

дошкольного

образования

поставила

перед

педагогами

дошкольных

учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно,

нравственного,

творческого,

думающего.

Основой

новой

Концепции

образования

является

федеральный

государственный

образовательный

стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные

принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет

этнокультурной ситуации развития детей».

Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной

среде

все

чаще

отмечаются

факты,

связанные

с

национальным

противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют

иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи

с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного

возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,

родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем

эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу

по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте

своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала

позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен

родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Вид проекта: познавательно - творческий

Срок реализации: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники: дети, родители, педагоги.

Цели:

Воспитание гражданина и патриота своей страны;

Формирование нравственных ценностей;

Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому

воспитанию;

Повышение уровня самообразования.

Задачи:

Формирования нравственных качеств личности через ознакомление с

родным поселком.

Формировать бережное отношение к растениям и животным родного

края.

Развивать интерес к различным техникам нетрадиционной аппликации.

Формировать целостную картину мира.

Расширять кругозор детей.

Информировать

родителей

о

значимости

нравственно

патриотического

воспитания,

по

средствам

нетрадиционной

аппликации растений Алтайского края.

Воспитывать желание достигать поставленной цели.

Предполагаемый результат:

1.

Дети освоят правила безопасности во время работы.

2.

Развивается творческий потенциал детей.

3.

Дошкольники освоят технику нетрадиционной аппликации.

4.

Разработка

тематических

проектов

по

духовно

нравственной

направленности.

5.

Изготовление пособия для дошкольников «Красная книга растений

Алтайского края»

Работа с родителями.

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное

доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для

просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или

иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые

консультации, информационные листы, листы – памятки.

С целью вовлечение родителей и детей в общее интересное дело,

предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе

организуются выставки творческих работ.

Предполагается проведение работы с родителями по теме нравственно-

патриотического воспитания дошкольников по средствам нетрадиционной

аппликации растений Алтайского края:

консультации: «Роль семьи в нравственно патриотическом воспитании

дошкольников», «Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные

техники аппликации»

Перспективное планирование на 2021-2022 учебный год

Раздел

Сроки

Цели

Содержание работы

Практические

выходы

1.Изучение

методической

литературы

Сентябрь - май

Совершенствование

навыков

самостоятельной

работы по

изучению

литературы

Изучение списка

литературы по данной

теме

Картотека

литературы

2.Работа с

детьми

Сентябрь

Повторить

правила и условия

безопасной

работы с разными

материалами и

ножницами.

Познакомить детей

с основными

видами

нетрадиционной

аппликации

Игра – беседа «Условия

безопасной работы».

Беседа с детьми о

декоративном искусстве

Презентация

готовых изделий,

способов

изготовления и

использования

материалов

художественного

творчества

Октябрь

Воспитывать

бережное

отношение и

любовь к родному

поселку.

Познакомить детей

с новым способом

аппликации –

торцевание.

Беседы, приуроченные

ко дню родного поселка

Техника выполнения

аппликации из

гофрированной бумаги.

Выставка детского

творчества

«Поселок, в

котором я живу»

Ноябрь

Познакомить со

стихами разных

поэтов,

воспевающих мать.

Обучать приемам

действия бумагой –

отрывать, мять,

скручивать.

Чтение стихов о маме.

Техника выполнения

аппликации из салфеток

Выставка

открыток для

мамы

Декабрь

Воспитывать

бережное

отношение ко

всему живому.

Формирование

навыков приема

наклеивания

макаронных

изделий и семян на

бумажную основу.

Рассматривание картин

на тему «Зима».

Техника выполнения

аппликации из крупы.

Выставка поделок

к Новому году.

Январь

Продолжать

знакомить детей с

понятиями

«Родина»,

«Отечество»

Игра – путешествие

«Символы России».

Техника выполнения

аппликации из ткани.

Выставка детского

творчества.

Аппликация

«Флаг России»

Февраль

Воспитывать

любовь и уважение

к защитникам

Отечества.

Упражнять в

умении выполнять

аппликацию,

разрывая кусочки

ваты и аккуратно

приклеивать их

Беседа «Великие воины».

Техника выполнения

аппликации из ваты.

Спортивное

развлечение

«Защитники

Родины»

Выставка детского

творчества.

Март - апрель

Формировать

понятие о русской

народной игрушке.

Приобщение к

истокам народной

культуре в процессе

знакомства с

народными играми,

забавами,

обычаями.

Формировать

умение детей

выполнять

аппликацию с

помощью

нарезанных

шерстяных ниток.

Беседа «Народная

игрушка».

Развлечение «В гостях у

Любавы и Забавы»

Техника выполнения

аппликации из ниток.

НОД «Традиции и

быт русского

народа»

Выставка детского

творчества.

Май

Формировать

патриотические

чувства.

Продолжать

знакомить с

подвигами солдат

во время ВОВ.

Беседа «Праздник

Победы».

Целевая прогулка к

обелиску.

Выполнения аппликации

по выбору детей.

Выставка детского

творчества

«Никто не забыт,

ничто не забыто»

3.Работа с

семьей

Сентябрь -

октябрь

Познакомить

родителей с

нетрадиционными

приемами

аппликации.

Консультация

«Нетрадиционные

техники аппликации»

Презентация

Ноябрь -

декабрь

Развивать

творческие

способности у

детей дома.

Консультация «Развитие

творчества у детей дома»

Папка –

передвижка

Январь -

Приобщение семьи

Консультация «Роль

Выступление

Февраль

к решению задач

духовно -

нравственного

воспитания

дошкольников

семьи в нравственно

патриотическом

воспитании

дошкольников»

перед

родителями

Март - Апрель

Развивать интерес и

воспитывать

бережное

отношение к

предметам

народного быта

Оформление мини музея

«Предметы народного

быта»

Экскурсия в мини

музей «Предметы

народного быта»

Май

Познакомить с

народно –

прикладным

искусством, вызвать

интерес, чувство

восхищения

талантам русского

народа.

Ознакомление с итогами

работы по

патриотическому

воспитанию

Выступление на

родительском

собрании

Самореализац

ия

Октябрь

Повышение

профессионального

уровня педагогов в

работе с детьми по

нравственно –

патриотическому

воспитанию

Подготовка к педсовету

«Духовно – нравственное

воспитание детей в ДОУ»

Выступление на

педсовете по

теме

«Патриотическое

воспитание

дошкольников

посредством

нетрадиционной

аппликации»

Март

Построить

эмоционально –

доверительные

взаимоотношения,

способствующих

полноценному

развитию детей и

позитивной

самореализации

взрослых.

Подготовка мастер -

класса

Мастер – класс

для педагогов

«Нетрадиционная

аппликация - как

средство

воспитания

патриотизма»

Май

Воспитание

духовно –

нравственной

личности ,

достойных

граждан, патриотов

своего Отечества.

Обобщение опыта по

изученной теме

Выступление на

итоговом

педсовете

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

В

комплексных

программах

воспитания

и

обучения

дошкольников

определены основные задачи и содержание работы по нравственно-

патриотическому

воспитанию,

опираясь

на

них,

нужно

вести

целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием

“Родина”.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям, к матери, к отцу, бабушке,

дедушке.

Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родной край, район, село… Надо показать ребенку, что родной край, район,

село

славен

своей

историей,

традициями,

достопримечательностями,

памятниками, лучшими людьми. Край, район, село – частица Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой

Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям

такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”,

“ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т.д. Важно подвести ребенка к

пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит

своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в

название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим

руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,

через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь

А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми и

с их родителями.

Нравственно-патриотическое воспитание и пути

его реализации в детском саду

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в

разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над

нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности

и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная

незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит

пропаганда ложных ценностей.

Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад

и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия –

формирование личности юного человека.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду

определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих

для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого

характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками

учения

и

общения,

а

также

опытом

творческой

деятельности,

что

обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности,

духовно-нравственного

сознания.

В

дошкольном

возрасте

происходит

активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения

и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское

воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»

патриотическое

воспитание

трактуется

как

«систематическая

и

целенаправленная

деятельность

органов

государственной

власти

и

организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания,

чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского

долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления

ребёнка о родном городе,

стране,

особенностях русских традициях;

способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю,

доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе;

приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать

художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Нравственно-патриотическое

воспитание

можно

рассматривать

как

основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и

конечная

цель

нравственно-патриотического

воспитания

подготовка

молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в

усвоении

идей

и

гуманистических

ценностей,

лежащих

в

основе

современного

конституционного

порядка

и

организации

жизни

демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось

большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и

другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей

Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты,

справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,

учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот,

кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и

справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает

обращение к нравственным ценностям отечественного образования и

воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада

жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть

главное условие выживания нашего общества, сохранения российского

народа и российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые

отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность,

почтение

к

родителям,

к

старшим,

вежливость.

Эти

нравственные

особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций

своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить

Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо

взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной

местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение

перекати-поле. В настоящее время разработаны программы и пособия по

нравственно-патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет

Руси»,

Г.Н.

Абросимова

«Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

краеведо-туристской

деятельности»,

Е.Ю.

Александрова

«Система патриотического воспитания в ДОУ» , М.Ю. Новицкая «Наследие.

Патриотическое воспитание в детском саду» , М.Д. Маханёва «Нравственно-

патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» , Г.А.

Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».

Авторы в своих работах указывают на использование:

1. Личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения

ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном

ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.

2.

Интеграцию

предметных

областей

знаний,

которые

способствуют

созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на

новые модели организации деятельности.

Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных

разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды

познавательной

и

творческой

деятельности,

разнообразные

игры:

дидактические,

игры-драматизации,

сюжетно-ролевые,

подвижные.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие

которых необходимо для успешного осуществления познавательной и

речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный

средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах

деятельности.

Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку

возможности:

реализовать

свой

творческий

потенциал,

поскольку

на

занятиях

ребёнок

думает,

сочиняет,

фантазирует,

познаёт

законы

и

премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный

опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим

людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;

воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении

на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.

Интеграция происходит по нескольким направлениям.

1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных

ценностей:

сочувствия,

сострадания,

правдолюбия,

милосердия,

в

стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к

различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование,

наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).

2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие

инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.

3.

Продуктивная

деятельность:

реализация

впечатления,

знаний,

эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках,

в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной

игровой и творческой деятельности.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным

средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой –

служение добру, служение людям.

Список литературы

1. Гамаль Е. В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по

изучению

государственной

символики

/

Е.

В.

Гамаль.

СПб.:

Полиграфуслуги,2006.–64с.

2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / под ред. Л. А.

Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2010. - 158 с.

3. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : патриотическое воспитание

дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы

с детьми 5 - 7 лет / М. Б. Зацепина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 110 с.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России : гражданскопатриотическое

воспитание дошкольников : подготовительная группа / Зеленова Н. Г.,

Осипова Л. Е. - Москва : Издательство Скрипторий 2010. – 109с.

5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста :

планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. -

Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2010. - 190 с.



В раздел образования