Напоминание

Механизм подготовки обучающихся к научно-практической конференции "Путь в науку"


Автор: Мукина Светлана Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Цнинская СОШ №2" в д.Красненькая
Населённый пункт: д.Красненькая Тамбовского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Механизм подготовки обучающихся к научно-практической конференции "Путь в науку"
Раздел: среднее образование





Назад




Механизм подготовки

обучающихся к школьному

этапу научно-практической

конференции "Путь в науку"

Учитель математики филиала

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

в д.Красненькая

Мукина Светлана Владимировна

21.02.2018

Под научно-практической деятельностью понимают вид деятельности,

направленный на получение новых объективных научных знаний.

НПК призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний,

профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному

творчеству и исследовательской работе под руководством учителей.

Это дает

возможность раскрыться

личности,

проявить все качества характера.

Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно

актуальным, когда у них формируется теоретическое мышление. Участие

учеников в конференции – активное включение в процесс самообразования и

повышения уровня знаний.

Анализ работ учащихся показывает, что они не всегда соответствуют

традиционно-установленным требованиям. Типичные ошибки:

-

замена исследовательской работы рефератом;

-

замена

исследования

работой

компилятивного

характера,

т.е.

соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных

текстов;

-

отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием

систематического

подхода

к

исследовательской

деятельности;

вместо

рассчитанной на долговременный срок работы, иногда в спешном порядке на

конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по

методу «форсирования»;

-

неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите

результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто

является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на

школьном уровне.

Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых

доказательств, сравнений, рассуждений, оценок.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных из

первоисточников, их творческом анализе, проведении эксперимента и

производимых на его основании новых выводов.

Этапы работы с учащимися над проектом

1 . Подготовка к проведению научного исследования

Прежде всего, надо выбрать объект и предмет исследования. Выбрать и

сформулировать тему.

Правильно выбрать тему исследования – значит

наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Основным критерием при

выборе темы исследовательской работы является научно-исследовательский

и практический интерес.

Это очень важно, потому что интерес должны

проявлять обе стороны и научный руководитель, и учащийся.

При определении темы исследования необходимо обращать внимание на

следующие основные моменты.

1.

Тема исследования должна быть интересна ребенку, увлекать его.

2.

Изучаемая проблема должна быть оригинальной, в ней необходим

элемент эвристичности.

3.

Тема не должна повторять тематику работ, написанных ранее. В случае

выбора темы, повторяющей какое-либо ранее выполненное исследование,

необходимо обосновать применение новых методов, которые могут дать

новые научные результаты.

4.

Исследуемая

проблема

должна

соответствовать

возрастным

особенностям детей.

5.

Тема должна в краткой форме отражать проблему исследования и быть

по объему достаточно узкой, иначе трудно понять, чему же собственно

посвящено исследование.

Гипотеза

определяется как научное предположение, выдвигаемое для

объяснения

какого-либо

явления,

факта

и

требующее

последующей

проверки. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения

исследовательской

задачи

и

может

быть

подтверждена,

частично

подтверждена или опровергнута.

При

формулировке

гипотезы

обычно

используются

словесные

конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...»

Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы - как первичное

предположение. После накопления фактического материала рабочий вариант

гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной

научной гипотезы.

Формулировка цели и задач должна уточнить направления, по которым

пойдет доказательство гипотезы.

В качестве цели необходимо формулировать в сжатом виде тот конечный

научный результат, который предполагается получить в итоге проделанной

работы.

Например, в качестве целей могут выступать следующие:

-

определение

характеристик

явления,

которые

еще

недостаточно

изучены другими;

-

выявление взаимосвязи различных явлений;

-

изучение динамики, развития явлений;

-

изучение какого-либо феномена или эффекта;

-

обобщение

имеющихся

в

науке

данных,

выявление

новых

закономерностей;

-

апробация новых методов, создание классификаций.

На данном этапе определяем источники необходимой информации, способы

сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы

проекта). А также распределяем обязанности между членами рабочей

группы.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы выделяются

конкретные задачи исследования. Задача исследования - это выбор путей и

средств для достижения цели. Задачи лучше всего формулировать в виде

утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

К

числу типичных ошибок, которые встречаются при постановке задач,

следует отнести следующие:

-

в работе становится слишком много задач (оптимальное число 2-3

задачи);

-

в качестве первой задачи выступает анализ литературы по теме

исследования и ее обзор (это не является собственно научной задачей);

-

последняя

задача

формулируется

как

разработка

практических

рекомендаций (практические рекомендации должны быть представлены в

работе, но это не задача, а завершающий итог исследования).

2. Проведение научного исследования

Необходимо составить план исследования, изучить теоретический материал,

познакомиться с основными понятиями и терминами, необходимыми для

проведения исследования. Затем непосредственно исследование и анализ

полученной информации, формулирование выводов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первая глава носит характер теоретического изучения проблемы, включает

в себя анализ отечественной и зарубежной литературы и материалов для

демонстрации того, что уже сделано другими в данной области и каково

состояние

исследования

изучаемой

проблемы

на

сегодняшний

день.

Вторая

глава

(эмпирическая,

экспериментальная,

практическая)

посвящается изложению, анализу, интерпретации тех материалов, которые

автор получил в процессе собственного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ не должно быть перечислением тех выводов, которые

содержатся в основных главах. В заключении кратко обобщаются основные

результаты, отмечается степень достижения цели, указывается, решены ли

поставленные

задачи,

подтвердилась

ли

гипотеза

исследования,

высказываются предложения по практическому использованию результатов,

предлагаются

рекомендации,

обозначаются

перспективы

дальнейших

исследований.

При формулировании выводов необходимо придерживаться следующих

правил:

-

выводы должны быть точными и краткими;

-

они должны носить форму утверждения;

-

выводы не следует перегружать цифровыми данными и деталями;

-

выводов должно быть немного, они должны отражать самые главные

результаты работы. На каждую задачу – один вывод.

3. Оформление научно-исследовательской работы

На этом этапе идёт подготовка работы согласно требованиям к оформлению

работ конкретной конференции, подготовка текста выступления, презентаций

с использованием мультимедийного проектора, написание тезисов.

4. Защита научно-исследовательской работы

Чтобы сформировать у школьника навыки участия в научной дискуссии,

целесообразно тщательно подготовить его к процедуре публичной защиты. К

сожалению, важность этого этапа иногда недооценивается. Необходимо

помнить, что на все выступление отводится не более 7-10 минут. Защита ни в

коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Во

время выступления автор должен акцентировать внимание слушателей на

основных, значимых моментах исследования, избегая детальных пояснений.

Если членов жюри или кого-либо из аудитории заинтересуют частности,

ученик должен быть готов пояснить то, о чем спрашивают, но это уже во

время, отведенное на вопросы.

Выступление можно условно разделить на три блока:

1)

обзор введения исследовательской работы;

2)

представление содержания глав с выводами по главам;

3)

изложение основных выводов по результатам исследования

Во время выступления необходимо использовать презентацию (10-12

слайдов).

После того, как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии,

присутствующие задают вопросы.

*Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на

ходу придумывать ответ, неподкрепленный результатом исследования.

Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования

или, что это планируется исследовать на следующем этапе.

Особое внимание докладчику следует обратить на речь. Она должна быть

ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик

старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то

качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и

хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.

Перед тем, как выступать на научных конференциях городского и более

высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный.

Необходимо помнить, что, чем больше ученик выступает, тем больший опыт

он приобретает.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться,

глубже осмысливать учебные предметы.

2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.

3. Учатся четко и

ясно

излагать мысли, отстаивать

свое

мнение.

4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.

5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать,

доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.

6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать

научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.

7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность

осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами

научной и творческой работы.

Таким

образом,

процесс

формирования

у

учащихся

навыков

исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и

ученика. Важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности

уже

в

школьные

годы.

Она расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует

приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские

отношения между обучающимися, создает отношение общности цели,

атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет

к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих

способностях и умениях. Главной задачей для учителей является создание

стимула

для

повышения

уровня

развития

учащихся,

стимула

для

самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского

мастерства.

Список литературы

1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников. - Народное

образование - №3, 2003 г.

2. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом

Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.

3. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений /

С.Ю.Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

4. Глазкова К.Р. Уроки-исследования : формирование творческой,

критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова //

Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.

5. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова,

Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первогосентября").-

ISBN5-9667-0230-6.

6. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников /

М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13- 15

План подготовки учащихся к научно-практической конференции

№ Этап

Вид работы

Сроки

выполнения

Ожидаемый результат

Помощь учителя

1

Подготовка к

проведению научного

исследования

1.Определение объекта и предмета

исследования

2. Формулировка темы исследования,

обоснование актуальности

Сентябрь

Выбор объекта и предмета

исследования

Изучение выбранной темы с

использованием

дополнительной

литературы

Обозначение круга

вопросов по исследуемой

теме

Рекомендация в

определении объекта,

предмета исследования

Рекомендация темы

Рекомендация литературы

2

Проведение

исследования

1.Составление плана исследования

2. Изучение научной литературы

Октябрь

План исследования

Корректировка плана

3.Сбор, систематизация информации,

анализ полученных результатов

Октябрь-

Декабрь

Черновой вариант

исследовательской работы

Оказание помощи в

систематизации и анализе

собранной информации.

3

Оформление научно-

исследовательской

работы

1. Оформление научно-

исследовательской работы

2. Написание тезисов выступления,

создание презентации

Январь

Текст исследовательской

работы

Помощь в оформлении

текста работы

4

Защита научно-

исследовательской

работы

1. Представление результатов

исследования на заочный этап НПК

2. Представление результатов

исследования на секции.

Февраль

Март

Тезисы, презентация

Диплом призера

Помощь в подготовке к

защите работы.

Анализ публичного

представления

результатов

исследовательской

работы



В раздел образования