Напоминание

«Применение современной технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)»


Автор: Сергеева Светлана Анатольевна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА
Населённый пункт: Чехов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Применение современной технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)»
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

Выступление.

Тема:

«Применение современной технологии разноуровневого

обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках

профессионально-трудового обучения (швейное дело)».

С. А. Сергеева

учитель профессионально-

трудового обучения

Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к

самостоятельной жизни и труду. Трудовое обучение – одно из главных условий подготовки

воспитанников к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-

образовательном пространстве. Система профессионально-трудовой подготовки учащихся

входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с

ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной среды и жизни.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу

всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое,

умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового

обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить

их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными

навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Знания, полученные на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень

интеллекта обучающихся и, с другой, создают основу для развития умений правильно

регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в

полученном задании, планировать и контролировать свою работу).

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам

процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-

экономических, а так же усложнением форм патологических отклонений у детей с

нарушениями интеллектуального развития.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в

формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не

только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность

выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их

умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы

психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции

деятельности.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по

причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с

различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена

работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при

физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и

дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить

усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть

сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых

операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно

полноценных школьников, и наблюдается существенное отставание в развитии

способности к переносу навыков.

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного

процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и

умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях. Одним

из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-

воспитательного процесса является использование современных педагогических

технологий.

В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых

направлений школы.

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индиви-

дуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогиче-

ские условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мыш-

ление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же

принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются

в педагогике давно.

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в

рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже

базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каж-

дого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе 8

вида, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности

учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопреде-

лению.

Данная технология реализуется мной на уроках профессионально-трудового

обучения (швейное дело) в коррекционной школе 8 вида.

Технология разноуровневого обучения включает в себя дифференцированное подход к

обучению

Трудовые группы комплектуются из детей разного уровня развития, разных диагнозов,

неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом

обучении. Важным аспектом в развитии личности, является осуществление

индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом

процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей

детей, создание условий для развития личности. Уровневая дифференциация позволяет

работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в

котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость

требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала

и переходить с одного уровня на другой.

Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

• выявление отставаний в ЗУН;

• ликвидацию их пробелов;

• сглаживание причин неуспеваемости;

• формирование интереса и мотивация к учебе;

• дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности

ученика;

• по уровню умственного развития (уровню достижений);

• по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера,

темпераменту и т.д.).

Все это позволяет обучать каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает

каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и

реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный

процесс более эффективным.

Во время всего периода обучения изучаю индивидуальные способности и учебные

возможности (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся. Провожу

диагностику их уровня знаний и умений по трудовому обучению (по швейному делу), что

дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения

коррекционного эффекта.

Осуществляя дифференцированный подход руководствуюсь следующими

требованиями:

• создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

• активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован;

• чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям;

• обучающимся при разноуровневом обучении предлагаю усвоить соответствующую их

возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого подхода в обучении использую:

• образцы в последовательности изготовления работы;

• инструкционные карты (последовательности выполнения обработки, технические и

технологические требования, технические рисунки);

•карточки алгоритмы задания (последовательность выполнения работы);

• карточки с техническими рисунками.

Для очень слабых детей использую личный показ правильных приемов и правил

выполнения каждой операции (облегчает выполнение задания).

Это позволяет эффективному усвоению знаний, умений и навыков детям с разными

уровнями развития, разными диагнозами.

Необходимо повышение теоретические знания с одновременным формированием умений

и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей,

построением логики мышления. Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми

темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного,

при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.

В своей работе применяю следующие формы работы:

- индивидуальная;

- фронтальные методы:

- частично-поисковый;

- работа по технологическим картам;

- самостоятельная работа;

- метод тестов;

- объяснение, беседы;

- метод активизации познавательной деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения применяю на разных этапах учебного

процесса: изучение нового материала; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения

пройденного материала; самостоятельные работы; организация работы над ошибками;

уроки закрепления, практическая работа. По результатам диагностирования класс делю по

уровням:

1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом

большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и

самостоятельно, творчески подходить к решению задач), умеющие хорошо работать.

Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают

устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате

наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно

осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы,

но с помощью учителя), показателями обучаемости, интеллектуальной

работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием

процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять

признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им

необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются

в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих

детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в

организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и

дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного

интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с

большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд

"слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии

индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от

класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной

группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен

изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и

повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям

конкретных учащихся, помогает применить педагогическую технологию,

ориентированную на "зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою

очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования

положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает

взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко

проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в

зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою

нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Подводя итоги:

• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим

способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

• стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического

комфорта на уроках;

• разноуровневое обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета

индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками

содержания образования.

Перспективы развития технологий разноуровневого обучения. Разработка

дифференцированных заданий как на уроке нацелена на систематическое изучение

трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение

пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую

классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться

неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др. Главное в

этой работе - систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их

здоровьем. Знание характерных ошибок позволяет мне изучить причины их

возникновения. Это позволяет использовать оптимальные способы работы над

ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Такая работа позволяет мне выявлять

индивидуальные особенности отдельных учеников. Открываются большие возможности

для работы с одаренными детьми.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед

учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, - это

вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их

особенности, каким образом определять тот начальный уровень развития, от которого

нужно отталкиваться в организации процесса обучения. Важно и то, какие направления

следует выделить при работе с определенными детьми. При целенаправленном,

педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение

проблемы индивидуализации обучения через систему дифференцированных заданий на

всех этапах урока, что позволяет достигать более высокого уровня развития внимания,

восприятия, памяти, мышления и речи школьников.



В раздел образования