Автор: Польшина Елена Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 37 "Звездочка" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: город Удачный, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: опыт работы
Тема: Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий»
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы детского сада № 37 «Звездочка» - филиала АН ДОО «Алмазик»,
Республика Саха (Якутия), город Удачный.
(старший воспитатель Польшина Е.М.)
Тема:
«Организация
работы
по
патриотическому
воспитанию
детей
дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий»,
технологий, обеспечивающих эффективное включение всего педагогического коллектива
в
инновационный
процесс
по
реализации
модели
патриотического
воспитания
дошкольников по следующим направлениям:
«Семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире,
культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей,
истории семьи, традициях.
«Детский сад».
В детском саду с помощью различных форм организации
деятельности
ребенок
учится
взаимодействовать
со
сверстниками
и
взрослыми.
Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, формируются
позитивные установки к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка,
направленная на укрепление доброжелательных и дружеских отношений между детьми
разных национальностей.
«Родной город, родной край и родная страна». Малыши получают знания об
истории города Удачный, о его достопримечательностях. Постепенно сфера интереса
расширяется, дети узнают о других городах России. Педагоги детского сада рассказывают
о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение.
Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином,
изучает традиции и обычаи родного края, культуры своего народа.
«Наша армия». В процессе реализации компонента дошкольники приобретают
знания о защитниках отечества, формируется представление о значении победы нашего
народа в ВОВ, знакомится с историческими фактами.
Актуальность.
В каждом периоде развития общества меняются приоритеты, ценности. К
сожалению это коснулось и нравственных ценностей: отношение к историческим
событиям в нашей стране, к героям нашей страны. У людей поменялось отношение к
Родине. Чтобы не происходило в обществе, уважение к своей стране у детей должно быть
обязательно. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и
длительный. Это весьма кропотливая работа ведется нами систематически, планомерно,
во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.
Актуальность проблемы патриотического воспитания особенно, на мой взгляд, ощущается
в условиях жизни нашего города Удачный, в котором каждый взрослый житель хранит в
сердце привязанность к своим родным местам, откуда он родом. По причине временного
проживания
в
регионе
родители
зачастую
не
считают
необходимым
привитие
патриотических чувств у детей, подрастающих в нашем чрезвычайно подверженном
масштабным миграционным процессе городе.
Практическая значимость представленного опыта работы всего коллектива
детского
сада
заключается
в
выработке
новых
подходов
по
формированию
у
воспитанников патриотических чувств, приобщении к социокультурным нравственным
ценностям и традициям, осуществлении совместной исследовательской деятельности
всех участников образовательных отношений по изучению истории семьи, города,
родного
края,
страны,
популяризации
культурного
наследия
страны,
как
многонационального государства с богатой историей и культурой коренных народностей,
этносов, верований, традиций, воспитание бережного и ответственного отношения
жителей к природному и культурному богатству нашей страны.
Поскольку значимые приоритеты развития нашего детского сада направлены на
совершенствование
образовательной
деятельности,
разработку
и
внедрение
инновационных подходов в патриотическом воспитании детей, приобщение к истории,
культуре и традициям семьи, детского сада, города, своего народа, нами была определена
цель: дать каждому ребенку возможность занять активную жизненную позицию в зоне
ближайшего развития в соответствии с его способностями, возможностями и интересами
и, научившись проявлять свои патриотические чувства, в полной мере реализовать себя
как личность.
Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
формировать у ребенка нравственные ценности, чувства сопричастности к своей
семье, дому, детскому саду, городу, республике, стране;
развивать интерес к традициям родного края, страны, соблюдать их и сохранять;
способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим
народам, их культуре и традициям;
воспитывать чувства гордости за людей, достигших успехов в разных областях
деятельности достижениях своего народа.
Для определения уровня сформированости компетенций педагогов по вопросам
патриотического воспитания дошкольников провели мониторинг.
Мониторинг сформированности патриотических чувств у дошкольников проводили по
следующим критериям и показателям с учетом возрастных особенностей детей:
1.сформированность представлений о семье, детском саде, городе, родном крае, стране,
родной армии;
2. проявление уважительного отношения к традициям и культуре своей семьи, детского
сада, города, края, страны, к их достопримечательностям, способностей к их освоению и
сохранению;
3.
способность
отразить
полученные
представления
в
самостоятельной
игровой
деятельности.
Выявили следующие результаты, что показатели у % детей - не сформированы, у % детей
показатель находится в стадии формирования, у % детей показатель сформирован.
С целью изучения отношения родителей к проблеме патриотического воспитания
провели опрос, в результате которого выявили следующе:
% родителей считают, что проблема патриотического воспитания актуальна, необходимо
знакомить детей с традициями своей семьи, своего народа, уважительно относиться к
культуре и обычаям родного края, города в котором родился, гордиться подвигами
защитников родины, семья и общество – должны быть примером в воспитании
патриотизма у дошкольников; % не уверены, нужно ли воспитывать патриотические
качества, начиная с раннего возраста, так как дети еще начинают развиваться, % ответили,
что нет необходимости уделять внимание формированию патриотических чувств с
дошкольного возраста.
Результаты опроса показывают, что воспитание нравственной личности очень
важно и необходимо начинать с
дошкольного
возраста, несмотря на
то, что на
сегодняшний день в семьях уделяют этому мало внимания, считают проблему
патриотического воспитания подрастающего поколения актуальной, но многие уверены в
обратном. Поэтому вовлеченность родителей в образовательный процесс на начальном
этапе показал % наблюдателей, пассивных участников - %; активных участников - %.
Если в результате совместной работы ребенок будет располагать информацией о
своей стране, родном городе, крае, природе, символике, если ему известны имена кого –
то из тех, кто прославил нашу Родину, защищая ее и если он будет проявлять интерес к
полученной информации и применять ее в различных видах деятельности, то можно будет
предположить, что задачи патриотического воспитания будут выполнены в пределах,
доступных дошкольному возрасту.
Мы считаем, что правильно организованное образовательное пространство
позволит нам моделировать потенциал дошкольников, способствовать их полноценному
развитию., В нашем детском саду задачи патриотического воспитания реализуются
посредством инновационных технологий: проектная деятельность и образовательное
событие,
которые
способствуют
эффективному
и
системному
усвоению
детьми
представлений о своей семье, детском саде, родном крае, городе, в котором живут. Мы
создаем и реализуем необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос
успешным, воспитанным, мог жить и трудиться в новом обществе.
Мой город – Моя республика – два мини проекта, посредством которых мы
знакомим детей с историей и культурой родного города Удачный, республики Саха
(Якутия).
«Мой город». Любовь к Отечеству начинается с любви к «малой Родине». Для юных
удачнинцев она начинается с любви к нашему городу. Наши дети имеют возможность
соприкоснуться
с
историей
появления
города,
первооткрывателями
алмазов,
познакомиться с достопримечательностями города, посетить краеведческий музей (до
пандемии). Это отражено в комплексно – тематическом планировании реализации
основной образовательной программы детского сада и программы воспитания в детском
саду.
Тема трудовой славы находит свое отражение под общим названием «Мой город
славен трудом» где дети знакомятся с промышленными объектами, с профессиями
родителей,
связанными
с
алмазодобывающей
промышленностью
посредством
виртуальных экскурсий, бесед, выставок, организованных педагогами детского сада,
альбомов «Трудовая слава нашей семьи», лепбуков, макетов карьера «Удачный»,
обогатительной фабрики № 12, созданных родителями воспитанников.
«Моя республика». Знакомство с родным краем в детском саду осуществляется в
рамках реализации авторской мини – программы «Якутия мой край родной», посредством
факультатива «Якутяночка». Дети получают информацию о государственной символике
Якутии, что обозначают цвета на флаге республики, что изображено на гербе, о чем
поется в гимне республике? Осуществляет свою деятельность мини - музей «Якутия моя»,
проводим виртуальные экскурсии по Якутии.
Развивающая предметно – пространственная среда в ходе реализации проекта
активно и успешно пополняется. В холле детского сада имеется настенное панно «Дети –
драгоценности Якутии, Ураса.
Совместно с родителями пополняем экспонаты мини – музея, создали тематические
альбомы «Якутская национальная посуда», «Якутия – Родина моя», «Одежда Севера».
Педагогами разработаны технологические карты и созданы атрибуты к сюжетно –
ролевой
игре
«Ателье
по
пошиву
якутской
национальной
одежды».
Многонациональность нашего города – одна из причин осознанной необходимости нами,
педагогами, прививать уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям своего
народа, воспитание чувства гордости за достижения своей родной страны.
Понятия
«патриотизм»,
«гражданственность»,
«толерантность»
не
могут
существовать
изолированно друг от друга и приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. В
связи с этим мы приступили к реализации проекта «Мы разные, но мы вместе». Наш
детский сад посещают дети 16 национальностей. Миссия проекта — популяризация
образа России как многонационального государства с богатой историей и культурой
коренных народностей. Данный совместный проект начали с изготовления кукол в
национальных костюмах. Мы создаем куклы тех национальностей, дети которых
посещают наш детский сад. К каждой национальности изготовлены информационные
карты, отражающую флаг, герб своей страны, достопримечательности столиц, свои
традиции, культуру, праздники, обычаи, особенности кухни, одежды, обуви, орнаменты
народной одежды.
Наряду
с
интегрированными
и
комплексными
занятиями,
проектами,
разнообразными мероприятиями, мы внедрили в работу с детьми такую технологию, как
«образовательное событие». Образовательное событие – это часть полноценного
образовательного процесса. Это особая ситуация, которая организуется педагогом в
образовательных
целях
и
может
возникнуть
по
инициативе
самого
ребенка.
Образовательное событие имеет свои особенности и свою структуру. Образовательное
событие – это история, которая может проходить в течение длительного времени и может
существовать
ввиде
воспоминаний
ребенка.
Основным
критерием
успешности
образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а
эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
В нашем детском саду календарным образовательным событием стало празднование Дня
рождения детского сада. Оформили поздравления, украсили помещения, оформили
выставку «страницы истории» и как кульминацией события стало изготовление подарка
детскому саду «Детский сад будущего», где воспитанники высказывали свои пожелания,
каким бы они хотели видеть детский сад – это лего – кафе, бассейн на крыше здания,
вертолетная площадка, чтобы на вертолетах добираться до детского сада, а родители и
педагоги воплотили мечты детей.
Образовательным событием, возникшим по инициативе детей стал вопрос ребенка
«Кто такие архитекторы», чем интересна эта профессия, можно ли самим построить дом, в
каких домах можно жить. Ответы на вопросы объединили одним архитектурным
замыслом – построить дом моей мечты.
Результаты.
Благодаря систематической, целенаправленной работе в данном направлении дети
приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной
жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,
традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью.
То, что мы вложили в наших ребят сегодня, дает соответствующие результаты. Мы
видим динамику развития способностей у воспитанников на начальном этапе и на
промежуточном
мониторинге.
В
этом
большая
заслуга
педагогов,
уровень
профессиональных
компетентностей
в
формировании
патриотических
чувств
у
дошкольников значительно вырос по сравнению с начальным этапом и вовлеченность
родителей
в
образовательный
процесс
благодаря
использованию
инновационных
технологий.
В перспективе мы видим проектирование
образовательных событий Проектную
деятельность продолжим реализовывать новым проектом «История одной книги». В этом
проекте отразим важные темы: любовь к своей семье, к своей фамилии, к своим предкам,
гордость за них.
Таким образом, хочется отметить, что работа в детском саду по воспитанию
патриотизма ведется не только в рамках традиционных методов, но и широко
используются современные образовательные технологии, которые позволяют испытать
чувство гордости за свою страну и ответственность за ее будущее, но и освоить способы
мышления для полноценного развития личности.