Напоминание

Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий»


Автор: Польшина Елена Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 37 "Звездочка" - филиала АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: город Удачный, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: опыт работы
Тема: Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы детского сада № 37 «Звездочка» - филиала АН ДОО «Алмазик»,

Республика Саха (Якутия), город Удачный.

(старший воспитатель Польшина Е.М.)

Тема:

«Организация

работы

по

патриотическому

воспитанию

детей

дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий»,

технологий, обеспечивающих эффективное включение всего педагогического коллектива

в

инновационный

процесс

по

реализации

модели

патриотического

воспитания

дошкольников по следующим направлениям:

«Семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире,

культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей,

истории семьи, традициях.

«Детский сад».

В детском саду с помощью различных форм организации

деятельности

ребенок

учится

взаимодействовать

со

сверстниками

и

взрослыми.

Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, формируются

позитивные установки к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка,

направленная на укрепление доброжелательных и дружеских отношений между детьми

разных национальностей.

«Родной город, родной край и родная страна». Малыши получают знания об

истории города Удачный, о его достопримечательностях. Постепенно сфера интереса

расширяется, дети узнают о других городах России. Педагоги детского сада рассказывают

о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение.

Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином,

изучает традиции и обычаи родного края, культуры своего народа.

«Наша армия». В процессе реализации компонента дошкольники приобретают

знания о защитниках отечества, формируется представление о значении победы нашего

народа в ВОВ, знакомится с историческими фактами.

Актуальность.

В каждом периоде развития общества меняются приоритеты, ценности. К

сожалению это коснулось и нравственных ценностей: отношение к историческим

событиям в нашей стране, к героям нашей страны. У людей поменялось отношение к

Родине. Чтобы не происходило в обществе, уважение к своей стране у детей должно быть

обязательно. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и

длительный. Это весьма кропотливая работа ведется нами систематически, планомерно,

во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.

Актуальность проблемы патриотического воспитания особенно, на мой взгляд, ощущается

в условиях жизни нашего города Удачный, в котором каждый взрослый житель хранит в

сердце привязанность к своим родным местам, откуда он родом. По причине временного

проживания

в

регионе

родители

зачастую

не

считают

необходимым

привитие

патриотических чувств у детей, подрастающих в нашем чрезвычайно подверженном

масштабным миграционным процессе городе.

Практическая значимость представленного опыта работы всего коллектива

детского

сада

заключается

в

выработке

новых

подходов

по

формированию

у

воспитанников патриотических чувств, приобщении к социокультурным нравственным

ценностям и традициям, осуществлении совместной исследовательской деятельности

всех участников образовательных отношений по изучению истории семьи, города,

родного

края,

страны,

популяризации

культурного

наследия

страны,

как

многонационального государства с богатой историей и культурой коренных народностей,

этносов, верований, традиций, воспитание бережного и ответственного отношения

жителей к природному и культурному богатству нашей страны.

Поскольку значимые приоритеты развития нашего детского сада направлены на

совершенствование

образовательной

деятельности,

разработку

и

внедрение

инновационных подходов в патриотическом воспитании детей, приобщение к истории,

культуре и традициям семьи, детского сада, города, своего народа, нами была определена

цель: дать каждому ребенку возможность занять активную жизненную позицию в зоне

ближайшего развития в соответствии с его способностями, возможностями и интересами

и, научившись проявлять свои патриотические чувства, в полной мере реализовать себя

как личность.

Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

формировать у ребенка нравственные ценности, чувства сопричастности к своей

семье, дому, детскому саду, городу, республике, стране;

развивать интерес к традициям родного края, страны, соблюдать их и сохранять;

способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим

народам, их культуре и традициям;

воспитывать чувства гордости за людей, достигших успехов в разных областях

деятельности достижениях своего народа.

Для определения уровня сформированости компетенций педагогов по вопросам

патриотического воспитания дошкольников провели мониторинг.

Мониторинг сформированности патриотических чувств у дошкольников проводили по

следующим критериям и показателям с учетом возрастных особенностей детей:

1.сформированность представлений о семье, детском саде, городе, родном крае, стране,

родной армии;

2. проявление уважительного отношения к традициям и культуре своей семьи, детского

сада, города, края, страны, к их достопримечательностям, способностей к их освоению и

сохранению;

3.

способность

отразить

полученные

представления

в

самостоятельной

игровой

деятельности.

Выявили следующие результаты, что показатели у % детей - не сформированы, у % детей

показатель находится в стадии формирования, у % детей показатель сформирован.

С целью изучения отношения родителей к проблеме патриотического воспитания

провели опрос, в результате которого выявили следующе:

% родителей считают, что проблема патриотического воспитания актуальна, необходимо

знакомить детей с традициями своей семьи, своего народа, уважительно относиться к

культуре и обычаям родного края, города в котором родился, гордиться подвигами

защитников родины, семья и общество – должны быть примером в воспитании

патриотизма у дошкольников; % не уверены, нужно ли воспитывать патриотические

качества, начиная с раннего возраста, так как дети еще начинают развиваться, % ответили,

что нет необходимости уделять внимание формированию патриотических чувств с

дошкольного возраста.

Результаты опроса показывают, что воспитание нравственной личности очень

важно и необходимо начинать с

дошкольного

возраста, несмотря на

то, что на

сегодняшний день в семьях уделяют этому мало внимания, считают проблему

патриотического воспитания подрастающего поколения актуальной, но многие уверены в

обратном. Поэтому вовлеченность родителей в образовательный процесс на начальном

этапе показал % наблюдателей, пассивных участников - %; активных участников - %.

Если в результате совместной работы ребенок будет располагать информацией о

своей стране, родном городе, крае, природе, символике, если ему известны имена кого –

то из тех, кто прославил нашу Родину, защищая ее и если он будет проявлять интерес к

полученной информации и применять ее в различных видах деятельности, то можно будет

предположить, что задачи патриотического воспитания будут выполнены в пределах,

доступных дошкольному возрасту.

Мы считаем, что правильно организованное образовательное пространство

позволит нам моделировать потенциал дошкольников, способствовать их полноценному

развитию., В нашем детском саду задачи патриотического воспитания реализуются

посредством инновационных технологий: проектная деятельность и образовательное

событие,

которые

способствуют

эффективному

и

системному

усвоению

детьми

представлений о своей семье, детском саде, родном крае, городе, в котором живут. Мы

создаем и реализуем необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос

успешным, воспитанным, мог жить и трудиться в новом обществе.

Мой город – Моя республика – два мини проекта, посредством которых мы

знакомим детей с историей и культурой родного города Удачный, республики Саха

(Якутия).

«Мой город». Любовь к Отечеству начинается с любви к «малой Родине». Для юных

удачнинцев она начинается с любви к нашему городу. Наши дети имеют возможность

соприкоснуться

с

историей

появления

города,

первооткрывателями

алмазов,

познакомиться с достопримечательностями города, посетить краеведческий музей (до

пандемии). Это отражено в комплексно – тематическом планировании реализации

основной образовательной программы детского сада и программы воспитания в детском

саду.

Тема трудовой славы находит свое отражение под общим названием «Мой город

славен трудом» где дети знакомятся с промышленными объектами, с профессиями

родителей,

связанными

с

алмазодобывающей

промышленностью

посредством

виртуальных экскурсий, бесед, выставок, организованных педагогами детского сада,

альбомов «Трудовая слава нашей семьи», лепбуков, макетов карьера «Удачный»,

обогатительной фабрики № 12, созданных родителями воспитанников.

«Моя республика». Знакомство с родным краем в детском саду осуществляется в

рамках реализации авторской мини – программы «Якутия мой край родной», посредством

факультатива «Якутяночка». Дети получают информацию о государственной символике

Якутии, что обозначают цвета на флаге республики, что изображено на гербе, о чем

поется в гимне республике? Осуществляет свою деятельность мини - музей «Якутия моя»,

проводим виртуальные экскурсии по Якутии.

Развивающая предметно – пространственная среда в ходе реализации проекта

активно и успешно пополняется. В холле детского сада имеется настенное панно «Дети –

драгоценности Якутии, Ураса.

Совместно с родителями пополняем экспонаты мини – музея, создали тематические

альбомы «Якутская национальная посуда», «Якутия – Родина моя», «Одежда Севера».

Педагогами разработаны технологические карты и созданы атрибуты к сюжетно –

ролевой

игре

«Ателье

по

пошиву

якутской

национальной

одежды».

Многонациональность нашего города – одна из причин осознанной необходимости нами,

педагогами, прививать уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям своего

народа, воспитание чувства гордости за достижения своей родной страны.

Понятия

«патриотизм»,

«гражданственность»,

«толерантность»

не

могут

существовать

изолированно друг от друга и приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. В

связи с этим мы приступили к реализации проекта «Мы разные, но мы вместе». Наш

детский сад посещают дети 16 национальностей. Миссия проекта — популяризация

образа России как многонационального государства с богатой историей и культурой

коренных народностей. Данный совместный проект начали с изготовления кукол в

национальных костюмах. Мы создаем куклы тех национальностей, дети которых

посещают наш детский сад. К каждой национальности изготовлены информационные

карты, отражающую флаг, герб своей страны, достопримечательности столиц, свои

традиции, культуру, праздники, обычаи, особенности кухни, одежды, обуви, орнаменты

народной одежды.

Наряду

с

интегрированными

и

комплексными

занятиями,

проектами,

разнообразными мероприятиями, мы внедрили в работу с детьми такую технологию, как

«образовательное событие». Образовательное событие – это часть полноценного

образовательного процесса. Это особая ситуация, которая организуется педагогом в

образовательных

целях

и

может

возникнуть

по

инициативе

самого

ребенка.

Образовательное событие имеет свои особенности и свою структуру. Образовательное

событие – это история, которая может проходить в течение длительного времени и может

существовать

ввиде

воспоминаний

ребенка.

Основным

критерием

успешности

образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а

эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.

В нашем детском саду календарным образовательным событием стало празднование Дня

рождения детского сада. Оформили поздравления, украсили помещения, оформили

выставку «страницы истории» и как кульминацией события стало изготовление подарка

детскому саду «Детский сад будущего», где воспитанники высказывали свои пожелания,

каким бы они хотели видеть детский сад – это лего – кафе, бассейн на крыше здания,

вертолетная площадка, чтобы на вертолетах добираться до детского сада, а родители и

педагоги воплотили мечты детей.

Образовательным событием, возникшим по инициативе детей стал вопрос ребенка

«Кто такие архитекторы», чем интересна эта профессия, можно ли самим построить дом, в

каких домах можно жить. Ответы на вопросы объединили одним архитектурным

замыслом – построить дом моей мечты.

Результаты.

Благодаря систематической, целенаправленной работе в данном направлении дети

приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной

жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,

традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью.

То, что мы вложили в наших ребят сегодня, дает соответствующие результаты. Мы

видим динамику развития способностей у воспитанников на начальном этапе и на

промежуточном

мониторинге.

В

этом

большая

заслуга

педагогов,

уровень

профессиональных

компетентностей

в

формировании

патриотических

чувств

у

дошкольников значительно вырос по сравнению с начальным этапом и вовлеченность

родителей

в

образовательный

процесс

благодаря

использованию

инновационных

технологий.

В перспективе мы видим проектирование

образовательных событий Проектную

деятельность продолжим реализовывать новым проектом «История одной книги». В этом

проекте отразим важные темы: любовь к своей семье, к своей фамилии, к своим предкам,

гордость за них.

Таким образом, хочется отметить, что работа в детском саду по воспитанию

патриотизма ведется не только в рамках традиционных методов, но и широко

используются современные образовательные технологии, которые позволяют испытать

чувство гордости за свою страну и ответственность за ее будущее, но и освоить способы

мышления для полноценного развития личности.



В раздел образования