Автор: Салихова Ольга Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ УР "Якшур-Бодьинская школа-интернат"
Населённый пункт: село Якшур-Бодья
Наименование материала: конспект урока
Тема: Интегрированный урок по теме "Функция"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Тема урока: Линейная функция.
Цель: Уметь применять свойства линейной функции при решении физических задач.
Прогнозируемый результат: знать определение и свойства линейной функции, видеть ее в задачах по физике, уметь
работать с графиком функции.
Тип урока – интегрированный (математика и физика)
Применяемые технологии – элементы технологии «Перевернутый класс»
В классе 4 человека, на группы делить не получается, поэтому каждый человек - это отдельная группа. Урок проводится
в конце изучения темы. Теория уже изучена, поэтому большее внимание уделяется практике (именно поэтому выбрана
данная технология).
Время
Этапы занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Логическая связка
5минут
Ориентировочно-
мотивационный
Дает обучающимся ребус, где
зашифрованы слова «Функция»,
«График».
Организует беседу о смысле слова
«Функция» в научном значении и в
бытовом.
Обобщает предположения, дает четкое
определение функции.
Учитель просит предположить – где
применяется функция в других науках
и с какими функциями учащиеся уже
Отгадывают ребус, называют
тему урока
Отвечают, что такое функция, как
они понимают это слово.
Учащиеся проговаривают это
определение
Ученики высказывают
предположения, отвечают, что
линейная функция встречается в
Учащиеся уже
знают, что такое
функция, знают
способы задания
функции, умеют
строить график
линейной
функции. А на
этом уроке нужно
показать, как
применяется
линейная функция
в физике.
работали.
физике. Вспоминают связь между
массой тела, плотностью и
объемом.
7 минут
1мин
20минут
Операционно-
исполнительский
Учитель физики предлагает вспомнить
формулу, связывающую массу,
плотность и объем.
Предлагает график зависимости массы
от объема тела при заданной
плотности. Просит найти массу по
известному объему и объем по массе,
обращая внимание на то, что ось
абсцисс изображает объем, ось ординат
– массу.
Учитель математики работает вместе с
детьми с графиком.
Учитель математики предлагает
размяться, провести тематическую
физкультминутку.
Учитель физики предлагает
приступить к практической части –
работа по станциям.
Первая станция – решение задач на
формулу m=p*V трех типов (на
Ребята отвечают на вопросы.
Приводят примеры формул,
выражают одну величину через
две другие.
Учащиеся работают с графиком,
изображенным на слайде
презентации
Ребята выполняют движения,
повторяя за ведущим, который
показывает, как ведет себя
линейная функция в зависимости
от коэффициентов
Ребята выполняют работу по
станциям, записывают решение
на листах с заданиями,
проговаривают ответы
Обучающимся
должна быть
видна аналогия с
математикой. Они
должны четко
видеть, что оси
координат могут
называться в
зависимости от
величин. Это
основная
проблема
перехода от
математики к
физике.
Идет снятие
эмоциональной и
физической
нагрузки.
Идет применение
теории на
практике в
измененных
выражение величин друг через друга) –
с ребятами работает учитель физики,
вторая станция – работа с графиками
(зависимости те же, но изображены на
готовых графиках)- с ребятами
работает учитель математики,
четвертая станция – станция
самостоятельной работы (выдается
тест с теорией), пятая станция – работа
с компьютером- онлайн тестирование
на сайте Российская электронная
школа.
условиях
5-8
минут
Рефлексивно-
оценочный этап
Учитель физики предлагает оценить
свою работу ребятам на лестнице
успеха.
Выслушав ответы ребят, делает
обобщающий вывод – где применяется
линейная функция в физике.
Учитель математики еще раз просит
Обучающиеся оценивают свою
деятельность на уроке,
определяют, что получилось, что
еще нужно отработать. Им
предложена лестница успеха с
началом формулировки Что
удалось… В чем еще нужно
разобраться… И каждый
вписывает свои ответы,
некоторые ученики озвучивают
их.
Обучающиеся принимают
участие в беседе
Общий вывод
позволяет увидеть
всю картину в
целом,
систематизировать
теоретические
знания о функции
применительно к
физике.
проговорить – какая функция
называется линейной, описать ее
основные свойства, которые можно
применить в реальной жизни – область
определения, множество значений,
поведение функции в зависимости от
коэффициентов, что обозначает эта
зависимость в физике.
Данный урок был проведен в нашей школе мною и учителем физики. Ребята активно работали. Иногда возникали
вопросы именно потому, что обучающиеся не совсем понимают связи между знаниями по математике и физике.
Поэтому в рамках методического объединения мы начали проводить такие интегрированные уроки. Я, в свою очередь,
имея дополнительное образование – учитель физики, активно привлекаю материал из физики на рядовых уроках где
только можно, начиная с пятого класса.