Автор: Потрашкова Наталья Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Металлург"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Организация работы вожатого в выездном лагере
Тема: Помощь в работе вожатого
Раздел: дополнительное образование
«Организация работы вожатого в выездном лагере»
Потрашкова Наталья Николаевна,
педагог-организатор п/к «Товарищ»
МБУ ДО ЦДТ «Металлург»
Уважаемые коллеги! Меня зовут Потрашкова Наталья Николаевна. Я
работаю педагогом -организатором в Центре Детского Творчества
«Металлург». Не первый год с детьми выезжаем в профильные смены. Как я
организую свою работу Вожатого? Самыми главными помощниками в сборе
детей являются родители.
В первую очередь рекомендую подготовить памятку для родителей и детей.
Но самое главное, как вы, вожатый, подготовитесь к этой смене.
Что брать?! В первую очередь канцтовары: от простых карандашей до
ватмана. Я беру по максимуму: цветные карандаши, краски, гуашь,
фломастеры. Использую все подручные средства: от пакетов для мусора до
одноразовыхскатертей. Беру по возможности технику: и магнитофон, и
ноутбук, и колонки. Все это наши основные технические помощники.
Хорошо, если у вас будет доступ в интернет. Это сейчас.
А когда я первый раз поехала в лагерь, я ехала в неизвестность. В голове
были только отрывочные воспоминания из детства, когда я сама отдыхала в
«Орленке».
Конечно, обязанности вожатого я знала. Нужно было задействовать всех
детей. Нужно было их одеть. И придумать номер. Но никаких подручных
средств не было. Нам попались на глаза мусорные пакеты. Из них мы
сделали юбки. Со всех корпусов попросили щетки. И за 1 час придумали
номер Бабок-Ежек. У меня был магнитофон с флешками. Это меня выручило.
Поэтому каждый педагог перед сменойдолжениметь какие-то заготовки:
подготовить несколько названий своего отряда и девиз. И помочь детям
выбрать. Должны быть номера в «кармане»: танцы, вокал, какой-нибудь
этюд, сценки.
Дети. Возможно, вы поедете в смену со своими детьми, а могут детейвам
дать на месте. И знакомиться будете с ними в лагере.В отряде, как правило,
дети разновозрастные. Составляя график дежурств, нужно учитывать, что9-
летний ребенок не всегда умеет тряпку выжимать. Не говоря о мытье пола.
Поэтому надо ставить с ним в пару девочку постарше. А третьего ребенка
ставите ответственным за территорию у корпуса. Но надо учитывать размер
территории. Иногда лучше двух планировать на территорию. Двое убираются
в корпусе, двое - на территории. Остальные занимаются либо оформлением
уголка, либо планируют мероприятие, которое будет в этот день.
Продукты. Сколько ни говоришь про запретные продукты, дети все равно их
привозят. На собрании перед сменой я договариваюсь с родителями.
Например: если ребенок любит кексы, пусть положат ему 3-4 маленьких
кексика, но каждый должен быть в индивидуальной упаковке. Чтобы ребенок
открыл и съел. Но без фанатизма. Дети должны питаться только в столовой.
Наша задача – чтобы дети были здоровые.
Поведение детей. Были в моей практике такие случаи, когда ребенок мне
говорит: я не буду дежурить в столовой, убирать за собой постель,
участвовать в мероприятиях лагеря, я сюда приехал отдыхать. Вы не имеете
право меня заставлять. Было такое?
Поэтому до отъезда проговорите с родителями и с детьми, что лагерь - это не
санаторий:ребенок едет не просто отдыхать, он едет в профильную смену. Он
будет открывать для себя что-то новое. Он едет получать знания и опыт. И
ребенок должен подчиняется распорядку дня и общим правилам лагеря
согласно документам.
Свечка.Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из самых
основныхэлементов вечерней «свечки», но это не только анализ. Я люблю
проводить игру «Расскажи мне о себе». Это форма традиционной «свечки-
знакомства». Все дети садятся в круг с кружкой чая, я начинаю разговор,
рассказывая о своихинтересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом даю
ребятам образец. Как только все по очереди рассказали немного о себе, мы
начинаем планировать наш следующий день. Назначаем и распределяем роли
и ставим ответственных.
В прошлом году я была в лагере «Салют-2» в профильной смене «Светофор».
Прекрасная смена, доброжелательное руководство, познавательные
мероприятия по правилам Дорожного движения. Старшим девочкам вначале
было очень скучно. «Мы все знаем», «Мы поедем домой»! Эту фразу я
услышала на второй день. Я поговорила с девочками,и мы вместе решили,
что они станут моими помощниками-волонтерами, что мы вместе будем
придумывать номера, что они будут помогать мне в работе. Девочки
согласились, включились в работу, и смена прошла очень продуктивно и
интересно.
Тихий час. Как уложить детей по быстрее? Я читаю детям сказки Пушкина.
Действует безотказно!
Ночь. Конечно, ночью все дети должны спать. Это все знают. Но если у вас
есть подростки в отряде. Держите «Ушки на макушке». Ребята могут в
корпус попасть через окно без труда сняв решетку, и девочки могут сходить
«в гости» к мальчикам. Разговаривать с детьми надо. Но не всегда это
действует. Мой совет: Будьте бдительны, и не расслабляться!
«Королевская ночь». У кого-то она вызывает страх, кто-то спокоен.
Девочки и будильники заводит, чтобы пораньше встать и похулиганить. Кто-
то припирает дверь, закидывает обувь на деревья!!! Руки разводишь и
думаешь это дети!!! Но мы вожатые!!! Наша задача отдать родителям
здорового и счастливого ребенка, несмотря на все трудности. Своих детей я
не закрываю, ничего не запрещаю!!! А просто сидим и болтаем в темноте,
пьем чай. Дети рассказывают всякие небылицы. Ложимся чуть позже. Но до
8.00 они все и ночью и ранним утром спят. Это действует. Так я
«Укладываю» детей второй год подряд. Девочки и мальчики
разновозрастные.
Вожатый – это…человек, заменяющий детям родителей, друзей на целых 10-
12 дней. С ним можно отдохнуть, поговорить и даже поплакаться «в
жилетку».
Помощник, товарищ, готовый помочь детям в любую минуту, в любой
ситуации.
Воспитатель, друг, затейник, нянька, психолог, врач, турист, спортсмен, в
общем, этот человек универсал. Главный «ребенок» среди детей.