Напоминание

Помощь в работе вожатого


Автор: Потрашкова Наталья Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Металлург"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Организация работы вожатого в выездном лагере
Тема: Помощь в работе вожатого
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Организация работы вожатого в выездном лагере»

Потрашкова Наталья Николаевна,

педагог-организатор п/к «Товарищ»

МБУ ДО ЦДТ «Металлург»

Уважаемые коллеги! Меня зовут Потрашкова Наталья Николаевна. Я

работаю педагогом -организатором в Центре Детского Творчества

«Металлург». Не первый год с детьми выезжаем в профильные смены. Как я

организую свою работу Вожатого? Самыми главными помощниками в сборе

детей являются родители.

В первую очередь рекомендую подготовить памятку для родителей и детей.

Но самое главное, как вы, вожатый, подготовитесь к этой смене.

Что брать?! В первую очередь канцтовары: от простых карандашей до

ватмана. Я беру по максимуму: цветные карандаши, краски, гуашь,

фломастеры. Использую все подручные средства: от пакетов для мусора до

одноразовыхскатертей. Беру по возможности технику: и магнитофон, и

ноутбук, и колонки. Все это наши основные технические помощники.

Хорошо, если у вас будет доступ в интернет. Это сейчас.

А когда я первый раз поехала в лагерь, я ехала в неизвестность. В голове

были только отрывочные воспоминания из детства, когда я сама отдыхала в

«Орленке».

Конечно, обязанности вожатого я знала. Нужно было задействовать всех

детей. Нужно было их одеть. И придумать номер. Но никаких подручных

средств не было. Нам попались на глаза мусорные пакеты. Из них мы

сделали юбки. Со всех корпусов попросили щетки. И за 1 час придумали

номер Бабок-Ежек. У меня был магнитофон с флешками. Это меня выручило.

Поэтому каждый педагог перед сменойдолжениметь какие-то заготовки:

подготовить несколько названий своего отряда и девиз. И помочь детям

выбрать. Должны быть номера в «кармане»: танцы, вокал, какой-нибудь

этюд, сценки.

Дети. Возможно, вы поедете в смену со своими детьми, а могут детейвам

дать на месте. И знакомиться будете с ними в лагере.В отряде, как правило,

дети разновозрастные. Составляя график дежурств, нужно учитывать, что9-

летний ребенок не всегда умеет тряпку выжимать. Не говоря о мытье пола.

Поэтому надо ставить с ним в пару девочку постарше. А третьего ребенка

ставите ответственным за территорию у корпуса. Но надо учитывать размер

территории. Иногда лучше двух планировать на территорию. Двое убираются

в корпусе, двое - на территории. Остальные занимаются либо оформлением

уголка, либо планируют мероприятие, которое будет в этот день.

Продукты. Сколько ни говоришь про запретные продукты, дети все равно их

привозят. На собрании перед сменой я договариваюсь с родителями.

Например: если ребенок любит кексы, пусть положат ему 3-4 маленьких

кексика, но каждый должен быть в индивидуальной упаковке. Чтобы ребенок

открыл и съел. Но без фанатизма. Дети должны питаться только в столовой.

Наша задача – чтобы дети были здоровые.

Поведение детей. Были в моей практике такие случаи, когда ребенок мне

говорит: я не буду дежурить в столовой, убирать за собой постель,

участвовать в мероприятиях лагеря, я сюда приехал отдыхать. Вы не имеете

право меня заставлять. Было такое?

Поэтому до отъезда проговорите с родителями и с детьми, что лагерь - это не

санаторий:ребенок едет не просто отдыхать, он едет в профильную смену. Он

будет открывать для себя что-то новое. Он едет получать знания и опыт. И

ребенок должен подчиняется распорядку дня и общим правилам лагеря

согласно документам.

Свечка.Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из самых

основныхэлементов вечерней «свечки», но это не только анализ. Я люблю

проводить игру «Расскажи мне о себе». Это форма традиционной «свечки-

знакомства». Все дети садятся в круг с кружкой чая, я начинаю разговор,

рассказывая о своихинтересах, увлечениях, мечтах и т.д. При этом даю

ребятам образец. Как только все по очереди рассказали немного о себе, мы

начинаем планировать наш следующий день. Назначаем и распределяем роли

и ставим ответственных.

В прошлом году я была в лагере «Салют-2» в профильной смене «Светофор».

Прекрасная смена, доброжелательное руководство, познавательные

мероприятия по правилам Дорожного движения. Старшим девочкам вначале

было очень скучно. «Мы все знаем», «Мы поедем домой»! Эту фразу я

услышала на второй день. Я поговорила с девочками,и мы вместе решили,

что они станут моими помощниками-волонтерами, что мы вместе будем

придумывать номера, что они будут помогать мне в работе. Девочки

согласились, включились в работу, и смена прошла очень продуктивно и

интересно.

Тихий час. Как уложить детей по быстрее? Я читаю детям сказки Пушкина.

Действует безотказно!

Ночь. Конечно, ночью все дети должны спать. Это все знают. Но если у вас

есть подростки в отряде. Держите «Ушки на макушке». Ребята могут в

корпус попасть через окно без труда сняв решетку, и девочки могут сходить

«в гости» к мальчикам. Разговаривать с детьми надо. Но не всегда это

действует. Мой совет: Будьте бдительны, и не расслабляться!

«Королевская ночь». У кого-то она вызывает страх, кто-то спокоен.

Девочки и будильники заводит, чтобы пораньше встать и похулиганить. Кто-

то припирает дверь, закидывает обувь на деревья!!! Руки разводишь и

думаешь это дети!!! Но мы вожатые!!! Наша задача отдать родителям

здорового и счастливого ребенка, несмотря на все трудности. Своих детей я

не закрываю, ничего не запрещаю!!! А просто сидим и болтаем в темноте,

пьем чай. Дети рассказывают всякие небылицы. Ложимся чуть позже. Но до

8.00 они все и ночью и ранним утром спят. Это действует. Так я

«Укладываю» детей второй год подряд. Девочки и мальчики

разновозрастные.

Вожатый – это…человек, заменяющий детям родителей, друзей на целых 10-

12 дней. С ним можно отдохнуть, поговорить и даже поплакаться «в

жилетку».

Помощник, товарищ, готовый помочь детям в любую минуту, в любой

ситуации.

Воспитатель, друг, затейник, нянька, психолог, врач, турист, спортсмен, в

общем, этот человек универсал. Главный «ребенок» среди детей.



В раздел образования