Напоминание

роль школьного музея


Автор: Моисеева Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ №3 Г.Кирова
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: роль школьного музея
Тема: роль школьного музея
Раздел: среднее образование





Назад




Моисеева Надежда Викторовна,

учитель-дефектолог высшей категории

КОГОБУ ШИ ОВЗ №3 г. Кирова

Роль школьного музея в духовно - нравственном развитии.

Изучение прошлого своего города или школы

становится для учеников образцом отношения

к настоящему, а через него - и к будущему.

Монтескье

Мы живем в 21 веке. Казалось бы, жизнь должна быть еще спокойнее,

увереннее, радостнее. Прогресс, достигнутый человечеством в различных

областях, не привел к полному взаимопониманию между людьми. Это

проявляется не только на международном уровне, но и в повседневном

межличностном общении.

Поэтому в наши дни актуальной становится проблема того, как нам

оценивать самих себя, свой внутренний мир, отношения с окружающими

людьми (иными словами, проблема духовности, нравственности).

В концепции модернизации российского образования сформулированы

важнейшие задачи воспитания школьников: гражданской ответственности,

духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной

социализации в обществе.

Большую роль в духовно - нравственном воспитании играет школа, так

как именно в учебно – воспитательном процессе создаются ситуации

культурного, межличностного, межнационального, формального и

неформального общения. Появляются условия для переживания конкретно –

чувственного опыта, возможности соотнести собственные ценности с

ценностями универсальными, среди которых право выбора, собственное

мнение, свобода совести и другие.

Важной организационно - педагогической формой духовно – нравственного

воспитания является школьный музей. Для решения проблемы

совершенствования системы духовно – нравственного воспитания школьников

перед музеем поставлены задачи:

1. Воспитание нравственных качеств учащихся на основе исторических

ценностей, формирование чувства гордости за свою школу.

2.Воспитание уважения к педагогам и учащимся, уважения к историческому

прошлому своей школы, её традициям.

Важное место в решении этих задач занимает непосредственный контакт

воспитанника с историческими материалами, осуществляемый в условиях

школьного музея. Музей как форма собирания и осмысления учащимися

человеческого опыта, как ниточка, связующая поколения - очень

перспективное направление воспитательной работы. Если ребенок

почувствует себя включенным в традицию, укоренившуюся в прошлом и

протянувшуюся в будущее, на многие свои дела и поступки он посмотрит

серьезнее. Ведь от этого потом останется след в музее. Результаты его

усилий привлекут внимание следующих поколений обучающихся.

Школьный музей может стать для детей не только формой сохранения

прошлого, но и пространством созидания живого настоящего. Экскурсии,

занятия, беседы в музее, воспоминания могут подтолкнуть детей к новому

взгляду на себя и на свою школьную жизнь.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные

функции, но и формирует практические навыки поисковой деятельности,

развивает общественную активность школьников, предоставляет большие

возможности для организации самостоятельной и творческой работы

учащихся. Музейные занятия способствуют развитию внимания,

любознательности, созданию благоприятного эмоционального настроения.

Развитие эмоционально - волевой сферы идет за счет развития и

формирования у детей таких качеств, как настойчивость, умение доводить

дело до конца. Наряду с формированием социально - адаптированного

поведения, ставится задача создания условий, при которых ученик, несмотря

на ограниченные возможности, может проявлять и развивать творческие

способности, обрести уверенность, почувствовать радость от успешно

выполненной работы.

Основные направления работы в музее:

1. Организационная, как одна из форм работы по развитию творческой

самостоятельности и общественной активности.

2. Урочная работа, как повышение эффективности усвоения материала по

истории школы, её традиций, через проведение на базе музея музейных

уроков, использование материалов музея при проведении уроков по

различным предметам.

3. Внеурочная деятельность, как создание условий для развития

разносторонних интересов учащихся, через привлечение учащихся для

работы с музейными фондами.

Работу музея можно представить в следующей схеме:

1. Создание экспозиции.

2. Пополнение фонда.

3. Осуществление изучения и учета собранных материалов.

4. Содействие педагогам в использовании музейных экспонатов.

5. Проведение экскурсий для учащихся и гостей школы.

Музей – это место, объединяющее детей и педагогов. В школе должна

быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно – нравственная

жизнь школьника. С большой уверенностью можно утверждать . что

деятельность школьного музея может реализовать многие из принципов

ФГОС. Музейная деятельность развивает кругозор, формирует самосознание

молодого человека.

Итак, школьный музей способствует духовно - нравственному воспитанию

учащихся. Духовность проявляется в стремлении человека строить свою жизнь

на основе гармонии с окружающим миром. Нравственность – это способность

человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим

духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего

внутреннего духовного мира

2022год



В раздел образования