Автор: Недорезова Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Старотогульская основная общеобразовательная школа имени А.Аксёнова"
Населённый пункт: с. Старый Тогул
Наименование материала: «Путь к причалу»
Тема: Развлекательно-познавательная игра, посвящённая празднованию Дня защитника Отечества
Раздел: среднее образование
Тема: Развлекательно-познавательная игра «Путь к причалу», посвящённая
празднованию Дня защитника Отечества
Цели:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Расширение кругозора учащихся
Воспитание познавательной активности, интереса
Задачи:
1.
Посредством игры познакомить учащихся с названиями и обязанностями
членов экипажа корабля, с видами морских судов;
2.
Дать возможность посоревноваться в вязании узлов, в расшифровке послания с
помощью азбуки Морзе, перетягивании каната, в разгадывании загадок
3.
Развивать творческие и исследовательские навыки учащихся
Оборудование: бейджики с названиями членов команд, платки для завязывания
глаз, кегли, наборы круп, канат, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Перед началом мероприятия звучит песня Ю. Антонова «Море». Мальчики
поделены на 2 команды, каждая из команд занимает отведённое ей место. В
роли жюри выступают 3 девочки, которые в ходе игры объявляют итоги. В веде-
нии мероприятия учителю помогают соведущие.
Учитель: 23 февраля – День защитников Отечества. Пройдёт немного времени, и
на смену нынешним воинам российской армии придут наши мальчишки. Кто-то
из них, возможно, будет нести службу на море. Чтобы проверить, годны они к
этому или нет, мы и проводим игру «Путь к причалу». Команды у нас уже готовы.
Сейчас они заявят о себе. (представление команд)
1 ведущая: Итак, начинаем! Свистать всех наверх!
2 ведущая: Эта команда, поданная для экипажа, означает, что нужно построиться
на палубе для общей работы или боя. (экипажи строятся)
Учитель: Для участия в конкурсах нам нужны будут капитаны, лоцманы, радисты,
боцманы, коки, юнги. Поэтому сейчас путём жеребьёвки мы распределим долж-
ности. (проходит жеребьёвка, где каждый из членов команды вытаскивает
бейджик с его должностью и прикалывает к одежде)
1 конкурс «Разминка»
Командам поочерёдно предстоит ответить на ряд вопросов, связанных с морской
тематикой, чтобы они осознали, что на время стали моряками.
1. Как правильно у моряков компас или компас? (Компас)
2. В сухопутных войсках это прапорщик, а в Военно-Морском флоте? (мичман)
3. Что означает команда «Так держать»? (команда, даваемая рулевому, по кото-
рой он обязан удерживать корабль на том курсе, на котором он лежал в мо-
мент подачи команды)
4. Что означает выражение «военные трофеи»? (захваченные у противника, бро-
шенные или сданные при капитуляции знамена, военная техника и другие
материальные ценности)
5. Назовите высшее звание ВМФ? (адмирал)
6. Назовите низшее звание ВМФ? (матрос)
2 конкурс «Конкурс капитанов»
Учитель: Нашим отважным и умным капитанам сейчас предстоит показать свои
знания. На ваших карточках изображены военные корабли с указанием цифр. Вам
нужно определить типы военных кораблей и указать правильно цифры их распо-
ложения. За правильный ответ 1 балл, за скорость дополнительный балл. Кто
вперёд! (приложение 1)
Ответ: 2 – авианосец, 3 – десантные корабли, 4 – сторожевой корабль, 5- подвод-
ная лодка, 6 – эскадронный миноносец
После завершения конкурса девочки капитанам дарят песню В.Лебедева-Кумача
«Песенка о капитане».
Выступление девочек
Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни разу даже глазом не моргнул.
И в беде, и в бою
Напевал он эту песенку свою:
«Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!»
Но однажды капитан
Был в одной из дальних стран
И влюбился, как простой мальчуган.
Раз пятнадцать он краснел,
Заикался и бледнел,
Но ни разу улыбнуться не посмел.
Он мрачнел, Он худел,
И никто ему по-дружески не спел:
«Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!»
3 конкурс «Конкурс лоцманов»
1 ведущая: Лоцман – специалист по проведению судов в пределах определён-
ного участка.
2 ведущая:
Знает карты назубок,
Ведь его это конек,
Он достойно управляет,
Если надо, и спасает!
Знает, рифы, знает мель,
Плавал в тридевять земель!
Настоящий водный ас,
Такой лоцман есть у нас!
Будь всегда таким бесстрашным,
Симпатичным и отважным!
Собирайся снова в путь
И счастливым самым будь!
Учитель: Лоцману (у которого завязаны глаза) предстоит самому пройти среди
минных полей, а затем провести и всю команду (у всех завязаны глаза). В качест-
ве мин на полу расставлены кегли. Кто лучше справится с заданием, получит
высший балл. Это испытание команды проходят поочерёдно.
4 конкурс «Конкурс радистов»
1 ведущая: Радист- специалист по приёму и передаче сообщений по радио, по
радиостанции.
2 ведущая
:
Есть профессия радист —
П
оважней, чем пародист.
А радист, другое дело, —
он работает умело.
Говорит всегда радист:
Связь без брака — мой девиз!
Связь нужна без шума-гама,
днём и ночью, утром рано.
Связь — не то, чтоб крикнуть: Язь!
Без радиста связь — не связь.
Свяжет он и в непогоду
все концы и — бросит в воду
.
Учитель: Посмотрите, к бортам ваших кораблей прибило послания в бутылках.
Ваша задача радисты расшифровать радиограммы с помощью азбуки Морзе. За
правильный ответ 1 балл, за скорость дополнительный балл. Кто вперёд!
(приложение 2)
Ответ: 1 команда «Семь футов под килем» 2 команда «Попутного вам ветра»
5 конкурс «Конкурс коков»
1 ведущая: Для тех, кто не знает, кок – это судовой повар.
2 ведущая:
Тридцать лет ходил я в море,
Бороздил его просторы,
И скажу вам, моряки
Всласть поесть не дураки.
Мясо, рыба, без сомненья,
Поднимают настроенье,
Если их готовит кок,
Что в продуктах знает толк.
Повар он универсальный,
Скажем больше, уникальный.
Моряки об этом знают
И за это уважают.
Учитель: Мы уже давно в море и захотели есть. Давайте проверим мастерство
наших коков. Ситуации бывают разные. Во время шторма произошло отключение
электричества, а вам необходимо приготовить завтрак для команды. Сейчас нуж-
но с завязанными глазами на ощупь определить крупу, чтобы сварить кашу.
(перед мальчиками ёмкости с различными видами круп). Сколько правильных
ответов, столько баллов вы и принесёте команде.
6 конкурс «Конкурс для юнг»
1 ведущая: Юнга – это тот, кто начал обучаться морскому делу и готовится стать
матросом.
2 ведущая:
Юнги бравые по городу идут,
Впереди чеканят шаг гардемарины.
Через годы эти юнги поведут
По морям и крейсера, и субмарины.
Я боцману усатому кричу:
«И я гардемарином стать хочу!»
Я знаю, как достойно жизнь прожить,
В военном флоте буду я служить.
Учитель: У юнги ещё всё впереди, но и юнги уже должны обладать некоторыми
знаниями, а прежде всего юнга должен уметь вязать морские узлы. Несколько
минут вам на тренировку, и вы должны показать два узла
.
За правильные узлы 1
балл, за скорость дополнительный балл. Кто вперёд!
7 конкурс «Дружный экипаж»
Учитель: Пока неопытные юнги корпят над узлами, экипажу предстоит новое
задание. От сплочённости экипажа, от его знаний и умений порой зависит не
только выполнение задания, но и жизнь всего корабля. Каждому быть предельно
внимательным и сообща разгадать файнворд, в котором спрятаны 9 видов рыб.
(приложение 4)
Ответ: навага, сом, судак, омуль, хариус, ёрш, плотва, камбала, треска
Игра со зрителями
Учитель: Пока команды заняты выполнением задания, поиграем, чтобы зрители
не заскучали. Болельщики есть у каждой команды? Разгадав загадки, вы можете
принести дополнительные балла командам, за которые болеете. Помните, что
загадки наши тоже связаны с морем.
1.
По морю идёт, идёт, 2. Пришли воры,
А до берега дойдёт- Хозяев украл
Тут и пропадёт.
(волна на море)
А дом в окошки ушёл.
(рыбаки рыбачат сетями)
3.Шторм на море иль туман, 4. За борт глянь, не видно дна.
Но, где краешек земли, Вот так моря глубина!
Знает каждый капитан Дно потом всё ближе, ближе…
Что горит для них вдали
? (маяк)
Мы на что уселись днищем?
(мель)
5.Носит офицер-моряк 6. Куртки моряков из ваты
Строгий, форменный пиджак, Называются …
(бушлаты)
Ну, подумай-ка немножко,
Как зовётся та одёжка?
(китель)
7.Это судно у причала 8. Поднимается вода
В трюмы нефти накачало. И закроет берег вскоре.
Больше трюм, чем баки в танке. Это спутник наш, Луна,
И зовётся судно …
(танкер)
Так притягивает море.
(прилив)
8 конкурс «Конкурс боцманов»
1 ведущая: Боцман – прямой начальник личного состава, ему подчиняется
судовая команда по хозяйственным делам.
2 ведущая:
Руки мёрзнут и немеют.
Отдохнуть матросу? Что ты!
Боцман просто заболеет,
Если вахта без работы.
Завтра наша мать-землица.
На последних милях в море
Вдохновенный свет на лицах –
Красим, драим, чистим, моем
Под фуражкой чёрной с крабом
Злость у боцмана в глазах:
-Чтобы весь блестел корабль,
Как игрушка на волнах!
Учитель: От того, насколько быстро боцман сумеет организовать команду, зави-
сит выполнение задания. Задача боцманов: объяснить задачу всему экипажу без
слов, а только жестами и мимикой.
Задание 1 команды
Встать всему экипажу в шеренгу, положив руки друг другу на плечи. Качаться с
одной стороны на другую.
Задание 2 команды
Встать всему экипажу в затылок друг другу. Изобразить, что тянут канат.
9 конкурс «Конкурс морской песни»
(это может быть конкурс домашнего задания)
Ребятам можно заранее предложить песни на выбор «Я вам не скажу за всю
Одессу…», «Ты слышишь, море?», «Морячка», «Ты морячка, я моряк» и другие
Учитель: Плавали, плавали наши экипажи и вот добрались до места, зашли в
бухту. А тут девушек красивых, как рыбы в океане. Но их избалованное сердце
нужно покорить. Сделать это можно – спев дружно песню о море.
(Команды исполняют свои песни)
10 конкурс «Конкурс силачей» (заключительный)
Учитель: За время игры команды показали и свою сплочённость, и знания, и
умения. А вот в силе ещё не соревновались. Какой экипаж у нас самый сильный?
Это легко выяснить с помощью каната.
(команды соревнуются в перетягивании каната)
Подведение итогов и награждение команд.
Слово предоставляется нашему строгому, но справедливому жюри для
сообщения результатов игры.
Выступает жюри
Учитель: Я надеюсь, что эта игра принесла вам не только положительные эмоции,
но обогатила вас новыми знаниями, умениями. Ребята, игравшие в командах,
почувствовали силу и сплочённость коллектива, так как от этих качеств многое
зависит не только в армии, на флоте, но и в обычной жизни. Юношам нашим
хочется пожелать успехов во всех начинаниях, здоровья, бодрости духа, новых
открытий и новых свершений. Всех с праздником!
Приложение 1
- эскадронный миноносец
- сторожевой корабль
- подводная лодка
- десантный корабль
- авианосец
Приложение 2
/ - раздел между буквами ᴠ - раздел между словами
Задание 1 команды
/
/
/
ᴠ
/
/
/
/
ᴠ
/
/
ᴠ
/
/
/
/
/
Задание 2 команды
/
/
/
/
/
/
/
/
ᴠ
/
/
ᴠ
/
/
/
/
Приложение 3
Прямой узел. Необходим для связывания верёвок
одинаковой толщины.
Брамшкотовый узел. Необходим для связывания
верёвок различной толщины
Приложение 4