Автор: Орлова Наталия Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: с. Калиновское Александровского района Ставропольского края
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: «Роль домашнего задания в самообразовании школьника»
Раздел: среднее образование
Родительское собрание
7 класс
Роль домашнего задания в самообразовании школьника
Классный руководитель Орлова Н.И.
Цель собрания: Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры
выполнения домашних заданий у школьников .
Задачи:
1.Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности школьника.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних
заданий.
3.Отработка приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог
Форма проведения: собрание-практикум.
Организация родительского собрания:
• подготовка приглашений для родителей;
• изучение учителем психолого-педагогической и методической литературы по теме
собрания; организация выставки книг в помощь родителям;
• подготовка сценария собрания;
• анкетирование родителей;
• составление памяток для родителей;
Высказывания, как эпиграф к собранию, написаны на доске:
«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство
гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания... Успех в учении -
единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления
трудностей, желание учиться.»
В А Сухомлинский
«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас» (Легуве).
«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое
наказание» (Лесгафт).
Ход собрания
Актуальность:- Домашняя работа учащихся - это средство углублённого усвоения и
закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после
достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от
особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Повторение и
закрепление организуется на другом уровне, в иной форме.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного
руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-
познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. В домашних
условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее
эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя»,
вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Проблема: неумение (а иногда и - нежелание) вовремя оказать поддержку своему
ребенку в учебной деятельности, при выполнении домашних заданий.
Вступительное слово классного руководителя:
- Часто родители жалуются, что дети по нескольку часов сидят за уроками, много
отвлекаются, бывают несобранны. Возникает вопрос: что же будет делать ребенок, когда
количество домашних заданий возрастет в несколько раз?
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной
деятельности детей по подготовке домашних заданий и отработать практические приемы
оказания помощи им в этой деятельности. Не секрет, что школьные знания - это костяк,
основа. Главные же знания ученик обретает сам, в результате собственной деятельности.
Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат
непременно будет.
Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив их в
микрогруппах.
Работа в микрогруппах
Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации,
ответить на поставленные вопросы и затем предложить собранию свою тояку зрения на
предложенную проблему.
Задание для группы 1. Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда
родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Запишите ваше мнение в таблицу.
Если родители помогают
Если родители не помогают
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Решение.
Разумно
предоставить
ребенку
самостоятельность,
оставляя
за
собой
руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание
для
группы
2.
Как
сделать
подготовку
домашнего
задания
делом
привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители,
занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы
ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, найдите, за что можно ребенка
похвалить.
Задание для группы 3. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки
(обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:
• на строчку, где допущена ошибка;
• на слово с ошибкой;
Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться
анализировать свои работы.
Задание для группы 4. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру,
а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям
(обсуждают и отвечают)?
Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания
на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И
никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
Задание для группы 5. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А начинает
делать уроки - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям
(обсуждаю и отвечают)?
Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба
не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка
определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к
урокам.
Подведение итогов коллективной работы. Выступление психолога
Причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности :
Недостаточная, информация о том, как надо выполнять задание.
Недостаточное умение читать и понимать текст.
Длительное, но бесполезное «сидение» за уроками.
Отсутствие (в первую очередь у родителей) знаний о гигиенических нормах при
выполнении заданий.
Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам.
Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.
Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
Неосведомленность родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе
выполнения заданий дома.
Классный руководитель:
Некоторые родители недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и
им, наверняка следует изменить позицию и находить больше времени для детей.
Возможно,
придется
отказаться
от
привычного
просмотра
телепередач,
меньше
обращаться к любимым занятиям. Что ж, эти жертвы оправданы: ведь они ради будущего
детей. А мы, педагоги, желаем вам успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить
вас практическими советами.
Обсуждение ситуационной игры
.
Классный руководитель: Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант
ситуаций. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить две короткие
сценки, одна из которых показывает - как не следует поступать в ситуации, описанной в
задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться
собственным родительским опытом в подобной ситуации.
Ситуация 1
«Ребенок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает
на последнюю очередь и делает кое- как».
Комментарий учителя: Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету.
Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в
учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее
раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным
примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте опреде-
ленную схему решений.
Ситуация 2
«У ребенка конфликт на почве учебы в школе, по этой причине он не хочет выполнять
домашнее задание, да и вообще идти в школу».
Комментарий учителя: У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит
любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти
ощущения послужат стимулом решения проблем. Постарайтесь устранить конфликт, но
не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте
учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не
обязательно должно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в
жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что
происходит с ним в школе.
Ситуация 3
«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».
Комментарий учителя: Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь
записками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ребенок видит ваш
интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у
телевизора.
Ситуация 4
«Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал
бумажных голубей.» А ведь столько времени накануне просидели за домашними
заданиями вместе!».
Комментарий учителя:
l.He унижайте ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя
вообще есть голова на плечах?» и т.д.
2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!»
Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы
всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно
бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
З.Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово - это одно, а
дело - совсем другое.
Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют
в обсуждении.
Общий вывод : нет правильных или неправильных решений в отношении сложностей в
выполнении домашних заданий для ребенка. Просто есть решения, адекватные
возможностям, способностям ученика, его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть
неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть
рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.
Классный руководитель: Для того чтобы помочь ребенку в сложной для него
деятельности - выполнении домашнего задания - мы должны понять, чего мы хотим
достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что качественно выполнять задания
дома - это получить за него «пятерку», то мы явно не правы.
Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями.
Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче,
усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только
вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная
положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.
Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему
помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздаются «Советы родителям»)
Выступление психолога:
Сколько времени должен тратить ребенок на приготовление дом. зад.?
1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;
6–8-й классы – 2,5 часа в день;
9–11-й классы – 3,5 часа в день.
Исходя из причин невыполнения домашнего задания и используя советы психологов,
вытекают следующие рекомендации для родителей и учителей.
1.
Помогите ребенку правильно организовать время для занятий.
2.
Помогите ребенку обустроить рабочее место.
3.
Если ребенок не хочет делать уроки, то постарайтесь выяснить причину
этого.
4.
Проверяйте домашние задания.
5.
Не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненные задания.
6.
Мотивируйте ребенка.
7.
Уважительно относитесь к выполнению домашних заданий ребенка.
У родителей часто возникает вопрос о том, в каком порядке следует выполнять домашние
задания: сначала устные, а потом письменные, начинать с легких или трудных? На это
можно ответить, что единого для всех рецепта нет. У детей существует много
индивидуальных различий в устойчивости внимания, быстроте «вхождения» в работу,
определенных пристрастиях.
Совершенно неправильно поступают те родители, которые выдвигают такое требование:
«Не выходи из-за стола, пока не сделаешь все уроки». После 25-30-минутных занятий для
7-8-летних школьников, а для детей постарше через 30-35 минут необходимо делать 10-
15-минутный перерыв для отдыха. Выполнение физических упражнений или, к примеру,
танцевальных движений под музыку позволит быстрее восстановить работоспособность.
Только при этом необходимо помнить, что физкультурная пауза не должна чрезмерно воз-
буждать, чтобы потом не пришлось тратить время на вхождение в работу.
Тем школьникам, которые учатся во вторую смену, как правило, не рекомендуется
садиться за уроки вечером, после возвращения из школы. Исключение, пожалуй, следует
сделать в тех случаях, когда ребенку необходимо помочь разобраться в трудном для него
задании, т.к. в первой половине дня он не может рассчитывать на присутствие родителей.
Для тех, кто с трудом заучивает наизусть, имеет смысл пройтись по тексту, например,
перед сном, а утром попытаться воспроизвести его. Такое растянутое во времени
воспоминание может оказаться гораздо эффективнее, чем спрессованные во времени
многократные повторения.
В выходные дни надо постараться, чтобы ребенок был свободен от уроков, чтобы это был
день настоящего отдыха. Известно, что большинство школьников хронически недосыпает,
поэтому в эти дни, во-первых, ребенку необходимо хорошо выспаться, по возможности
побольше побыть на воздухе. Это создаст хороший запас сил на следующую учебную
неделю. А если без учебных занятий совсем не обойтись, то постарайтесь, чтобы это были
такие занятия, выполнение которых не только необходимо, но и интересно. Ведь
прогуливаясь вместе с родителями в лесу или в парке, ребенок может даже больше узнать
или лучше закрепить полученные на уроке знания. Здоровья и успехов вам, дорогие дети
и родители!
Приложения
Анкета для учащихся
Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем
на все остальные?
_________________________________________________________________
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у
кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________
7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит
учитель, если ты ему это объяснишь?
_______________________________________________________
10.
Бывают
ли
случаи,
когда
ты
просто
списываешь
задание
перед
уроком
у своих товарищей?
Анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?»
1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с
педагогами)?
5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа
(жены)?
6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?
7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?
8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, телепередачи?
9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?
10. Любит ли ваш ребенок учиться?
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей
1. Постарайтесь не ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так
воспринята им как наказание.
2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка (двойка,
тройка, а для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не
в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк,
ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще.
Учитель иногда это не объясняет.
3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения
ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не
умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно:
«Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом,
если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес
всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось
мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если
в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору
неудач, и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он
их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число
дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком
1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому
вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и
предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При
установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени,
отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб
другому.
2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся
под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала
занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее
место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни посторонних книг,
ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для работы). Если нет
возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть,
безусловно, выделено, освобождено место для занятий.'
3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало
работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У
человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягива-
ния» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником
не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего
учебного режима, профилактика перегрузок.
5. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек,
который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать
работу, приступать к ней без проволочек.
6.
Приучение
ребенка
к
правильному
режиму
должно
сочетаться
с
вашей
самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью,
разумной требовательностью.
Памятка для родителей
Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием….
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над
линией собственного поведения.
3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками.
Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали
ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все
подробности с ребенком.
5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке
– грустное зрелище.
6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он
приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не
только у телевизора.
8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите
вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него
впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам
семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет
частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим
отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.