Автор: Щербак Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №33
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: статья
Тема: "Роль худоественного образования в формировании экологической культуры школьника"
Раздел: начальное образование
Роль художественного образования
в формировании экологической культуры школьника.
Щербак Елена Петровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №33 г. Калининграда.
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В.А. Сухомлинский.
Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с
эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух
планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие
на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических,
нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно эстетическое
воспитание в широком смысле в целях формирования
у
школьников
эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
Каким же образом воспитывать у детей любовь и уважение к природе и
окружающему миру? С моей точки зрения,
это можно сделать посредством
искусства. Искусство является фактором формирования социально значимых
форм и уровней эстетического сознания, в том числе и интегрированного
эстетического отношения к природе. Педагогически организованный процесс
его формирования под воздействием искусства препятствует стихийному
становлению
корыстно-потребительского,
лишенного
духовности,
мировоззренческой глубины отношения к природе.
Искусство моделирует,
раскрывает содержание, формы, духовный смысл отношений человека к
природе и обществу.
Интерес к окружающим объектам живой и неживой природы появляется у
детей очень рано. Они замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной
тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в
густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе,
яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый
мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно,
попробовать на вкус.
Младшие школьники эмоциональны, но они, как правило, не могут
самостоятельно открыть для себя красоту природы. Именно от меня, как от
учителя, зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний.
В
современной школе эстетическое восприятие действительности у подростков
наиболее успешно формируется на уроках изобразительного искусства.
Ведь
искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и
изображать.
Моя роль заключается в том, чтобы средствами искусства
воспитать в учениках способность видеть, слышать, чувствовать, а значит
сопереживать, сострадать, научить беречь, созидать, приумножать, а не
разрушать. Уже в первом классе на уроках ставлю задачу увидеть красоту в
малом. На таких уроках обращаю внимание школьников на гармоничность
цветовых сочетаний,
разнообразие, симметричность растительных форм,
орнаментальность узоров в цветах, листьях, ветвях, помогаю найти зримую
привлекательность в каждом объекте или явлении действительности. Я считаю,
с этого и начинается эстетическое познание природы, ее осмысление. Эти
уроки
помогают
не
только
увидеть
крупным
планом
красоту
форм
окружающего мира, но и ощутить всю прелесть родного края.
В пятом классе уроки эстетического восприятия действительности связываю
с декоративно-прикладным искусством, то есть с деятельностью человека во
внешней среде. В шестом классе привлекаю внимание школьников к
природным элементам в оформлении улицы, города, двора, в образах и
материале декоративно-прикладного искусства.
Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно
эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо
раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный
человечеством, отраженный в искусстве, в произведениях пейзажного жанра
живописи.
Младших
школьников
знакомлю
с
несложными
полотнами
жанровой
живописи,
которые
содержат
элементы
пейзажа.
Через
прослеживание сюжетной линии им легче понять взаимозависимость элементов
картины,
ее
композицию,
изобразительно–выразительные
средства.
Почувствовав состояние природы, среди которой развертывается действие,
ребенок ощутит и общий настрой картины. Более сложная задача уроков
восприятия – научить подростков понимать и чувствовать характер творчества
отдельных мастеров пейзажной живописи (анализ творчества Ф. Васильева, И.
Левитана, И. Шишкина, А. Пластова, Г.Нисского и других художников).
Подростки знакомятся с многообразием национальных школ, с характером
художественных традиций в пейзажной живописи. Беседы о пейзажном жанре
живописи показывают школьникам, что в нем отражается целый мир мыслей и
чувств. Звучание пейзажа не всегда открывается поверхностному взгляду.
Через сравнение и анализ отдельных произведений подросток учится ощущать
в них дыхание времени.
Тема дружбы человека и животных проходит через многие практические
задания. В воспитании эстетического отношения к природе предусматривается
развитие
у
школьников
умения
соотнести
художественные
средства,
особенности материала с характером трактовки образа животного. На таких
уроках я выделяю элементы композиции, помогающие раскрыть образ, и
показываю свойства различных материалов (дерева, металла, камня, керамики и
т.п.) и их выразительные возможности в передаче позы, характера движения,
ритма, цветовых характеристик животных. Такой анализ помогает школьнику
увидеть характер живого существа, понять, как изобразительные возможности
соотносятся с живой натурой у лучших художников–анималистов: В.Ватагина,
И.Ефимова, П.Кожина, С.Евангулова.
Полноценное восприятие образов живой и неживой природы в искусстве
помогает увидеть эстетические качества окружающей среды, прививает
подросткам потребность заботы о природном мире и стремление к его
посильной охране, сохранению его богатств. Одновременно решаются важные
задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
Необходимо
развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы,
умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы.