Автор: Григораш Надежда Александровна
Должность: учитель биологии, химии и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Малобыковская ООШ"
Населённый пункт: село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности по биологии, как способ формирования продуктивного и творческого мышления учащихся.
Раздел: среднее образование
Организация внеурочной деятельности по биологии, как способ формирования
продуктивного и творческого мышления учащихся.
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать
наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития
цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения
здоровья. В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная медицина и
Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России. Поэтому биология в какой-
то степени задаёт общий вектор развития других наук. Именно поэтому от успеха обучения
биологии, от её качества во многом зависит наше будущее. организации обучения.
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых
вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно
мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества
состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К
большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности.
Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву
для того, чтобы эти способности были реализованные.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких
учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа
на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в
различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы
и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно
раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организована внеурочная работа. Главная
задача ее – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой
деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует
главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Поиск
юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть,
сохранить существование и самого общества.
Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и
совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно
раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных
ступеней этого процесса.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное
место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и
определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить
знания, применять их в жизненных ситуациях.
Большое значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода
проектов.
В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной
деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать,
обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная
деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную
деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В своей практике я использую несколько видов проектов.
Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и
анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете
биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам,
дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение
проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого
рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют
профессиональному самоопределению.
В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить
творческое воображение и оригинальность мышления при создании альбомов, плаката,
презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся
на решение реальных проблем.
Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока
биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. В
основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких недель. Проект
обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и
практическим применением полученных знаний.
Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект -
субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный
участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками.
Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать
знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует
расширению образовательного пространства. Идея проекта всегда «созревает» в головах
учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности. В
результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в
необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа.
Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах
проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности.
Многие учащиеся основной школы, для подготовки итогового индивидуального
проекта выбирают темы по биологии. Для своих проектов они исследуют растительный и
животный мир нашей местности и на основании своих наблюдений делают альбомы,
гербарии, презентации, плакаты и т.д.
Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их
познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда.
Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность
продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно
новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для
развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся.
У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить,
кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.
Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При
возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует
повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.
В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит
непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания
помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных
особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.
Мне хочется так же отметить, что в настоящее время исследовательская работа
учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной
организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические
способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся
овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания
окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания,
углубление знаний о природе родного края.
Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдаленной от научно-
исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для
проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть
его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно.
Кроме того, ежегодно в нашей школе проводится неделя Экологии. В организации
этого мероприятия принимает участие учитель географии и наиболее активные
старшеклассники. Каждый день этой недели имеет свое название, например, День Земли,
День Воды, День Птиц, Природа родного края и т.д.
Эти мероприятия рассчитаны на учащихся разных возрастных групп. Для учащихся
начальных классов мероприятия проходят в форме викторин и развлекательных конкурсов.
Старшеклассники принимают участие в организации таких конкурсов. Для учащихся
основной школы мероприятия проходят в форме научной конференции, с демонстрацией
опытов, экспериментов, проектов и т.д.
Все учащиеся нашей школы с большим энтузиазмом принимают участие в
мероприятиях. По результатам этих мероприятий награждаются победители или активные
участники.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В.
Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает
активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки "внести” в сознание
ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны.
В результате работы над различными видами деятельности школьники овладевают системой
проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность
учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с учащимися исследовательской
или проектной деятельностью, необходимо всегда помнить о главном — нельзя делать за
школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не
следует стремиться к большому количеству выполняемых работ – лучше меньше, да лучше.