Напоминание

Организация внеурочной деятельности по биологии, как способ формирования продуктивного и творческого мышления учащихся.


Автор: Григораш Надежда Александровна
Должность: учитель биологии, химии и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Малобыковская ООШ"
Населённый пункт: село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности по биологии, как способ формирования продуктивного и творческого мышления учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация внеурочной деятельности по биологии, как способ формирования

продуктивного и творческого мышления учащихся.

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать

наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития

цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения

здоровья. В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная медицина и

Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России. Поэтому биология в какой-

то степени задаёт общий вектор развития других наук. Именно поэтому от успеха обучения

биологии, от её качества во многом зависит наше будущее. организации обучения.

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых

вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно

мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества

состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К

большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности.

Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву

для того, чтобы эти способности были реализованные.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия

рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких

учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа

на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в

различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто

интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы

и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно

раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организована внеурочная работа. Главная

задача ее – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой

деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует

главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Поиск

юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть,

сохранить существование и самого общества.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и

совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно

раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных

ступеней этого процесса.

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное

место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и

определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить

знания, применять их в жизненных ситуациях.

Большое значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода

проектов.

В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной

деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать,

обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная

деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную

деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

В своей практике я использую несколько видов проектов.

Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и

анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете

биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам,

дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.

Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение

проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого

рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют

профессиональному самоопределению.

В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить

творческое воображение и оригинальность мышления при создании альбомов, плаката,

презентации.

В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся

на решение реальных проблем.

Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока

биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. В

основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких недель. Проект

обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и

практическим применением полученных знаний.

Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект -

субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный

участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками.

Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать

знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует

расширению образовательного пространства. Идея проекта всегда «созревает» в головах

учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности. В

результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в

необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа.

Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах

проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности.

Многие учащиеся основной школы, для подготовки итогового индивидуального

проекта выбирают темы по биологии. Для своих проектов они исследуют растительный и

животный мир нашей местности и на основании своих наблюдений делают альбомы,

гербарии, презентации, плакаты и т.д.

Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их

познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда.

Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность

продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно

новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для

развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся.

У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить,

кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.

Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При

возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует

повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.

В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит

непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания

помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных

особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

Мне хочется так же отметить, что в настоящее время исследовательская работа

учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной

организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические

способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся

овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания

окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания,

углубление знаний о природе родного края.

Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдаленной от научно-

исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для

проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть

его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно.

Кроме того, ежегодно в нашей школе проводится неделя Экологии. В организации

этого мероприятия принимает участие учитель географии и наиболее активные

старшеклассники. Каждый день этой недели имеет свое название, например, День Земли,

День Воды, День Птиц, Природа родного края и т.д.

Эти мероприятия рассчитаны на учащихся разных возрастных групп. Для учащихся

начальных классов мероприятия проходят в форме викторин и развлекательных конкурсов.

Старшеклассники принимают участие в организации таких конкурсов. Для учащихся

основной школы мероприятия проходят в форме научной конференции, с демонстрацией

опытов, экспериментов, проектов и т.д.

Все учащиеся нашей школы с большим энтузиазмом принимают участие в

мероприятиях. По результатам этих мероприятий награждаются победители или активные

участники.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В.

Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает

активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки "внести” в сознание

ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны.

В результате работы над различными видами деятельности школьники овладевают системой

проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность

учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с учащимися исследовательской

или проектной деятельностью, необходимо всегда помнить о главном — нельзя делать за

школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не

следует стремиться к большому количеству выполняемых работ – лучше меньше, да лучше.



В раздел образования