Автор: Коробейникова Светлана Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 11
Населённый пункт: Город Тавда, Свердловская область
Наименование материала: Консультация
Тема: PRO-Речь: «Логопедическая» грамотность
Раздел: дошкольное образование
PRO-Речь: «Логопедическая» грамотность
Основой любого уровня образованности является, прежде всего, грамотность.
Проблема формирования у детей функциональной грамотности является наиболее
актуальной на современном этапе развития образования.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным
условием успешности. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его
содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.
Одними из специалистов, работающих над формированием функциональной
грамотности,
являются
учителя-логопеды.
Именно
они
сопровождают
процесс
формирования читательской грамотности, ее предпосылок с того периода, когда ребенок
переступил порог детского сада.
Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие
свободного общения со взрослыми и сверстниками. Для этого ребенок должен говорить и
говорить так, чтобы его понимали окружающие, должен уметь вести диалог, выстраивать
монолог, быть интересным эмоциональным собеседником. Но не всем детям это удается
легко!
На сегодняшний день проблема речевого развития очень актуальна, процент
дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.
Так, примерно проанализировав результаты мониторинга речевого развития детей 4-
6 лет, мы получили следующие данные: из общего количества детей дошкольного
возраста у 88 % воспитанников отмечаются нарушения речи.
Причины речевых нарушений:
1.
Наличие неврологической симптоматики. Отсутствие должного лечения.
2.
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной
педагогической запущенности.
3.
Отсутствие полноценного общения взрослых с детьми.
4.
Несвоевременное обращение за консультацией к узкому специалисту.
5.
Наследственный фактор.
Отсутствие своевременной логопедической коррекции в дошкольном возрасте
усугубляет освоение общеобразовательной программы на этапе школьного обучения. У
обучающихся начинаются серьезные проблемы при освоении процесса письма в 1 классе:
проявления дисграфии - нарушения процесса письма, отражение устной речи на письме. А
если устная речь требует коррекции, то о каком правильном письме может идти речь?
Та же ситуация происходит и с процессом чтения, речевые дети длительно
осваивают процесс послогового чтения, не понимают прочитанное, а это в дальнейшем
сказывается и на освоении других школьных предметов, например, при решении задачи
по математике ребенок не понимает прочитанное, не может решить; не понимает
прочитанный параграф по истории, биологии и т.д. и упущенное родителями время
сказывается на неусвоении программного материала.
Поэтому мы поднимает проблему формирования читательской грамотности, она
набирает обороты и, к сожалению, не в положительную сторону.
Советы для вас, уважаемые родители!
1.
Начинать заниматься речью ребенка нужно с самого раннего возраста, с
младенчества.
2.
При первых подозрениях на задержку речевого развития (не говорит простые
слова к 1 году) необходимо обращаться за помощью к специалистам.
3.
Не забывайте каждый день читать ребенку. Это очень важно по ряду причин:
во-первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит
вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во-вторых, у ребенка возникает
потребность ежедневно получать информацию. При повторном чтении книги старайтесь
читать ее как можно быстрей. Четко произносите слова. Время от времени спрашивайте
ребенка, все ли он успевает понимать. Развитие навыков быстрого понимания
прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при
самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание быстрее, чем прочитывать
слова.
4.
Следует разобраться: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать
свои мысли? Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших
детей не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на
достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют
общаться.
Поэтому
стоит
задуматься,
как
привить
им
навыки
общения,
усовершенствовать их устную речь.
5.
Разговаривайте со своими детьми! Разговаривать с ребенком можно о многом,
стоит только взглянуть на окружающий мир.
6.
Только систематические занятия с ребенком могут дать положительный
результат!
Прислушивайтесь
к
советам
узких
специалистов
вашей
образовательной
организации,
следуйте
их
рекомендациям
и
осуществляйте
конструктивное
взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений!